Interested Article - Трдат III

Трдат III Великий также Тиридат ( арм. Տրդատ Գ Մեծ ) — царь Великой Армении из династии Аршакидов , при котором в начале IV века христианство было провозглашено государственной религией страны , в результате чего государство Великая Армения стало первым христианским государством в мире . Почитается как святой в Армянской Апостольской Церкви вместе с супругой аланской царевной Ашхен .

Ранние годы

Трдат III был сыном царя Хосрова II . В 252 году персидским агентом по приказу Шапура I была убита вся царская семья Армении, в том числе и отец Трдата Хосров. Анак был схвачен и казнён вместе с большей частью его семьи, в то время как двое его сыновей, одним из которых был будущий Григорий Просветитель , были укрыты в Кесарии . Будучи единственным выжившим наследником престола, Трдат ещё младенцем был спешно увезён в Рим . В Риме он вырос и получил образование, став специалистом в языках и военном деле . Кроме того он высоко чтил Римское право . Мовсес Хоренаци называл его храбрым и сильным воином, который участвовал в боях против многих врагов. Он лично повёл свою армию к победам во многих сражениях.

Правление

Вступление на престол

В 287 году римский император Диоклетиан признаёт Трдата царем Армении и с помощью римлян он возвращается на родину и вступает на армянский престол . Однако противостояние с персами, в котором Трдат поддержал Рим , на этом не заканчивается. Персия не отказывается от своего стремления вновь взять под свой контроль союзную Риму Великую Армению . В 296 году персидский шахиншах Нарсе вторгается в Армению, а затем — в восточные провинции Римской империи . Трдату приходится отступить .

Война закончилась лишь в 298 году подписанием мирного договора в Нисибисе . Одним из последствий заключения Нисибисского мира стало признание и Римом и Персией независимости Армении, причём последняя была отнесена к сфере интересов Рима . Так же итогом подписания мирного договора стало определение чёткой границы между Персией и Арменией (по границе Мидии ) Трдат был окончательно восстановлен на троне.

Принятие христианства

Первостепенную роль в принятии христианства как государственной религии сыграли святой Григорий Просветитель , ставший первым католикосом государственной Армянской Церкви ( 302 326 ), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий ( 287 330 ), который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства.

Трдат III с семьёй. Нагаш Овнатан , XVII век

Согласно сочинениям армянских историков V века, в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов , чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, при совершении царём обряда жертвоприношения в капище языческой богини Анаит , Григорий, один из сподвижников царя, как христианин отказывается принести жертву идолу . Тогда же открывается, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу Хор Вирап , предназначенную для смертников. В тот же год царь издаёт два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.

Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимиянок . Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима , скрываясь от преследований императора Диоклетиана , бежала на Восток и нашла убежище неподалёку от столицы Армении Вагаршапата . Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсимии, пожелал взять её в жены, но встретил отчаянное сопротивление, за что приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. В сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается, что одной из дев — Нунэ (то есть Святая Нина ) — удалось бежать в Грузию, где она продолжила проповедовать христианство и была впоследствии прославлена как равноапостольная .

Казнь дев Рипсимиянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому некоторое время Трдата изображали со свиной головой. По легенде, он превратился в кабана, сбежал в лес и стал поедать траву и коренья. Сестра царя Хосровидухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только Григорий, заключённый в темницу со змеями и скорпионами . Григорий, проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобождён из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Григория освободили, после чего он встал на колени рядом с Трдатом-кабаном и начал молиться, прося Бога исцелить Трдата. Тогда кабан снова превратился в человека .

Царь Трдат вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя в начале IV века и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться. Трдат часто использовал силу, навязывая населению новую религию, что приводило к вооружённым столкновениям с язычниками, так как среди армян было распространено многобожие . Трдат провел остаток своей жизни, пытаясь ликвидировать все древние верования, таким образом были уничтожены бесчисленные статуи, храмы и письменные документы, связанные с язычеством. В результате сохранилось очень мало источников по древней истории и культуре дохристианской Армении.

Трдат умер в 330 году нашей эры. По сведениям армянского историка V века Мовсеса Хоренаци царь погиб вследствие заговора нахараров , которыми он был отравлен .

Примечания

  1. [bse.sci-lib.com/article075353.html БСЭ — Статья: Аршакиды армянские]
  2. Binns, John. An Introduction to the Christian Orthodox Churches . Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 30. ISBN 0-5216-6738-0 .
  3. Советская историческая энциклопедия. Статья « Под ред. Е. М. Жукова. Хосров // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . — 1973—1982. »

    … После смерти Х. II Арменией Великой правил его сын Тиридат III…

    :
  4. Southern, Pat. «The Roman Empire from Severus to Constantine». — Routledge, 2001. P. 78.
  5. (арм.) Grigoryan, V. «Տրդատ Գ Մեծ» (Tiridates III the Great). Soviet Armenian Encyclopedia . vol. xii. Yerevan, Armenian SSR, 1987, p. 94.
  6. (арм.) Movses Khorenatsi . History of Armenia, 5th Century ( Հայոց Պատմություն, Ե Դար ). Gagik Sarkisyan (ed.) Yerevan: Hayastan Publishing, 1997, 2.79. ISBN 5-5400-1192-9 .
  7. История Древнего мира. том 3. Упадок древних обществ. от 13 мая 2012 на Wayback Machine :

    В 287 году на престол Армении с помощью императора Диоклетиана вступил Аршакид Тиридат III Великий (287—330). Он поддержал Рим в борьбе с Сасанидами, и по миру 298 года в Нисибине обе великие державы признали независимость Армении, причём Армения была отнесена к сфере интересов Рима.

  8. Дата обращения: 30 декабря 2011. 8 декабря 2010 года.
  9. . Дата обращения: 30 декабря 2011. 30 августа 2011 года.
  10. . Дата обращения: 16 января 2012. 22 сентября 2013 года.
  11. Дата обращения: 13 сентября 2022. 13 сентября 2022 года.
  12. Movses Khorenatsi. History of the Armenia , 2.92.

См. также

Литература

Ссылки

  • Э. А. Мирзоян. . Дата обращения: 20 июля 2012.
Источник —

Same as Трдат III