Interested Article - Благословлённые меч и шляпа

Папа Александр III вручает благословлённый меч венецианскому дожу Себастиано Дзиани . Франческо Бассано , холст, масло, 1592 год

Благословлённые меч и шляпа ( лат. ensis benedictus, pileus benedictus ) — символы особого расположения Папского престола , вручавшиеся епископом Римским европейским правителям или государственным деятелям «в знак признания их вклада в защиту христианского мира». Чаще всего передавались как выражение одобрения католической церковью грядущего или совершённого присоединения земель, население которых исповедовало ранее другие религии. Меч, благословлённый папой, не является конкретной единицей оружия, в каждом случае изготавливался или избирался из существующих новый экземпляр.

Дары освящались папой в Рождественский сочельник в соборе Святого Петра в Риме. Меч представлял собой богато украшенное церемониальное оружие, как правило, длиной до 2 метров. Шляпа цилиндрической формы изготавливалась из красного бархата с двумя свисающими ушками и была украшена голубем, вышитым золотой нитью и жемчугом, символизирующим Святой Дух , а также солнцем в аналогичном исполнении, символизирующим Христа .

Самый ранний из сохранившихся папских мечей, вручённый Евгением IV королю Кастилии Хуану II , в настоящее время находится в Королевском дворце в Мадриде , а последний из сохранившихся — дарованный в 1772 году Климентом XIV великому магистру Мальтийского ордена Франсису Хименесу де Тексадо, — в Музее Средневековья в Париже . Не все одариваемые известны. Среди тех, чьи имена дошли до современности, было по меньшей мере двенадцать императоров Священной Римской империи , десять королей Франции, семь польских и шесть испанских монархов. Кроме того, три или четыре благословлённых меча были дарованы королям Англии, два или три правителям Шотландии и по три Венгрии и Португалии. Получателями также были князья, в том числе наследники престолов, герцоги, графы, полководцы, а также отдельные города и государства .

История традиции

Часть клинка и рукоять меча короля Кастилии Хуана II, благословлённого папой Евгением IV.
У пяты клинка надпись «EUGENIUS/PAPA QUARTUS»

Первое письменное упоминание в расходных книгах Ватикана о тратах на подобные дары относится к 1357 году , хотя ряд источников приводят и более ранние примеры. Согласно данным итальянского историка XIX века Гаэтано Морони, Иннокентий III посылал благословлённые меч и шляпу королю Шотландии Вильгельму Льву ещё в 1202 году . Английский дипломат и исследователь Эдвард Твининг ставит под сомнение этот факт, но сам называет ещё более раннюю дату возникновения традиции — 758 год, когда Папа Павел I вручил меч королю франков Пипину Короткому в ответ на так называемый Пипинов дар .

При папе Мартине V (с 1417 года) изготовление и вручение в дар мечей и головных уборов происходило каждый год, хотя не все одариваемые известны. Если до XV века большинство благословлённых мечей вручалось европейским правителям, прибывающим в Рим, чаще всего на Рождественские торжества, то позже понтифики стали вводить практику отправки подарков монархам в разные, в том числе и достаточно удалённые страны, в качестве поощрения за защиту интересов христианского мира и католической церкви. Так, папа Николай V использовал эти дары для формирования военного союза против Османской империи .

Описание даров

Благословлённый меч всегда был двуручным , иногда его длина превышала два метра. Рукояти, исполненные из серебра, были покрыты сложным золочёным узором. Эфес цвета папской мантии украшали изображениями тиары и паллия . Клинок покрывали изысканной гравировкой. По длине лезвия проходила надпись, указывающая имя папы и год благословения меча. Ножны и пояс были украшены столь же дорого — покрыты бархатом и усыпаны драгоценными камнями; на них также присутствовал папский герб. Имя или титулы получателя, наоборот, на оружии никогда не указывались: позиция церкви заключалась в том, что истинным защитником веры был сам Папа, в то время как светский правитель являлся вооружённой рукой понтифика . Эта традиция восходила к библейскому эпизоду, когда Святой Пётр с мечом в руке пытался предотвратить арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду .

Шляпы имели цилиндрическую форму, чуть сбоку были расположены два «ушка», аналогичные подобным элементам на епископской митре . Тулью шили из бобровых шкур или бархата, как правило, тёмно-малинового цвета, хотя упоминаются также серый и чёрный цвета. Шляпа имела небольшие загнутые вверх поля, иногда облицованные мехом горностая. Окруженный ореолом голубь был вышит золотой нитью и украшен жемчугом на правой стороне цилиндра. Верх шляпы покрывало яркое солнце с прямыми и волнистыми лучами, ниспадавшими на бока, также исполненное золотой нитью.

