Кюнг, Николай Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ханс Кюнг ( нем. Hans Küng ; 19 марта 1928 , Зурзе — 6 апреля 2021 , Тюбинген ) — швейцарский теолог , католический священник и писатель. С 1995 года — президент фонда «За глобальную этику» ( нем. Stiftung Weltethos ) .
Считается главным идеологом модернизации католицизма , за что не раз подвергался резкой критике со стороны ватиканской Конгрегации доктрины Веры , которая в 1979 году добилась для Кюнга запрета преподавать в университете.
Изучал теологию в Папском Григорианском университете в Риме. Продолжил своё образование в различных университетах Европы, в том числе в Сорбонне.
В 1954 году стал священником Римско-католической церкви. В 1957 году защитил докторскую диссертацию по теологии в Парижском Католическом институте .
В 1960 году назначен профессором богословия в Университета Эберхарда Карлса в Тюбингене, Германия. Как и его коллега Йозеф Ратцингер (позже Папа Бенедикт XVI), в 1962 году он был назначен Папой Иоанном XXIII (теологическим консультантом), служил в качестве эксперта-богослова, советника для членов Второго Ватиканского Собора , до его завершения в 1965 году. По предложению Гуна католический факультет в Тюбингене назначил Ратцингера профессором догматического богословия.
В 1963 году во время поездки по США дал лекцию «Церковь и свобода»; получил степень почётного доктора Университета Сент-Луиса . Он принял приглашение посетить Джона Кеннеди в Белом доме.
Докторская диссертация Кюнга «Justification. La doctrine de Karl Barth et une réflexion catholique» (Оправдание. Учение Карла Барта и католический анализ) была опубликована на английском языке в 1964 году под названием «Justification: The Doctrine of Karl Barth». В ней Кюнг демонтирует ряд вопросов, сопоставляет бартианскую и католическую теологии оправдания и заключает, что разногласия между ними не были принципиальными и не требуют разделения в Церкви. В книгу вошли письма от Карла Барта , подтверждающего, что он согласен с представлением Кюнга о его теологии. В этой книге Кюнг утверждал, что Барт, как Мартин Лютер, переусердствовал против католической церкви, которая, несмотря на её недостатки, была и остаётся Телом Христа.
В конце 1960-х годов он стал первым со времён старокатолического раскола крупным римско-католическим богословом, который стал публично отвергать учение о папской непогрешимости , в частности, в своей книге «Непогрешим? Нужны разъяснения» ( нем. Unfehlbar? Eine Anfrage , 1970 ).
В 1974 году Кюнг опубликовал свой знаменитый труд «Быть христианином» ( нем. Christ sein ).
18 декабря 1979 года он был лишён missio canonica (разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви), оставшись штатным профессором экуменической теологии в Тюбингенском университете до выхода на пенсию в 1996 году.
В течение трёх месяцев в 1981 году был приглашённым профессором в Чикагском университете . Во время этого визита в Америку он был приглашен только в один католический институт, Университет Нотр-Дам . Он появился на шоу Фила Донахью .
В октябре 1986 года он участвовал в Третьей буддийско-христианской богословской встрече, состоявшейся в Университете Пердью .
Доктор Кюнг не раз резко критиковал Иоанна Павла II , а также префекта Конгрегации доктрины Веры кардинала Йозефа Ратцингера за консерватизм.
В марте 1991 года он выступил в Price Center Калифорнийского университета в Сан-Диего с докладом на тему «Нет мира между народами до достижения мира между религиями». Он посетил соседнюю синагогу Бет Эль и говорил там на тему современных немецко-еврейских отношений.
В начале 1990-х годов Кюнг инициировал проект под названием Weltethos («Глобальная этика»), которая представляет собой попытку описания того, что мировые религии имеют общего (в противовес тому, что их разделяет) и составления минимального свода правил поведения, которые все они могут принять. Его видение глобальной этики воплощался в документе, для которого он написал первоначальный проект «На пути к Глобальной Этике: начальная декларация».
В 1998 году он опубликовал книгу «Умирая с достоинством», написанную в соавторстве с Уолтером Дженсом, в которой отстаивал приемлемость идеи эвтаназии с христианской точки зрения.
В 2003 году Кюнг увидел в беатификации папы Пия IX доказательство перерождения беатификаций и канонизаций в «жесты церковной политики».
В 2005 году Кюнг опубликовал в Италии и Германии критическую статью «Неудачи Папы Войтылы», в которой он утверждал, что мир ожидал периода преобразования, реформ и диалога, но вместо этого Иоанн Павел II предложил восстановление статус-кво, имевшего место до II Ватиканского собора, тем самым, по мнению Кюнга, блокируя реформы и межцерковный диалог и подтвердив идею абсолютного господства Рима.
26 сентября 2005 года имел дружескую беседу о католическом богословии за обедом с Папой Бенедиктом XVI , удивив некоторых наблюдателей.
В 2009 году в интервью « Le Monde » Кюнг глубоко раскритиковал снятие отлучения с епископов Братства святого Пия X .