Мэннгагдэ
, также
Мэннгагде
,
Мен Нгак Дэ
(
Вайли
:
man ngag sde
;
санскр.
:
IAST
:
Upadeshavarga
; «сообщаемое тайно») — третий из трёх разделов учения и текстов
Дзогчен
, «раздел Тайных (устных) Наставлений», «Сущностный раздел», «раздел Упадеша». Также эти учения называются
Ньинг-тиг
(
санскр.
:
IAST
:
citta-tilaka
), что означает «сущность ума».
Три раздела Дзогчена, как их представил
Манджушримитра
, —
Семдэ
(«раздел Природы Ума»),
Лонгдэ
(«раздел Пространства») и Мэннгагдэ («Сущностный раздел») — развились от различных подходов разных линий передачи учения
. Тем не менее, как отмечает
Намкай Норбу Ринпоче
, «достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трёх разделов»
. Мэннгагдэ — раздел Устных Наставлений — относится к линии передачи
Падмасамбхавы
и
Вималамитры
, получивших их от Шри Симхи.
.
Отличие Мэннгагдэ от других разделов Дзогчена
В каждом из разделов Дзогчена —
Семдэ
,
Лонгдэ
и Мэннгагдэ — учитель даёт прямую передачу, прямое введение в состояние Дзогчен (
ригпа
), и ни один из них не является постепенным путём, хотя каждый из них имеет свой особый подход
. В каждом из разделов есть свой особый способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ — принцип Прямого Введения, в Лонгдэ — Символическое Введение, в Сэмде — Устное Введение
. В «Сущностном разделе» Дзогчена Мэннгагдэ введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью
парадоксов
, так как природа реальности не укладывается в рамки
логики
, что отличает его, например, от системы Семдэ, где в основном применяются устные пояснения и подробный анализ
.
Раздел Мэннгагдэ связан с третьим заветом
Гараба Дордже
— оставаться в состоянии природы своего сознания (получив прямое введение в него от мастера). Поэтому в Мэннгагдэ даются многочисленные методы и советы для поддержания состояния созерцания.
Пема Ледрел Цэл так говорит о превосходстве Мэннгагдэ над двумя предыдущими разделами:
Сэмде и Лонгдэ понимают аспекты пустоты и ясности ума, используя понятие «это есть это», то есть с помощью анализа. В них нет чистого понимания обнажённой и беспрепятственной осознанности учения Трегчод (прорыв, Khregs-Ch'od).
—
Тулку Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо»
Внутреннее деление Мэннгагдэ
В дальнейшем учитель Дзогчен 8-го века
Шри Симха
разделил Мэннгагдэ на четыре цикла
:
-
внешний цикл (Чи Кхор)
-
внутренний цикл (Нанг Кхор)
-
тайный цикл (Санг Кхор)
-
непревзойдённый цикл (Янг Санг Ла На Ме Пей Кхор)
Четыре чогжаг раздела Мэннгагдэ
В Мэннгагдэ имеется четыре основные практики (
чогжаг
, «как оно есть»), используемые для длительного пребывания в созерцании (есть также практики для вхождения в созерцание):
-
Риво чогжаг
— «
чогжаг
горы» — связана с телом, любая поза которого становится позой для практики.
-
Гяцо чогжаг
— «
чогжаг
океана» — связана с глазами, любое положение которых (взгляд) являются положением для практики.
-
Ригпа чогжаг
— «
чогжаг
состояния как оно есть, без исправления». Соответствует практикам
лхундруб
в Семдэ и
йермед
в Лонгдэ.
-
Нангва чогжаг
— «
чогжаг
видимого» — практикующий воспринимает всё видимое как собственную энергию.
Дзогчен — это когда все четыре
чогжаг
практикуются вместе мгновенно.
Тантры раздела Мэннгагдэ
Тантры Мэннгагдэ были принесены в Тибет главным образом Вималамитрой и Гуру Падмасамбхавой. Эти тантры считаются необходимыми в практике для обретения совершенного состояние будды в течение одной жизни. Ни одна тантра не зависит от другой, все являются завершёнными сами в себе. Гьюрмед Цвеванг Чогдруб и Пема Ледрел Цэл называют среди основных тантр Мэннгагдэ, относящиеся к подразделу Янгсанг (Yang-gSang) или Ньингтиг следующие
:
-
Дзогпа Рангчунг (
тиб.
རྫོགས་པ་རང་བྱུང
,
Вайли
rdzogs pa rang byung
, «Самовозникающее совершенство»)
-
Йиге Медпа (
тиб.
ཡི་གེ་མེད་པ
,
Вайли
yi ge med pa
, «Вне букв»)
-
Ригпа Рангшар (
тиб.
རིག་པ་རང་ཤར
,
Вайли
rig pa rang shar
, «Самопроявленное ригпа»)
-
Ригпа Рангдрол (
тиб.
