Interested Article - Синодальный отдел по тюремному служению

Синодальный отдел по тюремному служению — синодальное учреждение Русской православной церкви , координирующий взаимодействие с пенитенциарными учреждениями . Образован решением Священного синода Русской православной церкви от 5 марта 2010 года. В его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами были переданы вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями . Председатель отдела с момента его учреждения — епископ Иринарх (Грезин) . При Синодальном отделе по тюремному служению издается газета «Мир всем».

История

Тюремное служение в Русской православной церкви как отдельное направление пастырства стало складываться в XIX веке. После учреждения в 1819 году Попечительного о тюрьмах общество до 1917 года в тюрьмах повсеместно сооружались церкви, а в штат тюрьмы с 1887 года были введены священники, прежде всего для нравственного исправления преступников и наставления их в правилах христианского благочестия .

С момента возобновления взаимодействия православной церкви и исправительных учреждений в 1990 году священнослужители получили право на посещение заключённых и совершение духовного окормления в местах лишения свободы . В 1994 году появился первый документ, закрепляющий договоренности о совместной работе Русской православной церкви и МВД России. Реализация данных соглашений была возложена со стороны Русской Православной Церкви на созданный в 1995 году Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями , где был образован Сектор тюремного служения, со стороны МВД и, впоследствии, с 1997 года, Министерства юстиции — на Главное управление исполнения наказаний России (ГУИН). Эти соглашения позволили начать просветительскую деятельность не только среди осужденных, но и среди личного состава правоохранительных органов . В декабре 1999 года министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подписали соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции РФ и Русской православной церкви в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения осужденных. Эти соглашения позволили начать просветительскую деятельность среди не только осуждённых, но и личного состава правоохранительных органов. За всеми учреждениями уголовно-исполнительной системы России были закреплены священнослужители. Региональные управления ГУИН (с 2004 года — ФСИН России) и епархиальные архиереи, как правило, заключали соглашения о сотрудничестве, на основании которых и совершалась миссия Русской православной церкви в местах лишения свободы: строились храмы и проводились богослужения, организовывались воскресные школы и распространялась религиозная литература, проводились гуманитарные и праздничные мероприятия .

Важность тюремного служения была зафиксирована в Основах социальной концепции Русской православной церкви в 2000 году. Кроме церковно-практических задач по духовному окормлению в местах лишения свободы в 2008 году в « Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека » была сформулирована важность правозащитной миссии . По линии Русской Православной Церкви при епархиальных советах во всех епархиях были созданы епархиальные комиссии по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, на которые была возложена координация деятельности духовенства в местах лишения (ограничения) свободы . Вместе с тем, до 2010 года служение православных священников в тюрьмах носило добровольный, эпизодический, несистемный характер и зависело как от возможностей каждого конкретного священнослужителя, так и условий, которые предоставляли для тюремной миссии сотрудники учреждений, — с другой . По состоянию на 2010 год в местах лишения (ограничения) свободы действовал 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных , большинство из них не имели постоянных тюремных священнослужителей; священники бывали в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время .

5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви постановил образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями . Руководителем данного синодального отдела был назначен епископ Красногорский Иринарх (Грезин) . Занимаясь организацией нового отдела, он прежде всего считал необходимым опираться на дореволюционный опыт Русской православной церкви в этом вопросе, но также учитывать и современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран . Основную задачу своего отдела он сформулировал так: «Задача Церкви — помогать заключённому сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество и через возрождение религиозности помогать ему после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления среди гражданского общества утраченных за решеткой социальных связей» .

Основные направления работы

  • Сектор взаимодействия с епархиями, правозащитными организациями и общественностью;
  • Центр духовного просвещения в местах лишения свободы;
  • Сектор разработки образовательных программ и подготовки капелланов для тюремного служения;
  • Сектор помилования, реабилитации (ресоциализации) и социологических исследований;
  • Информационно-аналитический сектор;
  • Издательско-информационный сектор;
  • Сектор электронных СМИ;
  • Работа с письмами заключенных.

Примечания

  1. // Уголовно-исполнительное право. — 2010. — № 2 . — С. 73—75 . 22 октября 2020 года.
  2. , с. 191—192.
  3. , с. 195—196.
  4. , с. 36.
  5. , с. 38.
  6. , с. 37.
  7. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — № 12 (115) . — С. 31—36 . 24 октября 2020 года.

Литература

  • Тонконогов А. В. Актуальные вопросы взаимодействия ФСИН России с Русской православной церковью и пути их решения. Тюремное служение Русской православной церкви. — М., 2009. — С. 79-87
  • Иринарх (Грезин) , еп. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — № 2 (105) . — С. 35—43 .
  • // Христианское чтение. — 2011. — № 2 . — С. 186—199 .
  • // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2013. — № 1 . — С. 132—136 .
  • // Вестник Самарского юридического института. — 2014. — № 1 (12) . — С. 38—42 .
  • // Уголовно-исполнительное право. — 2016. — № 1 (23) . — С. 57—60 .
  • // Уголовно-исполнительное право. — 2016. — № 1 (23) . — С. 65—67 .
  • // Уголовно-исполнительное право. — 2016. — № 1 (23) . — С. 41—44 .
  • Блинкова Е.В., Чорный В.Н. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2017. — № 2 (36) . — С. 155—168 .
  • Мельникова Н.А. // Пенитенциарная наука. — 2018. — № 3 (43) . — С. 65—71 .
  • , прот. Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в Российской Федерации в конце ХХ — начале XXI века. — СПб. : Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2018. — 294 с. — ISBN 978-5-88812-909-8 .
  • , // Теология. Философия. Право. — 2019. — № 2 (10) . — С. 19—37 .
  • , // Теология. Философия. Право. — 2019. — № 3 (11) . — С. 22—32 .
  • // Вестник Костромского государственного университета. — 2019. — № 4 . — С. 70—74 .

Ссылки

Источник —

Same as Синодальный отдел по тюремному служению