Перье, Дениз
- 1 year ago
- 0
- 0
Дениз Дюваль ( фр. Denise Duval , 23 октября 1921 , Париж , Франция — 25 января 2016 , Швейцария ) — французская оперная певица, сопрано . Была первой исполнительницей главных партий опер Франсиса Пуленка , две из трёх опер композитор написал специально для Дюваль.
Родилась в Париже . Отец Дениз был военным, и семья несколько раз меняла место жительства — Французский Индокитай , Французская Западная Африка , Китай , — прежде чем поселилась в Бордо. Семья не планировала музыкальную карьеру для Дениз, помог директор консерватории Бордо, случайно услышавший её пение. Дюваль училась в консерватории Бордо. Дебютировала в опере Бордо в партии Лолы в « Сельской чести » П. Масканьи в 1943 году, позднее пела здесь Сантуццу («Сельская честь»), Микаэлу («Кармен» Ж. Бизе), Мими (« Богема » Дж. Пуччини ), Маргариту («Фауст» Ш. Гуно), Таис (« Таис » Ж. Массне ), Мелизанду (« Пеллеас и Мелизанда » К. Дебюсси ), Чио-Чио-Сан (« Мадам Баттерфляй » Дж. Пуччини) .
В 1945 году отправилась в Париж в надежде устроиться в столичный оперный театр. Её надежды не оправдались, по рекомендации она смогла заключить контракт с варьете « Фоли-Бержер », где полураздетой пела арии из опер и камерную классику. Лишь через год Дюваль пригласили в Парижскую оперу на роль Саломеи («Иродиада» Ж. Массне), затем в Опера-Комик (Чио-Чио-Сан). Певица была членом труппы этих театров до окончания сценической карьеры в 1965 году, в течение ряда лет выступала на сцене театра Монте-Карло, появлялась и на других оперных сценах .
Начало оперной карьеры Дюваль ознаменовалось ролями Терезы (« Груди Терезия » Ф. Пуленка, 1947), Таис (1950), Нинетты (« Любовь к трём апельсинам » С. Прокофьева , 1952), Консепсьон (« Испанский час » М. Равеля ), Мюзетты («Богема», 1953). В Ла Скала спела в оратории А. Онеггера « », на Флорентийском музыкальном мае — в « Галантных Индиях » Ж.-Ф. Рамо . Дважды гастролировала в США . Дениз Дюваль обладала модельной внешностью, Кристиан Диор фотографировал её в романтическом образе, сплетничали об их любовной связи .
Ключевым в карьере певицы стало исполнение монооперы Пуленка « Человеческий голос » — на мировой премьере 6 февраля 1959 года в Опера-комик, затем в Ла Скала (1959), на Эдинбургском , Глайндборнском и Экс-ан-Прованском фестивалях (1960). Затем последовали мировая премьера оперы «Смерть Распутина» Н. Набокова (Кёльн, 1960), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини) и Джульетта («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) в театре Колон . В 1962—1963 Дюваль пела Мелизанду в Глайндборне .
Была заметна и как концертная исполнительница. Концертный репертуар Дюваль включал преимущественно музыку её современников, среди которых А. Руссель , Ж. Тайфер , Д. Мийо , Ж. Ибер , Ф. Шмитт , . Пуленк сам аккомпанировал певице на фортепиано, когда она пела его произведения .
В 1965 году здоровье певицы ухудшилось. После длительного лечения кортизоном восстановить голос уже не удалось . Певица оставила сцену и занялась преподаванием ( École Française de Musique ) и оперной режиссурой .
Знакомство Дюваль и Пуленка произошло в 1947 году, Пуленк уже второй год безуспешно искал исполнительницу на роль Терезы для премьеры оперы «Груди Терезия», и постановщик Макс де Риё посоветовал ему послушать молодую певицу из «Фоли-Бержер». Дюваль только что была зачислена в труппу Опера-Комик и репетировала «Мадам Баттерфляй». Услышав певицу на репетиции, Пуленк заявил, что её голос идеально подходит для его оперы. Премьера состоялась 3 июня 1947 года, а Дюваль стала другом и «музой» композитора и непременной участницей всех премьер его вокальных произведений . Пуленк называл её «моя Дюваль» , он посвятил ей и её сыну Ришару вокальный цикл «La Courte Paille» .
Следующая опера Пуленка « Диалоги кармелиток » была написана в 1957 году по заказу Ла Скала, исполнительницей на мировой премьере была , хотя вокальную партию композитор писал, имея в виду вокальные возможности Дюваль. На долю Дюваль выпало первое исполнение роли Бланш де ла Форс во французской версии 21 июня 1957 года в Париже .
Монооперу «Человеческий голос» называют вершиной творчества Франсиса Пуленка и вершиной вокальной карьеры Дениз Дюваль. Пуленк рассчитывал на драматическое дарование певицы, её способность воплотить образ покинутой женщины. По словам критика Б. Гавоти, «Одна в пустой комнате, как зверь в запертой клетке, страдающая от кошмаров, с расширившимися глазами, приближаясь к неизбежному, патетичная и превосходно простая, Дениз Дюваль нашла роль всей своей жизни» . Пуленк переживал тяжёлый разрыв в личной жизни, незадолго до этого в такой же ситуации была Дюваль . Они подолгу обсуждали образ героини, участие певицы оказалось очень важным. «Если бы я не встретил её, если бы она не вошла в мою жизнь, „Человеческий голос“ никогда не был бы написан», говорил Пуленк .
После смерти Пуленка в 1963 году певица так и не смогла полностью оправиться и покинула сцену после череды представлений «Человеческого голоса» в Буэнос-Айресе в 1965 году . Дениз Дюваль считают лучшей исполнительницей женских партий в операх Пуленка .