До настоящего времени сохранилось около десяти благословлённых мечей XV века и примерно столько же XVI века. Во многих случаях сохранился только клинок, в то время как более ценные рукояти, ножны и пояса были утрачены. Благословлённых шляп осталось ещё меньше. В настоящее время историки не могут точно установить, всегда ли шляпа сопутствовала мечу или стала лишь поздним дополнением .

Наиболее известные экземпляры

В 758 году папа Павел I вручил меч королю франков Пипину Короткому за так называемый Пипинов дар — передачу в собственность церкви земель на Апеннинском полуострове , сформировавших Папскую область . В 1202 году Иннокентий III вручил меч королю Шотландии Вильгельму Льву за расширение влияния католической церкви. В 1446 году папа Евгений IV вручил меч королю Кастилии Хуан II . Это старейший из сохранившихся благословлённых мечей . Оружие до сегодняшнего дня находится в хорошем состоянии и хранится в Королевском дворце в Мадриде . В 1460 году папа Пий II вручил меч маркграфу княжества Ансбах , курфюрсту Бранденбурга Альбрехт III за согласие на участие в крестовом походе нескольких христианских правителей Европы против Турции. Вручен лично в ходе Мантуанского собора . Некоторое время служил церемониальным мечом Бранденбурга. Хранится во дворце Шарлоттенбург , Берлин . В 1466 году Пий II отмечает заслуги Скандербега , вождя антиосманского албанского восстания. В 1506 году Юлий II вручил меч Якову IV , королю Шотландии. В 1550 году папа Павел III наградил Филипп II , будущего короля Испании, являвшегося на тот момент принцем Астурийским . Филипп II в будущем получит ещё два благословлённых меча, что станет наибольшим количеством подобного папского дара одной персоне. В 1558 году Павел IV вручил меч Эрколе II д’Эсте , герцогу Феррары, Модены и Реджо. Экземпляр в хорошем состоянии хранится в замке Конопиште , Чехия. В 1560 году — Пий IV повторно наградил Филиппа II в знак окончательного становления того в качестве короля Испании, Нидерландов и обладателя всех заморских владений. 1580 год, Григорий XIII вручил меч Стефану Баторию , королю польскому и великому князю литовскому за успехи на завершающем этапе Ливонской войны с Россией. В 1591 году Григорий XIV наградил Филиппа III , на момент вручения принца Астурийского, в связи с достижением последним 13-летнего возраста. В настоящее время меч хранится в Королевском дворце в Мадриде. 1594 год, следует третья награда короля Испании Филиппа II, вручённая Климентом VII , за участие в Священной лиге и битве при Лепанто , в которой был обеспечен полный разгром флота Османской империи. В настоящее время меч хранится в Королевском дворце в Мадриде. 1683 год, Иннокентий XI вручил благословлённый ещё предыдущим папой Климентом X меч монарху Речи Посполитой Яну Собескому за противостояние Турции в Польско-турецкой войне 1672—1676 годов и победу в Хотинской битве 1673 года . Как описывается меч в музейных источниках, лезвие меча стальное, частично позолоченное, с надписью имени папы Иннокентия XI. Эфес и ножны из позолоченного серебра. Изготовлен в 1676 году. Хранился в резиденции Радзивиллов в Несвижском замке . В 1812 году захвачен русской армией в качестве военного трофея. Находился в коллекции в Царском Селе , затем в коллекции Государственного Эрмитажа . В 1924 году возвращён Польше . В 1690 году Александр VIII наградил венецианского дожа Франческо Морозини . Меч, ножны и пояс хранятся в Соборе Святого Марка (Венеция, Италия). 1747 год, папа Бенедикт XIV вручил меч Мануэлю Пинто де Фонсека , великому магистру Мальтийского ордена .

См. также

Примечания

  1. Щербатов М. М. История российская от древнейших времен. — СПб. : Императорская Академия наук, 1774. — Т. III. — С. 51. — 598 с.
  2. , с. 109.
  3. , с. 123.
  4. , с. 161.
  5. , с. 162.
  6. , с. 163.
  7. . Дата обращения: 29 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  8. . Дата обращения: 29 января 2017. Архивировано из 2 февраля 2017 года.

Литература

  • Burns С. // The Innes Review. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010. — Т. 20/2. — С. 150-194.
  • Higgins P. M. . — Clarendon Press, 1999. — 599 с. — ISBN 9780198164067 .
  • Lileyko J. . — Krajowa Agencja Wydawnicza, 1987. — 153 с.
Источник —

Same as Благословлённые меч и шляпа