Иванова, Людмила Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Викто́рия Никола́евна Ивано́ва ( 23 сентября 1924 , Москва — 1 февраля 2002 , Москва ) — советская и российская камерная певица ( лирическое сопрано ). Заслуженная артистка РСФСР (1973).
Виктория Иванова родилась 23 сентября 1924 года в московском районе Лефортово , в семье медиков Николая и Лидии Ивановых. Отец, служивший военным врачом в Лефортовском госпитале , умер когда Виктории было 3 года. Рано умерший отец любил музыку и потому, заметив природные данные дочери, мать всячески способствовала её музыкальному развитию.
Виктория окончила музыкальную школу по классу фортепиано . Затем училась вокалу у О. Ф. Славинской-Фёдоровской — сначала в училище, затем — в институте и аспирантуре музыкального института имени Гнесиных . После окончания с отличием ГМПИ им. Гнесиных в 1951 году стала солисткой Московской филармонии (до 1998).
Ия, как называли Викторию близкие, вышла замуж за своего одноклассника Юрия Петровича Матусова. «Он был человеком ярким, редкой остроты ума и с неиссякаемым чувством юмора, прекрасно знавшим мировую живопись и музыку» .
У супругов родилась дочь — Екатерина. Вместе с матерью она выступала на радио дуэтом; пела в фильме-сказке «Морозко» (Настенька). Но в шестнадцатилетнем возрасте после операции на мозге дочь стала инвалидом. Вскоре от инфаркта умер супруг.
Последние пять лет жизни певица практически не выходила из дома — тяжелая болезнь не позволяла ей выступать. Жила она в Москве на Краснопрудной улице , д. 30/34.
Скончалась на 78-м году жизни 1 февраля 2002 года, в Москве. Похоронена на 7 участке Введенского кладбища в Москве.
Ещё в годы учёбы (с 1946) Виктория Иванова стала записываться на радио и в 1960-х годах приобрела широкую популярность как камерная и эстрадная певица с прозрачным, нежным тембром, со свободной и естественной вокализацией.
С первых выступлений на радио и на концертной эстраде складывался разнообразный репертуар певицы, который постоянно расширялся, обогащался и вошёл в золотой фонд записей Всесоюзного радио — на хранении в Телерадиофонде России находятся свыше 200 звукозаписей её исполнения. Репертуар Ивановой состоял из музыки разных эпох: классической, романтической, барочной. Это прежде всего М. И. Глинка , А. С. Даргомыжский , М. П. Мусоргский , Г. Шютц , И. С. Бах , Й. Гайдн , В. А. Моцарт , Л. Бетховен . Она пела камерные произведения Р. Шумана , Ф. Шуберта , И. Брамса , К. Дебюсси , Г. Малера . В её программах была старинная французская и английская музыка, русские старинные песни и романсы, произведения таких советских композиторов как Сергей Прокофьев , Зара Левина , Матвей Блантер , Исаак Дунаевский . Романс «Вам не понять моей печали» служил своеобразной визитной карточкой певицы. Как только это оказалось дозволенным, она стала петь весьма много старинной, религиозной и светской музыки.
Виктория Иванова не только пела по радио, но и выступала по телевидению, широко концертировала на родине и за рубежом (Болгария, Финляндия, Япония, Франция, Англия и другие страны). Певица выступала с такими выдающимися мастерами, как Д. Ойстрах , О. Эрдели , A. Любимов , Н. Рабинович , B. Федосеев , Н. Гутман , О. Каган , английский дирижёр и композитор А. Роусторн.
Виктория Иванова записывала также песни для кинофильмов и мультфильмов: « Заноза », « Стрекоза », « Аленький цветочек », « Русалочка ».
Близкая подруга певицы, Юлия Добровольская, так описывала Викторию Иванову:
От Бога — уникальный голос, голос-флейта, от себя — виртуозное владение им, повествующим о забавном и серьёзном, о грустном и радостном задушевно, задумчиво, насмешливо, кокетливо, строго, лукаво... Это были достигнутое истовым трудом мастерство и, конечно, женственность — лучистые голубые глаза, ослепительно белая кожа, серебристый смех, обезоруживающая улыбка.
— Юлия Добровольская // Чайка. Seagul magazine. — 2007. — № 7 (90).
Зара Левина писала о ней:
Виктория очень требовательна и «капризна». Её «капризы» — свойство художника, никогда не успокаивающегося на своём успехе. Иванова — тугодум. Она долго решает вопрос: петь или не петь предложенное ей произведение, и если она отказывается от исполнения не потому, что оно ей не нравится, это означает, что она не уверена в том, что сумеет донести до слушателя романс, песню… Её всегда можно узнать. Чистота интонаций, хрустальное звучание, благородная интерпретация, хороший вкус… На Иванову часто обижаются композиторы и даже начальство: „Мало поёт!“ Но имя её очень популярно. Она не поёт того, в чём не чувствует внутренней необходимости.
— Чемберджи В. . В доме музыка жила. — М.: Аграф, 2002. — С. 209—210.
Любовь Казарновская отмечала:
… прослушав снова голос Виктории Николаевны Ивановой, поняли, что действительно такого искусства, такого исполнителя на камерных сценах, наверное, сегодня в России нет, к большому нашему сожалению … сегодня нет личностей — ни в тембрах, ни в исполнительском стиле. Их практически нет, их не воспитывают…
—
Несчастья, да все оглушающие, сыпались одно за другим на певицу. Веселый и загадочный муж ухайдакал-таки себя, оставив жену с тяжко больной, взрослой дочерью и на пределе уже век доживающей свекровью.
А певица-то в самом расцвете творческого дарования, и её ангельски-невинный, в душу проникающий голосок часто звучит по радио, реденько в концертных залах. Выступавшая с триумфальным успехом в парижах, римах и берлинах, она, чтоб не потерять вакансию в «Москонцерте», значит, и кусок хлеба, мотается по заштатным городам отечества нашего, где уже начался разгул громовопящей эстрады…—
1958 — Лауреат Всесоюзного конкурса.
1973 — Присвоено звание
заслуженной артистки РСФСР
.
2000 — Награждена
орденом Почёта
.