Дернбах, Бальтазар фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Бальтазар Фонтана ( итал. Baldassare Fontana ; 26 июня 1661 , Кьяссо , Тичино — 6 октября 1733 , Кьяссо , Тичино ) — штукатурщик-лепщик происходивший из бейливика Мендризио (ныне южная часть кантона Тичино ), действовавший в Малой Польше и Моравии . Автор многочисленных барочных интерьеров. При многих заказах работал вместе со своим братом Франческо и живописцем Паоло Пагани. Его творчество повлияло на многих художников, действовавших в Польше и Моравии, например на .
Бальтазар Фонтана происходил из аристократического рода, из которого выводились многие выдающиеся художники и архитекторы. В 1689 году женился на Марии Елизавете Джилардони ( итал. Gilardoni ), с которой имел три дочери (Франческа, Антония, Алфонса), а по мнению прежних исследователей, также и сына — Яна Михала Фонтану тоже штукатурщика-лепщика.
Первым известным произведением Фонатаны является убранство трёх интерьеров южного крыла замка Гогеншау ( нем. Hohenaschau ). Деятельность в Моравии Фонтана начал с заказов епископа Оломоуца Карла II Лихтенштейн-Кастелькорна ( нем. Karl II von Liechtenstein-Kastelkorn ), для которого выполнил украшения трёх палат замка в Кромержиже , завершены в 1688 году. Уже в это время Фонтана, скорее всего, вынужден был поручать выполнение части заказов своим сотрудникам, ибо в договоре на кромержижские украшения чётко указано, что работы должны были быть выполнены лично Фонтаной, с помощью одного только сотрудника — его брата Франческо. После того, известно что художник обычно работал в Моравии или Польше с весны до осени, зимой возвращаясь в родной край. Первое упоминание о работе в Польше датируется 1693 годом. Вместе с некоим Пакошем Требеллером ( польск. Pakosz Trebeller ) заключил он тогда договор на украшение капеллы рода Морштынов в Величке . В 1695 году Фонтана начал работы в храме Святой Анны в Кракове , которые, с перерывами, длились по 1703 год. К этому периоду можно отнести и другие, приписываемые ему произведения в Кракове и окрестностях . Украшения в храме Святой Анны являются самым выдающимся делом Фонтаны. Они выполнены по концепции, и под руководством священника Себастяна Пискорског ( польск. Sebastian Piskorski ), предоставившего Фонтане проекты сочинены Ежим Шимоновичем — образованным в Риме живописцем связанным с двором Яна III Собеского . Таким образом Фонтана смог обогатить своё творчество многочисленными современными мотивами происходившими из римского искусства, которые позже часто употреблял в Моравии. Будучи сознателен значения своей работы в храме Святой Анны, Фонтана, около 1700 года создал фонд, из которого прибыль должна была передаваться на консервацию выполненных им в храме украшении .
Во время шведского вторжения Фонтана приостановил работу в храме св. Анны и переехал в Моравию где начал работы над украшениями библиотеки в градиском монастыре около Оломоуца. С 1722 по 1731 вёл работы в принадлежавшим монастырю храме на , где дополнял убранство интерьера выполнено другими художниками в 1681—1692 годах. В 1724 году приступил к работе над своим последним великим произведением — украшением храма в Велеграде , которые завершил около 1730 года. В обоих этих санктуариях Фонтана был уже ответственным за целостность работ, руководив и работами художников других отрасли. Его ассистентом был, между прочими, венский скульптор и Иохан Гагенмиллэр ( нем. Johann Hagenmüller ) в случае смерти или болезни Фонтаны должен был принять руководство. В те годы Фонтана пользовавшийся хорошим здоровьем выполнил ещё много менее значительных убранств .
Художник скончался 6 октября 1733 в Кьяссо и похоронен в тамошнем Святого Вита .
В скульптурах и рельефах видно выразительное влияние римского искусства круга Джованни Бернини . Однако неизвестно, столкнулся ли Фонтана с этим искусством непосредственно, так как никаких документальных записей по поводу его образования и раннего творчества не сохранилось. По всей видимости обучался он в Риме, где скорее всего пребывал около 1680 года. Предположительоно его попечителем являлся родственник Карло Фонтана , на творчество которого Бальтазар часто ссылался в своих произведениях.
Опираясь на опыте Бернини, Фонтана использовал естественный свет в своих сочинениях, как средство, так подчеркивающие градацию рельефа или дополняющие содержимое, как и влияющие на соединение в одну совокупность разных элементов пространства. Его фигуры, согласно принципом барочной скульптуры, ориентированы на смотрящего их зрителя. На них нанесённые многие корректуры, так чтобы из чётко определённой точки зрения создать оптимальный вид для зрителя. В относительно немногих круглых скульптурах , Фонтана приспособлял свободно образованную драпировку к настроению, эмоциям отдельных персонажи. Она является главнейшим средством строения экспрессии, подчиняясь одновременно общей экспрессии фигуры.
Балтазар Фонтана был одним из немногих представителей трёхмерной живописи в центральной Европе (хоть не единственным в Польше) при чём одним из важнейших. Использовал живопись и скульптуру как равноправные и дополняющие друг друга средства в создании одной композиции.
Творчество Фонтаны имело большое значение для распространения берниниевского стремления в малопольской скулптуре, став образцом для многих позднейших художников .
Мариуш Карпович, исходя из предпосылки, что Фонтана был универсальным архитектором, скульптором и рисовальщиком, приписал ему проекты многочисленных изделий так камнерезных ( эпитафии Яну Морштыну в в Кракове и Яна Ежия Гоффманна в храме в Коницах) как и в резьбе по дереву (обрамления нескольких портретов епископов в монастыре Францисканцев в Кракове), и даже (шлемы храма св. Анны и высшая башня собора ). Также он считал что Фонтана участвовал в проектированию архитектуры храма св. Анны. Однако эти атрибуции не были убедительно подкреплены, а некоторые из упомянутых изделии выполнены во время когда художник побывал в других странах или даже после его смерти, поэтому все эти атрибуции надо отвергнуть . Неосновательными являются тоже попытки приписывания Фонтане авторства дел в его родном крае, или украшении в окрестностях Гогеншау .