Рау́ль Глабе́р
(
фр.
Raoul Glaber
,
англ.
Rodulfus Glaber
,
лат.
Radulfus Cluniacensis
;
985
(
0985
)
—
1047
) —
бургундский
хронист
,
монах
-
бенедиктинец
, автор латинской «Истории своего времени в пяти книгах» (
лат.
Historiarum Sui Tempora Libri Quinque
), охватывающей период с 900 по 1046 год
.
Биография
Родился около
985 года
в Бургундии и, возможно, был незаконнорожденным
. Сызмальства отличаясь непослушанием и буйным нравом, в возрасте двенадцати лет был отдан своим дядей-монахом для исправления в монастырь Сен-Леже-де-Шампо (
фр.
Saint-Léger-de-Champeaux
)
, однако вскоре, по его собственным словам, изгнан был оттуда «за неподобающее поведение». Нашёл приют сначала в аббатстве Нотр-Дам-дю-Мутье, а затем в монастыре Сен-Бенинь близ
Дижона
, где около 1015 года познакомился с известным
пьемонтским
монахом-реформатором
Гильомом де Вольпьяно
, оценившим его литературные таланты, а в 1025 году взявшим с собой в путешествие в
Сузу
в Италии
. Служил Гильому вплоть до его смерти в 1031 году, после которой составил жизнеописание своего учителя
. Затем, при аббате
Одилоне
, подвизался в
Клюни
(1031—1033)
, после в аббатстве Сен-Пьер в
Безе
, а c 1039 года до конца своих дней жил и трудился в бенедиктинском
аббатстве Сен-Жермен
в
Осере
, где занимался высеканием и реставрацией надписей на алтарях церквей и надгробиях похороненных в них святых
.
Сочинения
В 1030—1040 годах
Рауль Глабер написал «Историю своего времени в пяти книгах» (
лат.
Historiarum Sui Tempora Libri Quinque
), посвящённую клюнийскому аббату Одилону
и изначально задуманную, видимо, в качестве всеобщей истории. В итоге, по мнению современных исследователей, из-под пера Глабера вышел не столько исторический труд, сколько сборник исторических
анекдотов
, наглядно иллюстрирующий нравы конца X — начала XI века и при этом содержащий массу хронологических и географических неточностей
.
«История» Глабера, испытавшая на себе заметное влияние хроники его современника
Адемара Шабанского
(1030)
, примечательна попыткой изобразить всемирную историю как состоящую из четырёх периодов (от сотворения мира до
всемирного потопа
; от потопа до
Моисея
; от Моисея до IX века — «Царство силы»; от IX века до времени жизни автора — «Царство правды») только на том основании, что на свете существует
четыре стихии
, четыре главные добродетели и четыре
евангелия
. Отказываясь от
каролингского наследия
, не говоря ни слова о временах
Карла Великого
, Глабер старается вписать историю человечества в четырёхчастную рамку, подражая отражавшей структуру видимого мира традиционной архитектуре монастырей и давая её событиям построенный на аналогиях мистический комментарий
.
Структура человеческого общества у Глабера бинарна и отражает различие между пассивной толпой и благородными властителями, подающими пример и ведущими за собой. Среди последних, помимо светских правителей вроде короля
Роберта Благочестивого
, он выделяет высших
клириков
,
епископов
и
аббатов
, называя их «очами католической веры». Если последние, по словам хрониста, вдруг «ослепнут», народ неизбежно впадёт в гордыню, алчность и блуд, а весь род людской будет ввергнут в
хаос
. Наряду с порядком клириков и порядком мирян, Глабер выделяет особый «порядок монахов», в первую очередь клюнийцев, не только подающих своей благочестивой жизнью пример остальным, но и ведущих «святую войну» с силами зла
. По его мнению, и светское общество, пережив эсхатологические ожидания 1000 года, способно, преодолеть социальное неравенство на пути к спасению, кульминацией которого является
паломничество
в
Иерусалим
. Этими выводами хронист, по сути, подготовил идеологию будущих
крестовых походов
.
Самостоятельный вклад Глабера охватывает период от прихода к власти в 987 году
Гуго Капета
до 1044 года
. Принимая за отправные точки изложения массовые ожидания конца света в 1000 и 1033 годах, он с
пессимизмом
описывает различные ужасы своего времени и трактует большинство событий в мистическом ключе
. Так, например, солнечное затмение 1033 года было для него предвестником покушения римских баронов на жизнь
папы
, а затмение 1039 года явилось указанием на предстоящую смерть
императора Конрада II
.
