Елизавета Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндра Миха́йловна Ко́лосова , в браке Караты́гина ( 4 ( 16 ) февраля 1802 — 7 ( 19 ) марта 1880 ) — ведущая русская драматическая актриса пушкинской эпохи. Дочь танцовщицы Е. И. Колосовой , жена трагика Василия Каратыгина .
Прошла обучение актёрскому мастерству и декламации сначала у князя А. А. Шаховского , потом у П. А. Катенина . Успешно дебютировала ролью Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» 16 декабря 1818 года, затем 30 декабря — в роли Моины в «Фингале» Озерова.
Тогда же, в 1818 году сыграла Эсфирь в трагедии Расина и официально была зачислена 1 марта 1819 года на санкт-петербургскую сцену Императорских театров , на которой играла до 1845 года (по другим источникам — 1844).
Каратыгина первой из русских актрис побывала за границей, брала в Париже уроки драматического мастерства у Тальма и Марс .
«8 июня 1822 г. она уехала с матерью за границу и провела целый год в Париже, где училась у знаменитой французской артистки m-lle Марс, первоклассной исполнительницы мольеровских ролей. Вернувшись в Петербург, Колосова 27 ноября 1823 г. выступила в роли Селимены („Мизантроп“ Мольера). Естественность и простота исполнения этой роли, невиданная дотоле на русской сцене, привели публику в восторг; с тех пор Колосова стала выступать преимущественно в так называемой высокой комедии» см. Каратыгина Александра Михайловна // Биографический словарь . — 2000. .
Новая французская драма, с 1830-х появившаяся и российской сцене, нашла в Каратыгиной прекрасную исполнительницу. Каратыгина создала в российском театре так называемую высокую комедию; имела огромный успех в Мольеровском репертуаре.
«На Колосову». |
Все пленяет нас в Эсфири:
|
Как сообщала Советская театральная энциклопедия , « Пушкин в статье „Мои замечания об русском театре“ (1820) отмечал недостаток естественности и простоты в игре К.» и написал эпиграмму «На Колосову» и исполнение ею роли Эсфири в пьесе Расина. Правда, чуть позже поэт загладил свою вину перед «волшебницей прекрасной» в послании «К Катенину» (1821). «Пушкин обращается к Катенину, как к учителю Колосовой по драматическому искусству и как к общему их другу, не решаясь писать прямо ей после их размолвки из-за его эпиграммы», — объясняет .
«К Катенину». |
Кто мне пришлет её портрет,
|
В феврале 1827 года она вышла замуж за В. A. Каратыгина .
Чета знаменитых актёров была знакома с самыми именитыми людьми времени — Пушкиным , Грибоедовым , Крыловым , Одоевским , Рылеевым, Кюхельбекером , с декабристами . Но при этом надо помнить о многослойности и условностях времени: актёрская профессия ещё долго считалась непрестижной в высшем обществе, и хотя самым знаменитым слугам Мельпомены удавалось вырваться из своего круга, для потомственных аристократов они оставались «комедиантами».
Со времени открытия Александринского театра в Петербурге (1832 г.) она вместе с мужем играли основные роли на этой сцене.
В её репертуаре множество ролей классических драм, которые она блестяще исполняла не только на русском, но играла и на французском языке. Оставила сцену в 1844 или 1845 году.
Занималась литературной деятельностью: перевела с немецкого драму писательницы Шарлотты Бирх-Пфейфер «Эсмеральда» и написала «Воспоминания» ( «Русский Вестник» , 1881, № 4 и 5).
Скончалась в марте 1880 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище рядом с мужем, В. А. Каратыгиным , умершим в 1853 году. Позже, внуками Василием и Валентином фон-дер-Пален там погребена дочь супругов, Евгения Васильевна Тидеке (урожд. Каратыгина), скончавшаяся в 1896 году .