Северное небесное полушарие
- 1 year ago
- 0
- 0
Му Гуйин ( кит. трад. 穆桂英 , пиньинь Mù Guìyīng ) — легендарная женщина-полководец времён империи Сун , один из главных персонажей цикла легенд и множества производных произведений о .
Одна из наиболее известных легенд о Му Гуйин касается её знакомства с будущим мужем, происшедшего на фоне конфликта империи Сун с государством Ляо . В описываемый период командующий войск ляо ввёл в своей армии новую непобедимую стратегию «Драконьих Врат». Старый полководец Ян Е и его сыновья-генералы пробовали её одолеть, однако в итоге домой вернулись только его 5-й сын (вскоре ставший буддийским монахом) и 6-й сын . Узнав, что в разбойничьей крепости Муке (穆柯寨) хранится артефакт «Побиватель драконов» (降龍木), Ян Яньчжао вместе с единственным сыном Ян Цзунбао выдвинулся к ней, после чего послал сына потребовать у владетеля крепости артефакт либо атаковать её. Однако собиравшийся сделать это молодой воин встретил Му Гуйин — дочь хозяина крепости Му Юя, которая с юности владела боевым и воинским искусством и фактически была поставлена своим отцом Му Юем во главе дружины крепости. Му Гуйин отказалась отдать сокровище генералам Ян, после чего молодые люди сошлись в поединке, выигранном девушкой. Побеждённый Цзунбао попросил убить его, однако влюбившаяся в него Гуйин сама предложила ему женитьбу и своё присоединение к силам клана Ян. Вернувшись в лагерь, Цзунбао рассказал о происшедшем, вызвав гнев своего отца, собравшегося казнить опозоренного сына. Узнав об этом, подоспевшая с дружиной Му Гуйин вызвала на поединок самого Ян Яньчжао и пленила его с той же лёгкостью — после чего извинилась перед старым воином и попросила его благословения и на этот раз получила его. У Му Гуйин и Ян Цзунбао родилось двое детей, сын и дочь Ян Цзиньхуа, причем сын родился прямо в военном походе, что было воспринято как доброе предзнаменование и предшествовало разгрому «Небесных Врат».
Ещё одна популярная легенда рассказывает о гибели Ян Цзунбао и его армии в очередном столкновении с внешним врагом (теми же Ляо либо тангутским государством Си Ся ) из-за отсутствия подкрепления, которое должен быть обеспечить царедворец и генерал Ван Чин. Единственным мужчиной в клане остаётся подросток , слишком юный, чтобы самому управляться с войсками, и двенадцать женщин клана Ян — матриарх , сама Му Гуйин, сёстры Ян Яньчжао, его вдова и вдовы его братьев — собирают и возглавляют собственное войско, в конце концов одерживая победу.
Следует отметить, что официальные китайские летописи соответствующего периода не упоминают Му Гуйин, хотя это может связываться и с общей непринятостью включать туда женщин. С другой стороны, известно также, что полководцы Ян Е (ум. 986) и его сын Ян Яньчжао (958—1014) были реальными историческими личностями; реальным лицом являлся и Ян Вэньгуан (ум. 1074) — однако традиционная историография считает его самого сыном Ян Яньчжао, вовсе не упоминая Ян Цзунбао — мужа Му Гуйин, сына Ян Яньчжао и отца Ян Вэньгуана согласно версии легенд о клане Ян.
Му Гуйин является одной из наиболее известных женщин-воительниц реальной и легендарной истории Китая (наряду с Хуа Мулань , , Цинь Лянъюй и некоторыми другими ), «занимающей нишу» именно женщины-полководца и стратега, разбирающейся в эффективном использовании военной силы, тактике и стратегии военного искусства и превосходящей в этом своих отца и свёкра-генералов. Её имя стало в культуре китайского региона «прецедентным именем» — эпитетом женщины с талантом управления и разрешения сложных проблем .
Как и для других классических героинь-воительниц, несмотря на формальное нарушение ею устоев, определяющих «подчинённо-домашнее» положение женщины, конфуцианская традиция рассматривает такое её поведение как соответствующее ряду других добродетелей — в частности, она получает боевые и тактические навыки от собственной семьи и защищает её владение и интересы, позднее ведёт себя как верный член семьи мужа и подданный государя; и даже наиболее нетрадиционные её поступки — самостоятельный выбор ею партнёра и победа в поединке над ним самим и его отцом — рассматриваются как исполнение предсказания её матери, то есть проявление «сил судьбы» и почтения к родителям . В новейшей истории Китая лишь усиливаются её позиции как одного из идеалов сильной женщины, способной на самостоятельное мышление и действие. Лидеры КНР, включая Мао Цзэдуна , пропагандировали подрастающему поколению Му Гуйин и Хуа Мулань как образцы для подражания, в противовес «слабым» персонажам типа Линь Дайюй из « Сна в Красном Тереме » . В период китайской кампании « Большого скачка » (1958—1960), это имя также было использовано для получившей большую известность в Китае женской сельскохозяйственной «Бригады Му Гуйин» .
В течение столетий Му Гуйин остаётся одним из популярнейших образов китайской живописи и большинства разновидностей китайской оперы , являясь одной из классических моделей амплуа удань (героини-воительницы). Начиная с революционных процессов и национально-освободительной борьбы 1930—1940-х годов, этот образ также неоднократно воплощался в современных формах театра, в китайском кино, на телевидении и в мультипликации . Ниже перечислены лишь некоторые постановки с этой ролью, по возможности, с указанием исполнителей:
Помимо использования образа Му Гуйин в искусстве , имя героини использовано в ряде топонимов, в частности, для двух вершин в китайской провинции Шаньси , а также для .