Interested Article - Харитонов, Дмитрий Иванович

Дми́трий Ива́нович Харито́нов ( 26 октября [ 7 ноября ] 1886 , Харьков 21 августа 1946 , Париж ) — российский купец, кинопромышленник, основатель и владелец Торгового дома «Д. И. Харитонов» .

Биография

Родился в многодетной семье в 1886 году . В 1907 году открыл свой первый кинотеатр в Харькове — «Аполло» ( ул. Московская , 8). Некоторое время спустя в соседнем здании была открыта прокатная контора под тем же названием. Харьковский купец Харитонов сотрудничал с московской компанией « П. Тиман и Ф. Рейнгардт » и французскими фирмами « Pathé Frères » и « Gaumont ». Начиная с 1909 года Харитонов финансировал съёмки собственных фильмов. Предприятие разрасталось и вскоре были открыты филиалы в Одессе , Ростове-на-Дону , Киеве и Санкт-Петербурге . Благодаря собственной предприимчивости и знанию особенностей южного прокатного региона, он стал влиятельной фигурой российской киноотрасли. Его авторитет ещё более укрепился во время прокатной войны 1911 года, когда в союзе с другими компаниями ему удалось ограничить продвижение на кинорынке картин Торгового дома « А. Ханжонков и Ко ». В 1912 году преобразовал прокатную контору «Аполло» в Торговый дом «Д. И. Харитонов» , через год открыл крупнейший на тот момент в Харькове кинотеатр «Ампир» на 800 мест. Занимался производством хроникальных сюжетов. В 1915—1916 годах издавал кинематографический журнал «Южанин» .

В 1916 году состоялся переезд в Москву — на земельном участке по Лесной улице , 27 была построена собственная киностудия по примеру Ханжонковской. Второй этаж полностью занимал съёмочный павильон с застеклёнными стенами и крышей. На нижнем этаже размещались лаборатория, склад для реквизита и декораций, а также уборные для артистов. В условиях, когда все значительные режиссёры и актёры российского кино были уже заняты на других студиях, Харитонов повёл агрессивную кадровую политику и чрезвычайно высокими контрактными ставками и обещанием полной творческой свободы переманил к себе на работу многих ведущих кинематографистов, в том числе Петра Чардынина , Всеволода Висковского , Чеслава Сабинского и других.

Артистов решили новых не привлекать, а использовать старых, уже завоевавших себе репутацию на кинорынке. Таким образом, оказался у Харитонова премьер Тимана, знаменитый Максимов , а затем — не менее знаменитые Холодная с Полонским . Последнее было для меня тяжёлым ударом.<…> Мне сначала казалось, что уход «звёзд» пройдёт для дела безболезненно. Однако я ошибся. Я потерял на этом ровно столько же, сколько приобрёл Харитонов. Александр Ханжонков , «Первые годы русской кинематографии // Воспоминания» 1937

Фильмы фабрики «Руссофильм» Д. Харитонова. Одесса , 1919

Среди фильмов киноателье Харитонова были такие значительные ленты, как « У камина » (1917), « Молчи, грусть… молчи… » (1918), « » (1919) и другие.

В 1918 году киноателье Харитонова вынужденно перебралось в Одессу, а затем ещё продолжало работу в Крыму — в обеих столицах взятие власти большевиками ознаменовалось террором, репрессиями и конфискациями. В январе 1920 года Московская фабрика Харитонова была национализирована и отдана в ведение ВФКО . Последовавшее в том же году реквизирование кинофабрики в Одессе вынудили Харитонова эмигрировать из страны.

Была предпринята попытка организовать собственное кинематографическое производство в Италии и Германии , но в итоге в 1924 году обосновался во Франции , где собрал многих эмигрировавших из России кинематографистов под эгидой киностудии «Сине-Франс-Фильм». Выпустив несколько фильмов и попав в сложное финансовое положение, Харитонов был вынужден в 1926 году пойти на слияние студии с французским отделением германского киноконцерна UFA .

Кинотеатр «Ампир» на ул. Сумская , 5. Харьков , 2018

Скончался 21 августа 1946 года в Париже.

Память

17 мая 2013 года в Харькове на фасаде дома по ул. Сумская, 5, где жил Харитонов и находился его кинотеатр «Ампир», была открыта мемориальная доска .

Примечания

  1. Островский Г. Л. Одесса. Море. Кино // Путеводитель. — Одесса: Маяк, 1989. — С. 19—22
  2. Миславский В. Н. Дмитрий Харитонов. Судьба русского кинопродюсера // Киноведческие записки : журнал. — 1993. — № 18 . — С. 210—240 .
  3. Ханжонков А. А. . — М. , Л. : Искусство, 1937. — С. 98—100. — 174 с. — 2000 экз. 25 февраля 2020 года.
  4. Вишневский В. Е. . — М. : Наука, 1958. — С. 74—75. — (Вып. 1). 25 февраля 2020 года.

Литература

  • Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы . — М. : Материк, 1998. — С. 237—241. — 289 с. — ISBN 5-85646-033-2 .
  • Нусинова Н. И. Когда мы в Россию вернёмся… // Русское кинематографическое зарубежье, 1918—1939 . — М. : Научно-исследовательский институт киноискусства, Эйзенштейн-центр, 2003. — С. 68—73. — 460 с.
  • Миславский В. Н. . — Харьков: ХЧМГУ, 2006. — 152 с. — ISBN 966-8246-50-0 .
  • Янгиров Р. М. Рабы Немого // Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы . — М. : Русское зарубежье, Русский путь, 2007. — С. 101—106. — 494 с. — ISBN 978-5-98854-005-2 .
  • Миславский В. Н. . — Харьков: Торсинг плюс, 2012. — 216 с. — ISBN 978-617-030-400-1 .

Ссылки

  • Миславский В. Н. . otkudarodom.ua . проект «Откуда родом». Дата обращения: 15 июля 2020.
Источник —

Same as Харитонов, Дмитрий Иванович