Interested Article - Талдыкин, Алексей Григорьевич

Алексе́й Григо́рьевич Талды́кин ( 1864 , Орёл 22 октября 1922 , Москва ) — российский купец, кинофабрикант, один из пионеров российского кинематографа.

Биография

Родился в Орле в бедной семье . Образование получил в уездном училище. Служил в мальчиках, работал в театрах, одно время у М. В. Лентовского .

В 1902 году выкупил у П. Я. Пинягина угасающее дело — костюмерную мастерскую, находившуюся в плачевном состоянии, и создал свою театральную костюмерную мастерскую в Москве , которая стала самым крупным предприятием такого рода в России . Мастерская обслуживала как столичные, так и провинциальные театры . Работал с А. Э. Блюменталь-Тамариным, И. С. Зоном , оперой С. М. Зимина , выезжал за границу с труппой С. П. Дягилева .

В 1912 году совместно с А. О. Дранковым учредил кинематографическую компанию — Торговый дом «А. Талдыкин, А. Дранков и К°», которая вскоре стала одной из крупнейших в дореволюционной России . 5 ноября 1913 года картина «Покорение Кавказа», созданная в киноателье Талдыкина и Дранкова, демонстрировалась в Ливадийском театре в присутствии Его Императорского Величества, великих княгинь и приглашённых. Талдыкин и Дранков были представлены председателем Скобелевского комитета Н. Н. Янушкевичем Николаю II и были удостоены с его стороны « милостивыхъ разспросовъ » .

В марте 1914 года А. О. Дранков вышел из состава учредителей и кинокомпания получила новое название — Торговый дом «А. Г. Талдыкин и К°» . Являлся одновременно пайщиком многих концертно-театральных предприятий , арендовал «Спортинг-Паллас» в Санкт-Петербурге .

В мае 1914 года Талдыкину было присвоено потомственное почётное гражданство за картину « Трёхсотлетие царствования дома Романовых » . Летом 1914 года в павильоне кинофирмы Талдыкина прошла первая кинопроба Веры Холодной , актриса снялась в нескольких сценах «Анны Карениной» в двух ролях (няньки-итальянки и девушки из массовки), но работать с Талдыкиным дальше не стала .

В 1915 году компанией был построен павильон у Донского монастыря и расширена лаборатория, 30 апреля 1915 года состоялось торжественное освящение павильона . При вновь открытой фабрике состоял штат — режиссёры П. И. Чардынин и Е. Ф. Бауер , 5 кинооператоров и труппа актёров из 50 человек .

В июле 1915 года Талдыкин учредил «полное товарищество со своими сотрудниками в деле кинематографии» оператором Н. Ф. Козловским и кинопрокатчиком С. П. Юрьевым — Торговый дом «А. Г. Талдыкин, Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°» . Литературным отделом заведовал А. П. Каменский . В киноателье в разные периоды работали режиссёры В. К. Туржанский , Б. В. Чайковский , В. К. Висковский , Г. Г. Азагаров; актёры П. Н. Орленев , В. И. Пионтковская , А. М. Мичурин, дрессировщик В. Л. Дуров и другие .

В 1915 году одновременно компаниями А. Ханжонкова , А. Талдыкина и Торговый дом « П. Тиман и Ф. Рейнгардт » был экранизирован роман Л. Н. Толстого « Война и мир ». Картина киноателье Талдыкина не демонстрировалась в России, негатив был продан за границу, где фильм пользовался успехом. Затраты на производство фильма составили внушительную в то время сумму — 18 тыс. рублей .

Кинокомпания Талдыкина работала с прокатными конторами АО «Биохром», Российское акционерное кинематографическое общество, конторой проката Г. Л. Гехтмана и другими, имела своего представителя по продаже негативов в Париже . Параллельно Талдыкиным изготавливались костюмы для других кинокомпаний .

В июле 1917 года на кинофабрике Талдыкина прошли забастовки . В декабре 1917 года Торговый дом «А. Г. Талдыкин, Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°» распался на два самостоятельных предприятия: Торговый дом «А. Г. Талдыкин» и Торговый дом «Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°» .

В апреле 1918 года компания «Киноиздательское дело А. Г. Талдыкина» была переоформлена на его жену и получила название «Киноиздательство Экран В. А. Талдыкиной и К°» , однако все дела в компании он вёл сам, включая бухгалтерию . В июне 1918 года в отчёте отдела труда Замоскворецкого районного совета рабочих и красноармейских депутатов отмечалось, что отчётность на фабрике Талдыкина «велась преступнейшим образом, вернее вёлся хороший учёт своему карману» .

В январе 1920 года была завершена национализация фотокинопромышленности. Кинокомпания «Киноиздательство Экран В. А. Талдыкиной и К°» перешла в ведение Всероссийского фотокинематографического отдела (ВФКО) . Негативы шести ещё не выпущенных в прокат полнометражных фильмов были зарыты Талдыкиным в землю с целью их укрытия от органов Советской власти. В результате фильмы погибли .

После национализации компании вернулся к костюмерному делу . В 1921—1922 годах создавал костюмы для Камерного театра Таирова .

