О’Коннор, Фергюс
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэри Фланнери О’Коннор ( англ. Mary Flannery O'Connor ; 25 марта 1925 , Саванна , Джорджия — 3 августа 1964 , Милледжвилл , Джорджия) — писательница Юга США , представительница жанра южной готики .
Единственный ребёнок в семье ирландского происхождения. Отец умер от волчанки , когда дочери было 16 лет. Она воспитывалась матерью. В 1945 году закончила женский колледж штата Джорджия (ныне — колледж и университет штата), специализировалась по английскому языку и социологии. В студенческие годы завоевала популярность как художник-карикатурист.
В 1946 опубликовала первый рассказ «Герань» (её позднейшая переработка, новелла «Судный день», стала последним написанным рассказом). О’Коннор была принята в члены , которую прошли многие крупные американские писатели середины и второй половины XX в. ( Р. П. Уоррен , Р. Лоуэлл , Ф. Рот , М. Каннингем и др.). В 1949 году познакомилась и подружилась с выдающимся переводчиком латинских и древнегреческих текстов Робертом Фицджеральдом и его женой Салли, по их приглашению жила в их доме в 1949 — 1951 годах (позже Фицджеральд станет её душеприказчиком, а его жена публикатором эссеистики и писем О’Коннор, полного собрания её сочинений).
Убеждённая католичка в окружении протестантов Юга, О’Коннор нередко выступала с чтениями и лекциями о католической вере.
В 1951 году у О’Коннор диагностировали наследственную волчанку . Она вернулась в Милледжвилл, на ферму, где родилась и выросла её мать, стала разводить птиц. Она разводила павлинов, а также уток, кур, гусей и других птиц на своей ферме в родовом поместье в городе Андалусия. Предметом её особой любви были павлины, которые нередко появляются и в её прозе. Умерла в возрасте 39 лет, мать пережила её на треть века.
Написала два романа и тридцать рассказов, войдя в американскую литературу как один из наиболее ярких и глубоких мастеров « южной готики » ( Фолкнер , Колдуэлл , К. Маккалерс , Трумен Капоте , Харпер Ли и др.). Отсюда её склонность к гротеску , отмеченная критикой (впрочем, она говорила, что северяне, как правило, видят нечто гротескное в каждом южанине). О’Коннор унаследовала американскую романтическую традицию ( Эдгар По , Герман Мелвилл , Н. Готорн ), высоко ценила прозу Гоголя . Религиозно озабоченные герои О’Коннор проходят короткий жизненный путь как испытание, ища искупления или хотя бы просветления, но нередко находя его только в смерти либо не находя даже там. «Милосердие меняет человека, — писала О’Коннор, — и это изменение мучительно».
Свои взгляды на человека, веру, творчество О’Коннор, как человек не просто религиозный, но теологически развитый, изложила в переписке с близкой подругой Элизабет (Бетти) Хестер, частично и без указания имени адресата опубликованной в 1979 году . В 1998 году Хестер в приступе депрессии покончила с собой, передав переписку одному из друзей; тогда и выяснилось, кому были адресованы письма О’Коннор (полный хранится в архиве Университета Эмори в Атланте и открыт для исследователей с мая 2007 года .
Посмертное издание «Полного собрания рассказов» О’Коннор ( 1972 ) было отмечено . В 1983 году в США учреждена премия Фланнери О’Коннор за короткий рассказ .
По новеллам О’Коннор в России поставлены фильмы «Катафалк» (1990) Валерия Тодоровского с Вией Артмане в главной роли и (1993) Михаила Каца с Виктором Сухоруковым .