Interested Article - Давид-Гареджа

Дави́д-Гаре́джа , Дави́д Гаре́джа ( груз. დავითგარეჯის სამონასტრო კომპლექსი , азерб. Keşikçidağ ) — комплекс грузинских пещерных монастырей и главный религиозный центр восточной Грузии VI века , расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси , на грузинско-азербайджанской границе , и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Комплекс условно делится на две части: одна часть расположена на территории Агстафинского района ( Азербайджанская Республика , в 75 км от центра района), а другая — на территории района Сагареджо ( Республика Грузия ).

История

Основание монастыря церковная традиция приписывает началу VI в , когда сирийский монах Давид , один из 13 сирийских отцов , поселился в естественной пещере местности Гареджа на территории древней Кахетии . В том же VI в. его ученики и последователи и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо ( Додос Рка ) и Натлис-Мцемели ( Иоанна Крестителя ). Сведения о Давиде Гареджийском и Лукиане содержатся в «Житии Давида», которое было составлено вскоре после его кончины .

Проповеди Давида привлекли к нему представителя кахетинского княжеского рода, который стал учеником Давида, известным как Додо Гареджийский, который основал монастырь Додос Рка (ветвь Додо), посвященный Богородице . После смерти Давида Гареджи, местный правитель (эристави) Рустави Бубакар построил храм, который стал усыпальницей Давида и Лукиана .

Царица Тамара , фреска из .

В IX в Илларионом Грузинским были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида IV Строителя Деметрием , автором знаменитого церковного гимна « Ты есть лоза виноградная ». Во времена правления царицы Тамары (1184—1207) комплекс всё еще находился под влиянием грузинской церкви .

В XIII в. был разграблен монголами , но позже восстановлен Георгием V Блистательным , в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом , в 1615 г. монастырь сильно пострадал после вторжение — персидского шаха Аббас I ; он истребил тысячи монахов и уничтожил большую часть его зданий и художественных ценностей . Царь Арчил предпринял попытки реставрации в конце XVII века, но монастырь так и не восстановил былую славу .

В конце 1690-х годов в монастыре служил Сулхан-Саба Орбелиани ; в 1720-х годах , в 1743 г. Антоний I .

Монастырский комплекс

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей на территории трёх районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается Лавра Давида , которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Здесь также имеется 2 храма, крепость в три этажа (высота 11 м), место поклонения, около 100 могил курганного типа, 23 колодца, 14 продовольственных амбаров, около 30 убежищ . Больше всего отдален от границы (датируемый XII веком ), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары .

# Монастыри Изображение Координаты
1 Лавра Давида 41°26′50″ с. ш. 45°22′35″ в. д.
2 Додо-Рка
3
4 41°23′59″ с. ш. 45°24′12″ в. д.
5 41°26′43″ с. ш. 45°22′20″ в. д.
6 41°54′14″ с. ш. 44°05′40″ в. д.
7 41°26′43″ с. ш. 45°22′20″ в. д.
8 41°27′24″ с. ш. 45°21′17″ в. д.
9 41°26′43″ с. ш. 45°22′20″ в. д.
10
11
12
13
14 41°27′17″ с. ш. 45°42′46″ в. д.
15 41°24′46″ с. ш. 45°53′33″ в. д.
16

Исследование

Осенью 1921 года в монастырском комплексе «Давид Гареджи» грузинскими исследователями были проведены работы с целью изучения данной территории.

Согласно распоряжению президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 2007 года комплекс пещер, охватывающий часть цикла Кешикчидаг на территории Агстафинского района Азербайджанской Республики, был объявлен государственным историко-культурным заповедником «Кешикчидаг» Азербайджанской Республики . После создания заповедника, сюда была направлена экспедиция Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана. Азербайджанские ученые считают, что замок Кешикчи был построен в эпоху средневековья с оборонительными целями. Данная территория являлась древним албанским жилищем. История формирования природных пещер датируется I веками н. э., в то время, как искусственные пещеры появились приблизительно в VIII—XV века .

22 мая 2019 года было принято решение о начале строительных работ на территории заповедника с целью установления современной инфраструктуры под руководством Научно-исследовательского института под названием «Azerbarpa» .

Гора и монастырь Давид-Гареджа, изображенные на карте 1723 года Гийомом де Лиле и Сулханом Сабой Орбелиани

Надписи монастыря

По подсчётам, в монастырях Давид-Гареджи в большом количестве имеются надписи: грузинские, до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), а также уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском . Заслуживают внимания росписи седьмой церкви Саберееби в Давид-Гаредже, датируемые IX—X вв., в которой изображения сопровождают надписи на армянском, греческом и грузинском языках. В монастыре Удабно имеется ещё одна уникальная тетралингва, датированная 1352 годом : она выполнена на грузинском, армянском, персидском и уйгурском языках . Присутствием армян в монастыре объясняется и нетрадиционный мотив иконографии «Распятия», вызванный, видимо, полемикой армян-халкидонитов с представителями традиционной Армянской апостольской церкви . Кроме того грузинскими учеными близ Саберееби был зафиксирован топоним «Насомхари», который переводится как место где жили армяне . Это говорит о том, что армяне не только посещали монастырь, но и жили в его окрестностях .