Несмотря на определенную противоречивость, в «Истории» встречается много любопытных подробностей (например, о
каннибализме
во время ужасного голода 1031—1033 годов в
Нормандии
), легенд, рассказов о чудесах и пр. О некоторых событиях X—XI вв. сведения можно найти только у Глабера
. Современные исследователи небезосновательно считают сочинение Рауля Глабера важным источником по
социальной истории
и средневековому
менталитету
, его историософские взгляды предвосхитили идеи учёных-
схоластов
и хронистов XII века, в частности,
Гуго Сен-Викторского
,
Оттона Фрейзингенского
и
Иоахима Флорского
.
Впервые «История» Рауля Глабера была опубликована в 1596 году. Помимо неё, он является автором небольших латинских сочинений, в частности, трактата «О четырёх таинствах» (
лат.
De divina quaternitate
), посвящённого учению «о четырёх природах»
Иоганна Скота Эриугены
, а также «Жизни преподобного аббата Гильома» (
лат.
Vita Domni Willelmi abbatis
), жития вышеназванного
Гильома де Вольпьяно
.
Критика
-
Жан-Бати́ст де Ла Кюрн де Сент-Пале́
в 1728 году написал «Mémoire concernant la vie et les ouvrages de Glaber», содержащую критику взглядов Рауля Глабера.
-
Эмиль Жебар
в книге «Монахи и папы» (1896) посвятил Раулю Глаберу первый из четырёх очерков, под названием «Душа монаха в 1000-м году». Жебар почти на каждой странице «Хроники» Глабера находит «бессознательное манихейство», «параллельное действие Бога и Сатаны» и «интеллектуальную болезнь». Самой тяжелой болезнью средневековья, по мнению Эмилю Жебару, «было затмение самого человеческого ума», историю которого проследил в своей хронике Рауль Глабер, «не подозревая, что сам оказался её наиболее жалкой жертвой»
.
Примечания
-
↑
Rodulfus Glaber Cluniacensis //
-
Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др.
от 10 мая 2021 на
Wayback Machine
// Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
-
от 3 мая 2021 на
Wayback Machine
// Encyclopaedia Britannica online.
-
Frassetto M.
от 12 января 2021 на
Wayback Machine
// Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden, 2016.
-
↑
Landes R.
Raoul Glaber // Medieval France: An Encyclopedia. — New York; London, 1995. — p. 1470.
-
↑
MacErlean A. A.
от 16 июля 2020 на
Wayback Machine
//
Catholic Encyclopedia
. — Vol. 6. — New York, 1913.
-
↑
Molinier A.
от 22 апреля 2023 на
Wayback Machine
// Les Sources de l'histoire de France – Des origines aux guerres d'Italie (1494). — Vol. II. — Paris, 1902. — p. 2.
-
Поло де Болье Мари-Анн.
Средневековая Франция. С XI века до Черной смерти (1348). — 2-е изд. — М.: ООО Издательство «
АСТ
», 2022. — С. 185.
-
Люблинская А. Д.
Источниковедение истории средних веков. — Л., 1955. — С. 140.
-
↑
Molinier A.
от 22 апреля 2023 на
Wayback Machine
// Les Sources de l'histoire de France. — p. 3.
-
Поньон Э.
Повседневная жизнь Европы в 1000 году. — М.: Молодая Гвардия, 1999. — С. 352
-
Стасюлевич М. М.
История средних веков в её писателях и исследованиях новейших ученых. — Т. 2. — С. 889.
-
Дюби Жорж
.
Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. — М., 2000. — С. 176—177.
-
Дюби Жорж
.
Трехчастная модель… — С. 178—179.
-
Дюби Жорж
.
Трехчастная модель… — С. 180—181.
-
Favier Jean.
от 30 мая 2023 на
Wayback Machine
// Encyclopaedia Universalis.
-
Вайнштейн О. Л.
Западноевропейская средневековая историография. — М.; Л., 1964. — С. 67.
-
Глабер, Рауль // Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Сост. Е. Д. Смирнова, Л. П. Сушкевич, В. А. Федосик. — Минск, 1999. — С. 95.
-
Landes R.
Raoul Glaber // Medieval France. — p. 1471.
-
от 13 января 2021 на
Wayback Machine
// ARLIMA. Archives de littérature du Moyen Âge.
-
Гаврюшин Н.
от 29 декабря 2012 на
Wayback Machine
// Доклад на заседании Ученого Совета Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН 5 октября 2006 г.
Издания
-
Raoul Glaber. Les cinq livres de ses histoires, 900—1044, publiés par Maurice Prou. — Paris: Picard, 1886. — xv, 143 p. — (Collection de textes pour servir à l'étude et à l'enseignement de l'histoire).
-
Rodulfus Glaber. Opera, édited by J. France. — Oxford: Oxford University Press, 1989. — (Oxford Medieval Texts). —
ISBN 978-0198222415
.
