Гравелль, Тристан
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа Лермит (сеньор Солье, по прозванию Тристан Отшельник ( фр. François L'Hermite, sieur du Soliers dit Tristan L'Hermite) ; март 1601 , замок Солье — 7 сентября 1655 , Париж ) — французский придворный поэт, драматург и романист.
Л’Эрмит был сыном разорившегося в годы религиозных войн аристократа Пьера Л’Эрмита (среди его предков был участник первого из крестовых походов ) и Элизабет Мирон. Молодость Л’Эрмита была бурной: состоял пажом при незаконнорожденном сыне Генриха IV Генрихе Бурбоне, маркизе де Вернёй; с юных лет проявлял интерес к итальянской литературе , а также к роману Оноре д’Юрфе « Астрея ». В 1614 году после участия в дуэли был вынужден бежать в Англию, откуда перебрался в Шотландию, а затем в Норвегию; под чужим именем пытался проехать через Францию в Испанию, однако по пути заболел и несколько месяцев прожил в Пуату . Здесь его узнали, но вскоре Л’Эрмит был помилован.
С 1621 года поддерживал дружеские отношения с известными поэтами Теофилем де Вио , Никола Фаре , Сент-Аманом и Александром Арди . Примерно в это же время Франсуа Л’Эрмит начинает именовать себя Тристаном (по мнению исследователя С. Беррегар, здесь возможно сочетание двух аллюзий: Тристан и Tristia (« Скорбные элегии » Овидия ). С 1622 года некоторое время находился на военной службе при дворе Гастона Орлеанского , участвовал в осаде Ла-Рошели , где был ранен. Обстоятельства бурной жизни Л’Эрмита отражены в его автобиографическом романе «Опальный паж» ( Le Page disgracié , 1643).
С 1649 года — член Французской Академии . Тристан Лермит умер 7 сентября 1655 года, вероятно, от туберкулёза . Был похоронен на следующий день.
По мнению современных литературоведов, в творчестве Л’Эрмита «присутствует романтическое начало» . Он начал сочинять стихи в 1620-х годах; среди его ранних сочинений написанная под влиянием Франсуа Малерба поэма «Море» ((«La Mer», 1628). Его первый, выдержанный в духе галантной поэзии сборник «Жалобы Аканта» ( Les Plaintes d’Acante , 1633) снискал успех у публики. Поэзия Л’Эрмита многим обязана влиянию итальянских образцов (в первую очередь — Торквато Тассо и Джамбаттиста Марино ): «Морская эклога» ( Églogue maritime , 1634), «Любови Тристана» ( Les Amours de Tristan , 1638), «Лира» ( La Lyre , 1641), «Героические стихи» ( Vers héroïques , 1648). Меланхолическое восприятие мира, повышенный интерес к траурным мотивам сочетается в его творчестве с глубоким переживанием природы. Смелые метафоры Тристана связывают его с поэтикой барокко .
Высокая репутация Тристана в первую очередь связана с его сочинениями для театра. Среди них наиболее известна мрачная, предвосхищающая сочинения Жана Расина трагедия «Мариамна» ( La Mariane , поставлена в 1636, опубликована в 1637). Главный герой трагедии (её сюжет навеян опубликованной в 1610 году пьесой Александра Арди ) — царь Иудеи, жестокий тиран Ирод , влюблённый в целомудренную и отважную красавицу Мариамну . Психологическая глубина трагедии, рельефная обрисовка характеров были для своего времени новаторскими (постановка на несколько месяцев опередила нашумевшую постановку « Сида » Пьера Корнеля ).
Трагедии «Смерть Сенеки» ( La mort de Séneque , 1644, опубликована в 1645) и «Смерть Криспа» ( La mort de Chrispe , 1644) проникнуты мотивами нео стоицизма и перекликаются с корнелевской пьесой « Цинна » . Палитру Тристана-драматурга дополняют трагикомедия «Безумие мудреца» (« La Folie du sage », 1644, опубликована в 1645); пастораль «Амариллис» ( Amaryllis , 1653) и комедия в итальянском духе «Нахлебник» ( Le Parasite , 1654).