Территориальный спор

В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана , он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года . Согласно заместителю министра иностранных дел Грузии Георгию Манджгаладзе, Грузия желала бы разменять эту территорию в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для Грузии . Баку отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот . В ноябре 2006 года заместитель министра иностранных дел Азербайджана отметил, что «территориальным обменам нет места. Мы не обсуждаем этот вопрос» .

В ходе своего визита в Азербайджан 27 февраля 2019 года президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила о важности делимитации границы .

Министр иностранных дел Грузии обратил внимание на оживление работы межправительственной комиссии по делимитации государственной границы с Азербайджаном: «66 % периметра границы согласовано на уровне государственных комиссий по делимитации, и ведутся переговоры по согласованию остальных сегментов».

14 мая 2019 года в Баку заместители министров иностранных дел Азербайджана — Халаф Халафов — и Грузии — Лаша Дарсалия — обменялись мнениями о делимитации государственной границы между двумя странами, договорились о завершении процесса в скором времени .

В 2019 году учёный совет Института истории Национальной академии наук Азербайджана , в ответ на заявления ряда грузинских чиновников, заявил, что монастырь Давида Гареджи является историческим албанским памятником и расположен на исторических землях Азербайджана. В заявлении отмечается, что «азербайджанский народ является историческим наследником древнего Азербайджанского Албанского государства» (подробнее о позиции азербайджанской историографии см. Ревизионистские концепции в азербайджанской историографии ), а город Тбилиси находился не в Иберии, а в Албании:

Азербайджанский народ является одной из древнейших этнических групп Южного Кавказа, в том числе современной Восточной и Южной Грузии… Современный город Тбилиси, располагающаяся в его западной части Албанская равнина и прилегающие к ней районы находились не в пределах границ Иберии , а под управлением скифов и саков , а затем — в составе государства Албания… Территория, на которую вы претендуете, была частью земель государства Албании, а позже Тифлисского эмирата . За период 300-летнего существования Тифлисского эмирата азербайджанский народ создал здесь богатейшую культуру. Сотни выдающихся учёных творили под псевдонимом «Тифлиси».

Комментируя территориальный спор вокруг монастыря Давид-Гареджа, директор Института истории АН Азербайджана Ягуб Махмудов сказал, что «….провокаторам и потворствующим им силам следовало бы знать, что и Кешикчидаг (Давид Гареджи), и Восточная Грузия — исконные азербайджанские земли. Тифлис — древний азербайджанский город. Если Грузия пойдет на поводу у провокаторов, Азербайджан тоже вправе предъявить права на свои исторические земли….. Мы не выдвигаем территориальных притязаний, поскольку ценим дружбу с грузинским народом. Дружба не терпит предательства!».

После обретения независимости Азербайджаном и Грузией были созданы соответствующие государственные комиссии по делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами, и к настоящему времени было проведено 11 заседаний комиссии. В рамках этого процесса была достигнута договоренность о делимитации большей части 480-километровой азербайджано-грузинской границы. В настоящее время специалистами ведутся работы на 166-километровом участке.

Депутаты обеих стран выразили поддержку урегулированию храма Давид Гареджи (Кешикчидаг) на уровне соответствующих государственных комиссий по делимитации и демаркации государственной границы .

В середине апреля 2019 года азербайджанские пограничники вновь перекрыли дорогу к монастырю Удабно, установив возле него запрещающие передвижение знаки, запретили туда входить духовенству, верующим и туристам. В связи с этим глава администрации президента Грузии Лаша Жвания заявил: «Очень печально, когда такие факты происходят на Пасху . Они говорят о том, что вопрос делимитации границы между нашими странами очень важен». После переговоров между министерствами иностранных дел Грузии и Азербайджана пограничники снова открыли путь к монастырю Удабно .

14 июля азербайджанские пограничники вынесли иконы из монастырей Удабно и Воскресения, и передали их грузинским пограничникам . Это вызвало недовольство местных жителей, и в тот же день произошёл конфликт между ними и азербайджанскими пограничниками . Из-за инцидента посол Грузии был вызван в МИД Азербайджана. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева заявила, что группа грузин совершила нападение на азербайджанский погранотряд . Комментируя инцидент, замглавы погранслужбы Грузии заявил, что азербайджанские пограничники объяснили перенос икон ухудшением погоды, добавив, что в ближайшее время иконы будут возвращены на место, а азербайджанские пограничники снова станут пропускать грузинских паломников к монастырю .