В 1922 году — член правления, заведующий финансовой, хозяйственной частью и гардеробной Свободной оперы С. М. Зимина. Собирался возродить при театре костюмно-прокатное предприятие , вёл переговоры с государственными органами об аренде своего бывшего киноателье . Входил в состав правления Замоскворецкого театра .

22 октября 1922 года трагически погиб в Москве напротив Храма Христа Спасителя под колёсами автомобиля .

Семья

  • жена — В. А. Талдыкина;
    • сын — Александр Алексеевич Талдыкин (1896—1965), художник, декоратор .

Фильмография

Продюсер

  • 1913 — Аннета хорошо поужинала / Злополучный ужин Аннеты (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Горный орлёнок (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Дачный роман дяди Пуда (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Дикарь (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Дядя Пуд — враг кормилец (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Женщина, которая улыбалась / Красавица Ванда (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Маленькие бандиты (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Обрыв (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Отец и сын (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Победителя не судят (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Покорение Кавказа / Взятие Гуниба (хроника, совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Поруганная честь Акбулата (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Преступление и наказание (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Преступная страсть / Преступная страсть отца (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Страшная месть горбуна К… / Золотой горбун К… / Золотой горб (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Суфражистка или мужчины, берегитесь / Хвостатая суфражистка (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Тайна портрета профессора Инсарова (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Трагедия с брюками / История с брюками (совм. с А. Дранковым)
  • 1913 — Трёхсотлетие царствования дома Романовых (совм. с А. Дранковым)
  • 1914 — Аул Бастунжи (совм. с А. Дранковым)
  • 1914 — Трагедия двух сестёр (совм. с А. Дранковым)
  • 1914 — Царь Фёдор Иоаннович (совм. с А. Дранковым)
  • 1914 — Шкап смерти / Шкаф смерти / Драма в Зыковой роще (совм. с А. Дранковым)
  • 1914 — В кровавом зареве войны / Пусть смерть грозит, но родина дороже / Жертвы Ченстохова
  • 1914 — Вера Горич / Роковая женщина
  • 1914 — Горе-злосчастье
  • 1914 — Гусары смерти
  • 1914 — Деньги или люди гибнут за металл / Властелин биржи / Тот кумир — телец златой
  • 1914 — Жизнь пошутила
  • 1914 — За честь, славу и счастье славянства / На защиту братьев-славян
  • 1914 — Любовный маскарад
  • 1914 — На австрийском курорте во время войны
  • 1914 — На защиту братьев-славян
  • 1914 — Не так страшен немец, как его малюют
  • 1914 — Под ударами судьбы / Торгующий счастьем любви
  • 1914 — Простокваша — жизнь наша
  • 1914 — Симфония любви и смерти / Моцарт и Сальери / Гений и злодейство
  • 1915 — Братья Карамазовы
  • 1915 — Война и мир
  • 1915 — Грядущая Русь
  • 1915 — Гувернантка / Впотьмах (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1915 — Загробная скиталица / Сказка небес без конца и начала / Женщина-вампир (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1915 — И мы, как люди / Как хороши, как свежи были розы / История одного собачьего увлечения (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1915 — Любовь под маской (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1915 По трупам к счастью (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1915 — Подлец / Жена или подлец
  • 1916 — А всё-таки жизнь / Зверь внутри нас / Жизнь прекрасна (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 Двойник / Человек с преступной тенью / Вор счастья (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Женская логика / Мисс Гоббс / Жеищина-Янус (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Женщина, взглянувшая в глаза смерти (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Поймёт, кто любит (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Рассказ неизвестного (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Розы в крови / Роза в крови (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Сын страны, где царство мрака / Чорт (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1916 — Что делать? (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1917 Будем, как солнце (совм. с Н. Козловским и С. Юрьевым)
  • 1917 — Жёлтый билет
  • 1917 — Заговорили давно умолкнувшие уста / Отец Арсений
  • 1917 — Примадонна
  • 1917 — Солнце России / Слава борцам за свободу / Как гибнет юность
  • 1917 — Удар в спину
  • 1917 — Чёрные галки и святой чорт / Жизнь тунеядцев

