Interested Article - Мроя

Мроя белор. «Мечта») — белорусская советская хард-рок группа из Минска . Существовала с 1981 по 1994 год. В этой группе начал свою музыкальную карьеру Лявон Вольский .

История

Советский период

Ранние годы

Датой основания группы считается 7 ноября 1981 года, когда в актовом зале Минского художественного училища имени Глебова состоялся первый концерт, в котором группа исполнила песни « Машины времени ». Группа была основана Лявоном Вольским и Владимиром Давыдовским, студентами второго курса этого же учебного заведения и первое время носила название «Эскалатор». Вольский пел и играл на синтезаторе, а Давыдовский играл на гитаре. Позже к группе присоединился школьный знакомый Давыдовского Юрась Левков, который начал играть на бас-гитаре, а затем к группе примкнул одногруппник Вольского Олег Демидович, который сел за барабаны. Кроме песен «Машины времени» в этот период группа также исполняла песни группы « Воскресение », песни на стихи поэта Арсения Тарковского и песни собственного сочинения на русском языке. В конце 1981 года группа сменила название с «Эскалатор» на «Мроя» и постепенно перешла на исполнение белорусскоязычных песен собственного сочинения. Группа выступала в своём училище, на различных открытых площадках и на танцах. В 1984 году все участники группы, кроме Юрася Левкова, были призваны служить в армию .

Перестройка

Летом 1986 года группа собралась снова. Было записано несколько магнитоальбомов : «Стары храм», «Зрок». В 1987 году товарищество «Талака» (молодёжная организация, существовавшая в БССР во время Перестройки и занимавшаяся культурно-просветительской деятельностью) организовала поход против строительства Двинской ГЭС в Латвийской ССР . В походе приняли участие и музыканты группы «Мроя», за что были лишены репетиционной точки в Доме литератора .

Летом 1987 года в газете « Советская Белоруссия » вышла статья «Найти своё лицо. О некоторых тенденциях развития рок-музыки в республике». В статье помимо прочего автор выражал сомнение в профессионализме некоторых современных белорусских групп, в том числе и группы «Мроя». По мнению автора «исполнение народной колядки в стиле метал больше походит на профанацию музыки». В октябре 1988 года в газете « » вышла статья «Пена на волне перестройки», где были подвергнуты критике музыканты (в том числе и группа «Мроя») принимавшие участие в концерте в минском ГПТУ-72. Музыканты были обвинены во внушении молодёжи «духа экстремизма». «Мроя» написала ответ на эти обвинения, который был опубликован в газете « Літаратура і мастацтва » .

В 1988 году на оборудовании радиостанции «Беларуская маладзёжная» был записан альбом «Студыя БМ». Песня «Ён яшчэ вернецца» с альбома победила в хит-параде этой радиостанции, несмотря на протест отдела культуры Мингорисполкома , поскольку у песни не было официального разрешения на исполнение. Голосование в хит-параде шло через почту, в поддержку песни пришло 1155 писем. В следующем году группа победила в этом хит-параде с песней «Вайна» .

В 1989 году музыкальные журналисты Анатолий Мельгуй (он же президент минского рок-клуба «Немига») и Витовт Мартыненко отправили письмо на фирму « Мелодия » с просьбой записать этих музыкантов. «Мелодия» отреагировала, отправив в Минск передвижную звукозаписывающую студию, на которой группой был записан альбом «Дваццаць восьмая зорка». Альбом имел тяжёлое звучание, надрывный вокал и социальные тексты и был записан с некоторой примесью арт-рока . Обложку оформили в мрачных « пинкфлойдовских » традициях: Вольский и Демидович сделали из пластилина лица участников группы, обернули их папье-маше и сфотографировали. Незадолго до этих событий группу покинул один из её основателей Владимир Давыдовский. Он посчитал, что не может реализоваться в рамках группы и решил заняться сольной карьерой. На песню «Я рок-музыкант» с этого альбома Белорусское телевидение сняло видеоклип .

В этот период музыканты приняли участие в фестивалях: «Рок-диалог» ( Могилёв , 1989), «Рок-богема» ( Днепродзержинск , УССР , 1989), «Червона рута» ( Черновцы , УССР, 1989), «Rock-Maffia» ( Сопот , Польша , 1990), «Belfort-FIMU» ( Бельфор , Франция , 1991) и других. Стали лауреатами фестиваля «Наваполацк» ( Новополоцк , 1988), получили приз зрительских симпатий на фестивале «Рок-крок» ( Гродно , 1988), гран-при на фестивале «Тры колеры» (Минск, 1990), а также стали лауреатами фестиваля « Басовище » ( Грудек , Польша, 1991) .

Период независимости

Группа «Мроя» была национально-ориентированной группой, что было актуально во второй половине 1980-х годов. Однако события начала 1990-х годов, а именно распад СССР , обретение Белоруссией независимости и наступление демократии выбили почву из под ног у подобных групп. Многие национально-ориентированных группы в этот период времени прекратили своё существование. Лявон Вольский вспоминает: «Мы не могли себя найти во время расцвета демократии. Мы были борцами и имиджем, и душой. А в то время борьба стала абсолютно ненужной» . Тем не менее группа продолжала вялотекущее существование, выпустила несколько сборников: «Лепшыя песьні з альбомаў 1988—1990» и «Выбраныя песьні 1989—1993». В последний сборник вошло и несколько новых песен. В 1993 году, после множественной смены гитаристов, в группу пришёл Пит Павлов .

