Шувалов, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Ива́нович Ля́пушкин ( 1902 — 1968 ) — советский археолог и историк , специалист по восточнославянскому средневековью, доктор исторических наук .
Родом из крестьян Самарской губернии , сын кузнеца. В 1914 году поступил в школу. В 1920—1924 годах работал школьным учителем в Поволжье и Фергане , а в 1924—1926 годах служил в Красной Армии .
В 1927 году поступил на исторический факультет Ленинградского педагогического института им. Герцена , в 1930 году окончил его. После окончания института был вынужден уехать на Южный Урал в город Миасс , где преподавал историю. Тяжело переболел туберкулёзом .
В 1935 году поступил в аспирантуру ГАИМК-ИИМК , с 1937 года — научный сотрудник ЛО ИИМК АН СССР . Под руководством профессора М. И. Артамонова начал работать над темой «Славяно-русские поселения на Дону и Тамани по археологическим данным». В 1940 году защитил её в качестве кандидатской диссертации .
С началом Великой Отечественной войны по объективным причинам работа над докторской диссертацией была прекращена, однако научная деятельность не прекращалась. С 1943 года И. И. Ляпушкин работал с Елабужской группой ИИМК в Поволжье. Только в 1945 году он возвращается в Ленинград и становится старшим научным сотрудником ЛО ИИМК (ИА). В 1950—1960-е годы был руководителем полевой практики студентов исторического факультета ЛГУ . 7 июня 1961 года защитил докторскую диссертацию «Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа».
За 30 лет своей научной деятельности он написал три монографии и большое количество статей.
Скончался 23 сентября 1968 года.
Исследовательские интересы И. И. Ляпушкина были сфокусированы на теме истории восточных славян накануне сложения Древнерусского государства . К решению проблемы учёный подходил широко и в хронологическом, и в территориальном аспектах. Ляпушкиным была выдвинута гипотеза о сложении салтово-маяцкой культуры из двух этнически различных культур — аланской и болгарской . Он показал, что проживание оседлых земледельцев на территории Днепровского Левобережья дважды прерывалось вторжением кочевников . Оседлость в регионе фиксируется в скифскую эпоху (VII—III вв. до н. э.) и в позднеримское время ( черняховская культура III—IV вв.). Славянская культура появляется на Левобережье лишь в VIII—IX вв.
Сопоставляя славянские памятники Днепровского Левобережья со сходными памятниками правого берега Днепра , Центральной Европы и Балканского полуострова , Иван Иванович обосновал чрезвычайно важное положение о близости славянской культуры днепровской правобережной и левобережной лесостепи в VIII—IX вв., о единстве и монолитности в VI—VII вв. общеславянской культуры от Днепра до Эльбы и Дуная . Он выдвинул гипотезу о первоначальном членении единой славянской культуры не на западный и восточный варианты, а на северный и южный .
В 1940-х годах выделил и всесторонне охарактеризовал роменско-боршевскую культуру , также занимался раскопками Цимлянского городища салтово-маяцкой культуры .
В 1952—1954 годах исследовал Новотроицкое городище . На основе найденного здесь материала Ляпушкин доказал, что накануне образования Древнерусского государства первичной социально-экономической ячейкой восточных славян была не родовая , а соседская община , состоящая из отдельных семей и ведущая обособленное хозяйство. Анализируя материалы с городища, а также ранее полученный материал, археолог пришёл к выводу, что культура восточных славян не была архаична, как полагали ранее: « Исходя из данных городища, можно утверждать, что бытовавшая в великокняжеский период материальная культура в различных областях хозяйственной деятельности, в первую очередь в сельском хозяйстве, а равно и в области прикладного художественного ремесла, в своих основах сложилась уже в VIII—IX вв., до образования Киевского государства ».
Последние годы жизни И. И. Ляпушкин посвятил изучению славян на севере, в лесной зоне. Результаты первых лет этой работы вошли в монографию «Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства». В ней автор развивает и обосновывает мысль о том, что появление славян в лесной зоне относится лишь к VIII—IX вв. и что бесспорно славянские погребальные памятники северо-восточных славян следует искать не среди длинных курганов и сопок , а среди небольших круглых насыпей.
Историограф А. А. Формозов так отзывался о трудах Ляпушкина: «В противоположность Рыбакову , перескакивающему с памятника на памятник, он не спеша, методично изучал селище за селищем, район за районом. На Псле он полностью раскопал Новотроицкое городище роменского типа, развенчав красивую гипотезу Третьякова о жилищах со многими входами, подогнанную к известиям Псевдомаврикия , и рыбаковскую идентификацию роменской культуры с антами . Тщательно наносил он на карту скифские, салтово-маяцкие, славянские памятники, и эта скромная скрупулезная работа дала неизмеримо больше, чем любые эффектные спекуляции Третьякова и Рыбакова» .