Амрам гаон
(
ивр.
עמרם גאון
, или
Мар Амрам
; умер около 875 года), также
Амрам бен-Шошна
(Амрам бин-Шушна) — крупнейший
галахический
авторитет эпохи
гаонов
. Глава
сурской
академии в Мата-Мехасии (846—864)
. Первый составитель полного
синагогального
богослужения
.
Сидур
Амрама гаона представляет собой основу текстов испанско-португальской и немецко-польской литургий
(
сефардский носах
). Место рождения и год — неизвестны.
Содержание
Биография
Обладал исключительными способностями, ввиду чего был одарён своим учителем Натронаем II титулом «гаон» при жизни. Вступил в права гаона в 857-м году. Являлся автором 120-и галахических
респонсов
, вошедших в сборник «Шааре цедек». Считал лишним
пост
из-за дурного сновидения.
Амрам гаон составил полный сидур для будней и праздников, для личных молитв и
общинного
синагогального богослужения, составленный по просьбе Ицхака бен Шимона из Испании
. Указал текст молитв с талмудическими пояснениями как самих молитв, так и ритуала, связанного с ними. Появление cидура Амрама гаона было вызвано стремлением
вавилонского центра
к доминированию над иудейскими общинами других стран
.
Сидур Амрама гаона был издан в 1685-м году в Варшаве Н. Н. Коронелем под названием «Седер рава Амрама гаона» (также называемый
Йесод ха-Амрами
(«Амрамова основа») или
Махзор де-рав Амрам
(«Молитвенник рава Амрама»)
). Сидур Амрама гаона основан на вавилонской традиции и вавилонском
Талмуде
. Состоит из двух частей:
Вторая часть — собрания слихот более поздних авторов, разделённых на 15 маамадот для 15-и ночей, предшествующих Рош ха-Шана, гимны и йоцерот для Нового года и Йом-кипура
Хотя, известное сегодня издание приписывают Амраму гаону, очевидно, сидур является коллективным трудом более поздних авторов
, напечатанный текст сидура значительно разнится с рукописями. Сравнение европейских рукописей с данными
каирской генизы
показало, что текст сидура многократно дополняли, исправляли
.
— статья из
Электронной еврейской энциклопедии
«В сидуре р. Амрама приведён несколько видоизменённый текст затрапезной молитвы, который читают в доме, где соблюдают траур по умершему родственнику»
//
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
. —
СПб.
, 1908—1913.
«К определённым заключениям относительно данного вопроса можно, однако, прийти только путём сравнения печатного текста с рукописями; список Алманци, судя по выдержкам, которые дал Луццато, значительно отличается от напечатанного текста»
//
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
. —
СПб.
, 1908—1913.
«По мнению Азулаи, он составлен учениками р. Амрама (Schem ha-Gedolim, II, s. v.). Однако имеются вставки более позднего происхождения, сделанные не его учениками, а другими лицами»