-
L'an mille. Œuvres réunies, traduites et présentées par E. Pognon. — 2e éd. — Paris: Gallimard, 1947. — xlv, 302 p. — (Mémoires du passé pour servir au temps présent).
-
Raoul Glaber. Histoires. Traduites et présentées par Mathieu Arnoux. — Turnhout: Brepols, 1997. — 324 p. —
ISBN 978-2-503-50420-9
.
Литература
На русском:
-
Дюби Жорж
.
Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 320 с. — (Studia historica). —
ISBN 5-7859-0125-0
.
На английском:
-
France J
. The Divine Quaternity of Rodulfus Glaber // Studia Monastica. — № 18. — 1975. — pp. 283—94.
-
Dutton P. E
. Raoul Glaber’s «De Divina Quaternitate»: An Unnoticed Reading of Eriugena’s Translation of the Ambigua of Maximus the Confessor // Mediaeval Studies. — № 42. — Toronto, 1980. — pp. 431—453.
-
Nichols S. G. Jr.
Theosis and Kingship: Greek Ideals and Latin Narrative // The Meeting of Two Worlds. Cultural Exchange between East and West during the Period of the Crusades, ed. by V. P. Goss. — Kalamazoo, 1986. — pp. 259—275.
-
France J.
Rodulfus Glaber and the Cluniacs // Journal of Ecclesiastical History. — № 39/4. — 1988. — pp. 497—508.
-
France J.
War and Christendom in the Thought of Rodulfus Glaber // Studia monastica. — № 30/1. — 1988. — pp. 105—119.
-
Hartigan F. X.
Rodulfus Glaber and the Early Capetians // Proceedings of the Annual Meeting of the Western Society for French History. — № 15. — 1988. — pp. 30—37.
-
France J.
Rodulfus Glaber and French Politics in the Early Eleventh Century // Francia. — № 16/1. — 1989. — pp. 101—112.
-
France J
. Glaber as a Reformer // Studia monastica. — № 34. — 1992. — pp. 41—49.
-
Callahan D. F.
Ademar of Chabannes, Millenial Fears and the Development of Western Anti—Judaism // Journal of Ecclesiastical History. — № 46. — 1995. — pp. 19—35.
-
Landes Richard.
Raoul Glaber // Medieval France: An Encyclopedia, ed. by William Kibler. — New York; London: Garland Publishing, 1995. — pp. 1470—1471. —
ISBN 0-8240-4444-4
.
-
Landes Richard.
Rodulfus Glaber and the Dawn of the New Millenium. Eschatology, Historiography and the Year 1000 // Revue Mabillon. — № 68. — 1996. — pp. 57—77.
-
Landes Richard.
The Massacres of 1010: on the Origins of Popular Anti—Jewish Violence in Western Europe // From Witness to Witchcraft. Jews and Judaism in Medieval Christian Thought. — Wiesbaden, 1997. — pp. 79—112.
-
Brent Hardy
.
. — MA, Simon Fraser Univ., 1996. — pp. 76—84.
-
Thompson D.
The Mystery of the Year 1000 // Concilium. — № 4. — 1998. — pp. 50—59.
-
Kratz D. M.
Monsters and Monstrous visions: The Art of Rodulfus Glaber’s «Historiarum Libri Quinque» // Publications of the Journal of Medieval Latin, № 5/1. — Turnhout, 2002. — pp. 508—519.
-
Vadas András
.
// Medium Aevum Quotidianum. — № 60/1. — 2010.
-
Frassetto Michael
.
// Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
На французском:
-
Havet J
. Note sur Raoul Claber // Revue historique, № 45, — 1889. — pp. 46—48.
-
Gebhart E.
L’état d’âme d’un moine de l’an 1000. Le chroniqueur Raoul Glaber. — La Revue des deux mondes. — № 107. — 1891. — pp. 600—628.
-
Petit E.
Raoul Glaber // Revue historique. — № 17. — 1892. — pp. 283—299.
-
Molinier Auguste
.
// Les Sources de l'histoire de France – Des origines aux guerres d'Italie (1494). — Volume II. Époque féodale, les Capétiens jusqu'en 1180. — Paris: A. Picard et fils, 1902. — pp. 2—3.
-
Calmette J.
Raoul Glaber et la Bourgogne de son temps // Revue de Bourgogne. — 1911. — pp. 65—78.
-
Arpini C.
Radulfo Glaber e la Historia suorum temporum // Atti dell’Accademia degli Arcadi. — № 16. — Roma, 1932. — pp. 109—158.
-
Musset L.
Raoul Glaber et la baleine: les sources d’un racontar du XIe siècle // Rev. M.A. lat. — № 4. — 1948. — pp. 167—172.
-
Giet S.
