Interested Article - Самоотношение

Самоотноше́ние — отношение личности к самой себе, собственному «Я».

История

Феномен самоотношения является объектом психологического анализа в работах отечественных и зарубежных ученых ( , У. Джеймс , К. Роджерс , , Е. Т. Соколова , В. В. Столин , И. И. Чеснокова, ). Представители школы Д. Н. Узнадзе определяли отношение человека к себе как установочное образование. Модель самоотношения как социальной установки была детально разработана Н. И. Сарджвеладзе.

В 1974 году грузинский психолог Н. И. Сарджвеладзе ввёл термин «самоотношение», который был определён как «отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, которое направлено на самого себя» .

Ранее, в рамках классической психологии , также была поднята проблема отношения личности к самой себе в работах американского философа и психолога У. Джеймса . Он предложил теорию, одну из первых описывающих идею «Я-концепции» , в которой выделял Глобальное Я ( англ. self ) как двойственное образование, соединяющее в себе Я-сознающее ( англ. I ) и Я-как объект ( англ. Me ), которое включает в себя четыре аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.

С. Р. Пантилеев, опираясь на научные исследования В. В. Столина , определял самоотношение как «динамическую иерархическую систему, в которой та или иная особенная модальность эмоционального отношения качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения, и фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения» .

Е. Т. Соколова и С. Р. Пантилеев связывают формирование самоотношения со степенью удовлетворения ведущих потребностей и мотивов .

В. Франкл подчеркивает направленность самоотношения на удовлетворение потребности «смысла жизни» .

Самоотношение, в качестве своих отдельных сторон, включает самосознание , самопознание , самооценку , эмоциональное отношение к себе, самоконтроль , саморегуляцию , отражая широкий спектр феноменов внутренней жизни личности .

Самоотношение — понятие, используемое для обозначения специфики отношения личности к себе. Из множества функций, которые выполняет самоотношение, важно отметить функцию и самореализации .

Схема строения самоотношения

Схема строения самоотношения Н. И. Сарджвеладзе базировалась на теории установки Д. Н. Узнадзе . И, таким образом, выделяется две основные оси направленности:

  1. на что направлена установка, что является её предметным содержанием;
  2. как направлена установка на свой предмет, каков способ отношения.

Три компонента самоотношения

Самоотношение имеет три компонента :

  1. когнитивный (реализует гностическое отношение индивида к самому себе с помощью таких познавательных функций, как ощущение, восприятие, мышление и др.);
  2. эмоциональный (характеризуется сопровождением знаний о себе определёнными чувствами);
  3. конативный (выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к этим действиям).

Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку , так как задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в принятии себя в расчёт в процессе активности и знании чего-либо о себе, но и в оценивании своих свойств по определённым критериям. Путём процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать.

Строение самоотношения

В. В. Столин предложил идею о строении самоотношения , по которой в основе самоотношения лежит процесс оценивания личностью своих качеств относительно собственных мотивов, отражающих стремление самореализации , который может протекать в виде внутреннего диалога.

Макроструктуру самоотношения образуют три измерения, которые характеризуются эмоциональной спецификой:

  1. аутосимпатия (связана с безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности либо нерасположенности);
  2. самоуважение (более оценочный предполагающий сравнение или внутреннее обоснование);
  3. близость-самоинтерес (отражает субъективную близость к объекту отношения).

См. также

Примечания

  1. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: «Мицниереба», 1974
  2. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография.-М.: Издательство Моск. ун-та, 1991]
  3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с
  4. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 196 с
  5. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородской. Самара, 2003. С. 45-47.
  6. Столин В. В. Самосознание личности. — М. : МГУ, 1983

Литература

  • Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : монография: пер.с англ. — М.: Прогресс, 1986
  • Колышко А. М. Психология самоотношения. Учебное пособие.- Гродно: ГрГУ, 2004
  • Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. — М.: Издательство Моск. ун-та, 1991
  • Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: «Мицниереба», 1974
  • Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородской. — Самара, 2003. С. 45-47.
  • Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с
  • Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 52—60.
  • Столин В. В. Самосознание личности. — М. : МГУ, 1983
  • Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 196 с.
Источник —

Same as Самоотношение