རིག་པ་རང་གྲོལ
,
Вайли
rig pa rang grol
, «Самоосвобождающееся ригпа»)
-
Ринпочей Пунгва/Пудпа (
тиб.
རིན་པོ་ཆེ་སྤུང་བ
,
Вайли
rin po che spung ba
, «Груда драгоценностей»)
-
Кудунг Барва (
тиб.
སྐུ་གདུང་འབར་བ
,
Вайли
sku gdung 'bar ba
, «Сверкающие реликвии»)
-
Дра Талгьюр (
тиб.
སྒྲ་ཐལ་འགྱུར
,
Вайли
sgra thal 'gyur
, «Звук всепроникающий»)
-
Трашей Дзейден (
тиб.
བཀྲ་ཤིས་མཛེས་ལྡན
,
Вайли
bkra shis mdzes ldan
, «Счастье, наделённое красотой»)
-
Дордже Семпа Ньинг-ги Мелонг (
тиб.
རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ་སྙིང་གི་མེ་ལོང
,
Вайли
rdo rje sems dpa' snying gi me long
, «Сердечное зерцало Ваджрасаттвы»)
-
Кунту Сангпо Тугкьи Мелонг (
тиб.
ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་ཐུགས་ཀྱི་མེ་ལོང
,
Вайли
kun tu bzang po thugs kyi me long
, «Зеркало ума Самантабхадры»)
-
Нготрод Трепа (
тиб.
ངོ་སྤྲོད་སྤྲས་པ
,
Вайли
ngo sprod spras pa
, «Прямое введение»)
-
Мутиг Ринпочей Тренгва (
тиб.
མུ་ཏིག་རིན་པོ་ཆེའི་ཕྲེང་བ
,
Вайли
mu tig rin po che'i phreng ba
, «Ожерелье драгоценного жемчуга»)
-
Кунту Сангпо Лонгтруб (
тиб.
ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་ཀློང་དྲུག
,
Вайли
kun tu bzang po klong drug
, «Шесть пространств Самантабхадры»)
-
Дронма Барва (
тиб.
སྒྲོན་མ་འབར་བ
,
Вайли
sgron ma 'bar ba
, «Пылающий светоч»)
-
Ньида Кхаджор (
тиб.
ཉི་ཟླ་ཁ་སྦྱོར
,
Вайли
nyi zla kha sbyor
, «Союз Солнца и Луны»)
-
Сенг-ге Цалдзог (
тиб.
སེང་གེ་རྩལ་རྫོགས
,
Вайли
seng ge rtsal rdzogs
, «Совершенный лев»)
-
Норбу Тракод (
тиб.
ནོར་བུ་ཕྲ་བཀོད
,
Вайли
nor bu phra bkod
, «Россыпи драгоценностей»)
-
Экаджати Нагмо Тхома Гьюд (
тиб.
དཔལ་ཨེ་ཀ་ཛ་ཏི་ནག་མོ་ཁྲོས་མའི་རྒྱུད།
,
Вайли
dpal e ka dza ti nag mo khros ma'i rgyud
, «Тантра чёрной яростной Экаджати»)
-
Лонгсел Барма (
тиб.
ཀློང་གསལ་འབར་མ
,
Вайли
klong gsal 'bar ma
, «Пространства сверкающей ясности»)
Примечания
-
.
(англ.)
. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано из
11 августа 2012 года.
-
Намкай Норбу, Джон Шейн.
Кристалл и Путь Света. —
СПб.
: Сангелинг, 1998. — С. 108. —
ISBN 5-87885-003-X
.
-
↑
Джон Мирдин Рейнолдс.
Три раздела учений Дзогчен
// Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен. — 1995. —
ISBN 978-5-9900868-1-4
.
-
↑
Намкай Норбу, Джон Шейн.
Кристалл и Путь Света. —
СПб.
: Сангелинг, 1998. — С. 107-109. —
ISBN 5-87885-003-X
.
-
Намкай Норбу, Джон Шейн.
Кристалл и Путь Света. —
СПб.
: Сангелинг, 1998. — С. 43-44. —
ISBN 5-87885-003-X
.
-
Тулку Тхондуп Ринпоче.
Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо. — Саттва, 2006. — С. 464.
-
Лама Сонам Дордже.
Тайная космология Дзогчен. — Ганга, 2011. — С. 310.
-
Тулку Тхондуп.
Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо. — Саттва, 2006. — С. 464.
Литература
-
Robert E. Buswell Jr., Donald S. Lopez Jr.
man ngag sde
//
. — Princeton University Press, 2013. — С. 528. — 1304 с. —
ISBN 9781400848058
.
|
Разделы учения
|
|
|
Классическая линия передачи
|
|
Основные концепции, понятия и символы
|
|
Современные учителя
|
|
См. также
|
|
|