Гримм, Константин Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анатолий Николаевич Гримм ( 21 октября 1859 — 1916 (?)) — российский военный, шпион Германской империи и Австро-Венгерской империи . Предположительно являлся братом К. Н. Гримма .
Происходит из потомственных дворян Нижегородской губернии , исповедовал православие . Воспитание получил в Нижегородской графа Аракчеева военной гимназии . В подростковом возрасте, прочитав произведение « Герой нашего времени » (пытался подражать персонажу поручику Вуличу), выстрелил в себя из пистолета, однако выжил после ранения, пролечившись в госпитале . По окончании курса в Павловской военной прогимназии и в Казанском пехотном юнкерском училище по 2-му разряду, на военную службу заступил 24 июня 1876 на правах вольноопределяющегося 3-го разряда. Был в походах в кампанию 1877 — 1878 годов против Османской империи , но в боях не участвовал. В дальнейшем служил в качестве старшего адъютанта штаба Варшавского военного округа .
Имея наклонность к , балам , салонам и ресторанам , на что офицерского жалования не хватало, а также на украшения и наряды жене и любовнице. Для добычи денег участвовал в карточных играх , делал ставки на конных скачках и лотерейных розыгрышах на территории царства Польского , и ещё на российских имперских билетах трёх внутренних займов . В азартных делах ему сопутствовала удача, но и этих денег не хватало, и к 1896 его финансовые дела были катастрофически плохи, из-за чего он всё что возможно заложил в ломбарде . Для налаживания контакта с германской разведкой составил письмо с предложением своих услуг, которое решил лично отвезти в Берлин . Летом 1896 он отправился в Германскую империю, и, не владея иностранными языками, в столице нашёл здание Генерального штаба и долго объяснял швейцару , что желает встретиться с офицером , говорящим на русском языке . К нему вышел офицер имперской армии , пригласил в пустой кабинет и прочитал письмо. Получил 10 тысяч марок и задания по добыче карт укреплённых районов , информация о крепостях и о российской агентуре в Германской империи. По занимаемой им должности старшего адъютанта инспекторского отделения не имел доступа к подобной информации, однако копии документов ему готовили писари штаба, считавшие, что выполняют казённую работу. «Гонорары» за выполненные задания он получал через банкирские конторы в Варшаве и Петербурге .
15 июля 1899 снова поехал в Берлин, на этот раз с женой, и привёз в Генеральный штаб подлинники документов, за привезённую информацию получил 6 тысяч марок и новое задание по добыче топографических карт и фотоснимков ряда железнодорожных станций, за что потребовал аванс в размере 2 тысяч марок. В конце того же года составил письмо, аналогичное берлинскому, и пришёл в Варшаве домой к австрийскому консулу, барону Геккингу-о-Карроль, попросив срочно переправить это письмо начальнику Генерального штаба Австро-Венгерской империи . Через пять дней получил конверт с приглашением лично приехать в Вену для переговоров, и через неделю, взяв недельный отпуск, выехал курьерским поездом . От него потребовали данные о войсках Киевского военного округа , а также планы крепостей Ивангород и Дубно , передав средства для тайнописи , а также «гонорар» за услуги, которые оценили в 5 тысяч рублей . И в начале 1901 в Вене получили первую посылку от нового агента, как связную и курьера использовал свою любовницу. Во время своего последнего визита в Вену привёз «Инструкцию командующему войсками по управлению Варшавским военным округом» и «Секретную часть всеподданнейшего отчёта командующего войсками за 1899 год», и очередной гонорар составил 12 тысяч рублей, однако начальник австрийской разведслужбы потребовал съездить в Петербург .
Не без помощи завербованного российскими разведчиками агента (некоторые историки предполагают личность А. Редля ), был выявлен и 20 февраля 1902 в 3 часа дня арестован. Почти одновременно были арестованы любовница Серафима Бергстрем, которую выгораживал в своих показаниях Гримм, и пришлось отпустить за недостатком улик; а также Эмиль Рупп, интендантский чиновник А. Фетисов и писари штаба округа Кречатович, Курилович, и другие — невиновность которых была впоследствии доказана. Заключённый под стражу в 10-й павильон Александровской крепости , вскоре начал давать признательные показания. Следствие проводилось под личным контролем военного министра А. Н. Куропаткина . Суд состоялся в конце мая 1902, по «высочайше утверждённому» приговору Варшавского военно-окружного суда лишался всех прав состояния , дворянства , наград, исключался с военной службы и ссылался на каторжные работы на 12 лет. Через месяц перед войсками округа огласили соответствующий приказ, подписанный генералом А. К. Пузыревским . Дальнейшая судьба по отбытии заключения не установлена.