«La divine quaternité» de Raoul Glaber // Rev. M.A. lat. — № 5. — 1949. — pp. 238—241.
-
Rousset P.
Raoul Glaber interprète de la pensée commune au XIe siècle // Revue d’histoire de l'église de France. — № 36. — 1950. — pp. 5—24.
-
Colliot R.
Rencontres du moine Raoul Glaber avec le diable d’après ses «Histoires», in Le diable au moyen âge. Doctrines, problèmes moraux, représentations / Colloque tenu à Aix—en—Provence, 3—5 mars 1978, Aix—en—Provence — Paris, 1979. — pp. 117—132.
-
Shoaf R. A.
Raoul Glaber et la «Visio Anselli Scholastici» // Cahiers de civilisation médiévale. — № 23. — 1980. — pp. 215—219.
-
Ortigues E., Iogna—Prat D.
. Raoul Glaber et l’historiographie clunisienne // Studi med. Ser. III. — № 26. — 1985. — pp. 537—572.
-
Romagnoli R.
Le «Storie» di Rodolfo il Glabro. Strutture culturali e modelli di santità cluniacensi. — Bologna, 1988.
-
Arnaldi G.
Rivisitando le «Storie» di Rodolfo il Glabro // Haut Moyen Âge: culture, éducation et société. — Colombes, 1990. — pp. 547—554.
-
Romagnoli R.
La cultura cluniacense tra Oddone e Maiolo nell’opera di Rodolfo il Glabro // Quaderni medievali. — № 33. — 1992. — pp. 6—34.
На немецком:
-
Sackur E
.
// Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde. — № 14. — 1889. — S. 379—418.
-
Sackur E.
. — № 15. — 1890. — S. 212.
-
Kuypers H.
Studien über Rudolf den Kahlen (Rodulfus Glaber). — Münster, 1891.
-
Grund K.
Die Anschauungen des Rodulfus Glaber in seinen Historien. — Greifswald, 1910.
-
Lindheim H.
Rodulfus Glaber. Seine Persönlichkeit, sein Geschichtswerk und sein Verhältnis zu den geistigen Strömungen seiner Zeit. — Leipzig, 1941.
-
Michel A.
Die Weltreichs und Kirchenteilung bei Rudolf Glaber (1044) // Historisches Jahrbuch im Auftrag der Görres—Gesellschaft. — № 70. — 1951. — S. 53—64.
-
Vogelsang M.
Der cluniacensische Chronist Rodulfus Glaber. Ein Beitrag zur cluniacensischen Geschichtsschreibung // I, Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens. — № 67. — 1956. — S. 24—38, 277—297.
-
Vogelsang M.
Der cluniacensische Chronist Rodulfus Glaber. Ein Beitrag zur cluniacensischen Geschichtsschreibung // II, Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens. — № 71. — 1960. — S. 151—186.
-
Löfstedt B.
Sprachliche Notizien zu Rodulfus Glaber // Aevum. — № 64. — Milano, 1990. — S. 199—201.
-
Engelbert P.
Rodulfus Glaber und die Ungarn // Unum omnes in Christo in unitatis servitio. — Pannonhalma, 1995. — S. 473—488.
-
Elm K.
Rodulfus Glaber und die Ketzer. Über den Kampf gegen Satan und Dämonen oder über das Verhältnis von Klerikern und Laien zu Beginn des 11. Jahrhunderts // Pfaffen und Laien, ein mittelalterlicher Antagonismus? — Freiburg, 1999. — S. 9—32.
-
Feld H.
Endzeiterwartung an der mittelalterlichen Jahrtausendwende? // Rottenburger Jahrbuch für Kirchengeschichte. — № 18. — 1999. — S. 215—223.
-
Mostert M.
De vijf boeken der historiën van Rodulfus Glaber. Eindtijdverwachtingen in de eerste helft van de elfde eeuw // Jaarboek voor Nederlandse boekgeschiedenis. — № 6. — 1999. — S. 13—30.
-
Falk S.
Häresie im 11. Jahrhundert: Rodulfus Glabers Leutardus insaniens hereticus, in: Exil, Fremdheit und Ausgrenzung in Mittelalter und früher Neuzeit // Identitäten und Alteritäten. — № 4. — Würzburg, 2000. — S. 35—43.
Ссылки
-
Рауль Глабер
. Пять книг истории своего времени / пер. М. М. Стасюлевича // История средних веков в её писателях и исследованиях новейших ученых. Том II—III. СПб. 1864—1887 (перевод некоторых частей сочинения:
,
,
).
-
(отрывки на сайте DrevLit.ru)
-
Издание сочинений Рауля Глабера в
Миня
.
-
Raoul Glaber
.
. — Harvard University, 1886.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|