В 1994 году музыканты упразднили группу «Мроя» и организовали новую группу с тем же составом участников. Новая группа получила название N.R.M. , что расшифровывается как «Незалежная Рэспубліка Мроя» (с белор. «Независимая Республика Мечта»). Был полностью изменён имидж группы. Музыкальный жанр сменился с хард-рока на альтернативный рок . Во второй половине 1990-х годов группа N.R.M. стала одной из ведущих на белорусской рок-сцене .

Наследие

Лявон Вольский за клавишами. Группа «Мроя» на фестивале «Басовище-2009»

Группа N.R.M. не исполняла на своих концертах песни группы «Мроя». По словам Вольского, они поначалу пытались обновить некоторые старые песни, но эти песни не подходили под репертуар новой группы. Лишь в альбом «Акустычныя канцэрты канца XX стагодзьдзя» 1999 года было включено несколько песен группы «Мроя». В 2009 году на юбилейном 20-м фестивале « Басовище » музыканты N.R.M. выступили как группа «Мроя», с соответствующем репертуаром . В том же году альбом «Дваццаць восьмая зорка» был переиздан на CD . Для юбилейного 25-го фестиваля «Басовище» Лявон Вольский и ученики белостокской начальной школы № 4 (проект «25 АБ-БА Аркестр») записали новую версию песни «Зямля» .

В 2005 году журналист Виктор Дятликович выпустил книгу под названием «Іх Мроя. Іх N.R.M.» об истории этих двух групп . В феврале 2010 года в Минске прошёл концерт под таким же названием. В первом отделении музыканты вышли на сцену как группа «Мроя», во втором отделении как группа N.R.M.

В 2015 году музыкальным порталом « Тузін Гітоў » на основе опроса 90 экспертов был составлен рейтинг «100 величайших белорусских песен». В этот список вошли три песни группы «Мроя»: «Краіна крывавых дажджоў» (на 70-м месте), «Зямля» (на 61-м месте) и «Я рок-музыкант» (на 57-м месте) .

В 2015 году украинский поэт и музыкант Сергей Жадан вместе с группой « Собаки в космосе » записали на украинском языке песню «Я рок-музыкант» . Позже на неё был снят видеоклип .

Дискография

  • Стары храм (1986)
  • Зрок (1987)
  • Студыя БМ (1989)
  • Дваццаць восьмая зорка (1990)
  • Біяполе (1991)
Сборники
  • Лепшыя песьні з альбомаў 1988—1990 (1992)
  • Выбраныя песьні 1989—1993 (1993)

Участники

  • Лявон Вольский — вокал, клавиши (1981—1994)
  • Владимир Давыдовский — гитара (1981—1989)
  • Юрась Левков — бас-гитара (1981—1994)
  • Олег Демидович — барабаны, вокал (1981—1994)
  • Сергей Лоскутов — барабаны, затем гитара (1981)
  • Венедикт Конев-Петушкевич — гитара (1989—1992)
  • Олег Пипин — гитара (1992)
  • Леонид Ширин — гитара (июль, 1992)
  • Виктор Шот — гитара (сентябрь, 1992)
  • Юрась Тенкевич — перкуссия (1992)
  • Виктор Смольский — гитара (1993)
  • Пит Павлов — гитара (1993—1994)

Примечания

  1. . Дата обращения: 28 января 2018. 27 сентября 2018 года.
  2. Артемий Троицкий . Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. — М. : Книга, 1990. — 385 с. — ISBN 5-212-00240-0 .
  3. . Дата обращения: 28 января 2018. 12 сентября 2017 года.
  4. . Дата обращения: 28 января 2018. 5 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 28 января 2018. 5 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 28 января 2018. 10 октября 2017 года.
  7. Віктар Дзятліковіч. Іх Мроя. Іх N.R.M.. — Мн. : Сучасны літаратар, 2005. — 320 с. — ISBN 985-14-1115-9 .
  8. . Дата обращения: 28 января 2018. 12 января 2018 года.
  9. Віталь Цыганкоў. (белор.) . TUT.BY (29 июля 2010). — Интервью. Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано из 13 октября 2019 года.
  10. . Дата обращения: 28 января 2018. Архивировано из 10 июня 2017 года.
  11. . Дата обращения: 28 января 2018. 11 февраля 2018 года.
  12. . Дата обращения: 7 февраля 2018. Архивировано из 8 февраля 2018 года.
  13. . Дата обращения: 28 января 2018. Архивировано из 10 июля 2019 года.
  14. . Дата обращения: 28 января 2018. 28 января 2018 года.
  15. . Дата обращения: 28 января 2018. 22 апреля 2020 года.

Литература

  • Віктар Дзятліковіч. Іх Мроя. Іх N.R.M.. — Мн. : Сучасны літаратар, 2005. — 320 с. — ISBN 985-14-1115-9 .
  • Д.П. , А. Адамчык. «МРОЯ» // Энцыклапедыя беларускай папулярнай музыкі (белор.) / уклад. Дз. Падбярэзскі і інш. — Мінск : (белор.) , 2008. — С. 189–190. — 368 с. — 2000 экз. ISBN 978-985-6783-42-8 .
  • Будкін Сяргей, Сьвярдлоў Павал, (белор.) . . Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка Kamunikat.org .

Ссылки

  • на сайте Experty.by
  • — статья на сайте журнала ARCHE (белор.)
  • — статья на сайте « Tuzin.fm » (белор.)
Источник —

Same as Мроя