В конце августа 2019 года дорога к грузинскому монастырю Удабно в монастырском комплексе Давид-Гареджи вновь оказалось закрытой. Грузинские пограничники из-за позиции азербайджанской стороны запретили и заблокировали посещение этих мест духовным лицам, пастве и туристам. В связи с этим мэр Тбилиси Каладзе выразил надежду: «Министерства внутренних дел и иностранных дел, все ответственные органы работают по вопросу Давид-Гареджи. Проходят встречи и переговоры. Проблема, которая беспокоит нас всех, будет урегулирована. Азербайджан является стратегическим партнером, мы вместе осуществляем много важных проектов и эту проблему обязательно решим» .

В середине 2019 года глава МИД Грузии сделал заявление о спорном монастырском комплексе «Надеемся, вопрос „Кешикчидаг“ будет решен в рамках стратегического партнерства между Грузией и Азербайджаном. В настоящее время соответствующая комиссия продолжает свою деятельность» .

См. также

Территориальные разногласия Грузии с соседними странами

Примечания

  1. / П. С. Павлинов // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 216. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  2. Географический энциклопедический словарь: географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников . — 2-е изд., доп. — М. : Советская энциклопедия , 1989. — С. 142. — 592 с. — 210 000 экз. ISBN 5-85270-057-6 .
  3. Давид и Лукиан Гареджийские // Православная энциклопедия
  4. Додо Гареджийский // Православная энциклопедия
  5. «Languages and Cultures of Eastern Christianity: Georgian» ed. Stephen H. Rapp, Paul Crego. Routledge, 2018 ISBN 1351923269 , 9781351923262
  6. (недоступная ссылка — ) (17 мая 2019). Дата обращения: 24 мая 2019.
  7. , p. 250.
  8. Sputnik. . Sputnik Азербайджан. Дата обращения: 24 мая 2019. 25 апреля 2019 года.
  9. . heydar-aliyev-foundation.org. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  10. . cyberleninka.ru. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  11. . Дата обращения: 30 декабря 2016. 7 июля 2019 года.
  12. PROMOTE. . Azerbaijan 360. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  13. . fan.az. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  14. Л. М. Меликсет-Бек / Эпиграфика Востока , Том 8 / Изд-во Академии наук СССР, 1953 стр.56

    По подсчетам Л. Меликсет-Бека, в Гареджа имеются надписи: «В большом количестве грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), наконец, уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском»

  15. . (рус.) . — Ереван: АН АрмССР, 1985. — С. 181, 196 . 13 мая 2022 года.
  16. А.М. Лидов . (рус.) : Историко-филологический журнал. — Ереван: АН АрмССР, 1990. — № № 1 . — С. 75—87 . — ISSN . 14 октября 2017 года.
  17. . (рус.) . — Ереван: АН АрмССР, 1985. — С. 179—180 . 13 мая 2022 года.
  18. Mainville M. . Middle East Times (3 мая 2007). Дата обращения: 23 июня 2007. 29 сентября 2007 года.
  19. Petriashvili D., Ismayilov R. . Eurasia.Net (3 ноября 2006). Дата обращения: 23 июня 2007. Архивировано из 7 июня 2007 года.
  20. Abbasov I., Akhvlediani D. . (29 марта 2007). Дата обращения: 23 июня 2007. 26 ноября 2010 года.
  21. . Sputnik Азербайджан. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  22. . ИА Репорт. Дата обращения: 24 мая 2019. 24 мая 2019 года.
  23. . Информационное агентство Репорт. Дата обращения: 19 мая 2019. 7 июля 2019 года.
  24. . minval.az (22 июля 2019). Дата обращения: 13 февраля 2021. 12 августа 2020 года.
  25. . Дата обращения: 24 мая 2019. 5 ноября 2021 года.
  26. . Кавказский узел. Дата обращения: 21 августа 2019. 17 мая 2019 года.
  27. . ТАСС . Дата обращения: 15 сентября 2020. 15 июля 2019 года.
  28. . Sputnik Грузия. Дата обращения: 2 сентября 2019. 8 августа 2019 года.
  29. . РИА Новости (20190715T1544). Дата обращения: 15 сентября 2020. 14 ноября 2020 года.
  30. . Sputnik Грузия. Дата обращения: 2 сентября 2019. 26 августа 2019 года.
  31. . moscow-baku.ru. Дата обращения: 24 декабря 2019.

Литература

  • Клдиашвили Д., Схиртладзе З. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 419—423. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  • Мамедова Г. Г. Зодчество Кавказской Албании. — Баку: Чашыоглы, 2004. — 224 с.
  • Наджи Ф. Кешикчидаг // Йол : журнал. — 2009. — № 3 (16). — С. 6—19.
  • (недоступная ссылка) — Самарканд: МИЦАИ, 2018. — 296 с.
  • Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Очерк по истории искусства Грузии. — Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1948.
  • Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Papers from the International Symposium, Tbilisi University, Sept. 2000. / Ed. Z. Shkirtladze. — Tbilisi, 2001.
  • Alexander Mikaberidze. DAVID GAREJA // . — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2007. — С. . — ISBN 978-0-8108-5580-9 .

Ссылки


Источник —

Same as Давид-Гареджа