Примечания

  1. / изд. М. С. Гугеля. — М. : Тип. В. М. Саблина, 1913. — С. 578. — 811 с. 9 мая 2022 года.
  2. // Театр : журнал. — 1922. — 31 октября ( № 5 ). — С. 165 . 9 мая 2022 года.
  3. Ермолаева И. . teatral-online.ru, Театрал (22 марта 2021). Дата обращения: 9 мая 2022.
  4. // Театръ и искусство : журнал. — 1909. — 6 декабря ( № 49 ). — С. 894 . 9 мая 2022 года.
  5. / под ред. Ц. Ю. Сулиминского. — М. : Чибрарио де Годэн, 1916. — С. 27—28. — 357 с. 9 мая 2022 года.
  6. / сост. В. И. Фомин и др. — М. : ВГИК, 2012. — С. 1837. — 2579 с. 28 января 2021 года.
  7. Миславский В. . — Харьков: Торсинг, 2005. — С. 149. — 576 с. — ISBN 966-670-510-9 .
  8. Малышев В. С. Госфильмофонд: земляничная поляна. — М. : Пашков дом, 2005. — С. 37. — 319 с. — ISBN 5-7510-0338-1 .
  9. // Сине-фоно : журнал. — 1913. — 9 ноября ( № 3 ). — С. 35 . 9 мая 2022 года.
  10. Максимчик А. Н. Отражение истории присоединения Кавказа к Российской империи в кинематографе начала XX в. // / отв. ред. Г. Г. Матишов. — Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2019. — С. 72—79. — 598 с. — ISBN 978-5-4358-0188-0 . 8 января 2022 года.
  11. // Сине-фоно : журнал. — 1914. — 29 марта ( № 12 ). — С. 70 . 9 мая 2022 года.
  12. Разумный А. Е. / предисл. С. Гинзбурга. — М. : Искусство, 1975. — 144 с. 5 января 2022 года.
  13. // Рампа и жизнь : журнал. — 1914. — 2 марта ( № 2 ). — С. 1 . 9 мая 2022 года.
  14. // Артистический мир : журнал. — 1914. — Март ( № 17 ). — С. 5 . 9 мая 2022 года.
  15. // Сине-фоно : журнал. — 1914. — 7 июня ( № 18 ). — С. 33—34 . 10 мая 2022 года.
  16. Яковлева Н. // Лавры кино : журнал. — 2016. — № 11 . — С. 50—57 .
  17. Свбинский Ч. // Искусство кино. — 1936. — Журнал ( № 5 ). — С. 60—63 .
  18. . vd-tv.ru, Политический эксперт (29 ноября 2019). Дата обращения: 9 мая 2022.
  19. // Сине-фоно : журнал. — 1915. — 23 мая ( № 14—15 ). — С. 78 . 9 мая 2022 года.
  20. Малахов А. . www.kommersant.ru, Коммерсантъ (15 мая 2006). Дата обращения: 9 мая 2022. 9 мая 2022 года.
  21. Лебедев Н. // Искусство кино : журнал. — 1940. — № 3 . — С. 49—56 . 9 мая 2022 года.
  22. // Театръ и искусство : журнал. — 1915. — 7 июня ( № 23 ). — С. 404—405 .
  23. , с. 197.
  24. // Сине-фоно : журнал. — 1916. — 31 мая ( № 13—14 ). — С. 37 . 9 мая 2022 года.
  25. // Кино. Двухнедельник Общества кинодеятелей : журнал. — 1922. — 15 ноября ( № 2 ). 31 июля 2021 года.
  26. Вишневский В. // Искусство кино : журнал. — 1936. — № 1 . — С. 52—54 . 9 мая 2022 года.
  27. Кушниров М. А. . — М. : Молодая гвардия, 2021. — 250 с. — ISBN 978-5-235-04428-9 .
  28. Янгиров Р. М. «Рабы Немого». Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы. — М. : Русское Зарубежье, 2007. — С. 215. — 494 с.
  29. // Сине-фоно : журнал. — 1916. — Ноябрь ( № 4 ). — С. 26 . 9 мая 2022 года.
  30. , с. 254.
  31. // Кулисы : журнал. — 1917. — № 28—29 . — С. 13 . 10 мая 2022 года.
  32. , с. 271.
  33. // Сине-фоно : журнал. — 1918. — 15 апреля ( № 5—6 ). — С. 14 . 11 мая 2022 года.
  34. / под ред. И. А. Гладкова. — М. : Госполитиздат, 1954. — С. 164—168. — 826 с. 5 июля 2022 года.
  35. , с. 369.
  36. Лебедев Н. А. . — М. : Искусство, 1965. — 583 с.
  37. // Культура театра : журнал. — 1921. — 15 февраля ( № 2 ). — С. 45 . 9 мая 2022 года.
  38. // Театр : журнал. — 1922. — № 4 . — С. 134—135 . 9 мая 2022 года.
  39. // Театр : журнал. — 1922. — № 1 . — С. 19—20 . 9 мая 2022 года.
  40. // Театр : журнал. — 1922. — 31 октября ( № 5 ). — С. 164 . 9 мая 2022 года.
  41. , с. 444.
  42. Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914—1919. Альбом-каталог / сост. М. Терехова. — СПб. : ГМИ СПб., 2018. — С. 178. — 191 с. — ISBN 978-5-4327-0078-0 .

Литература

  • Вишневский В. . — М. : Госкиноиздат, 1945. — 192 с.
  • Летопись российского кино. 1863—1929 / сост. П. А. Багров, В. Е. Вишневский, В. И. Фомин и др. — М. : Материк, 2004. — 698 с. — ISBN 5-85646-086-3 .
  • Гращенкова И. Н. . — М. : Щербин. тип, 2006. — С. 36. — 430 с. — ISBN 5-85302-404-3 .

Ссылки

  • Майоров Н. . cinemafirst.ru, Первые в кино .
Источник —

Same as Талдыкин, Алексей Григорьевич