Interested Article - Нападение на Перл-Харбор в культуре
- 2021-10-07
- 1
Нападение на Перл-Харбор привлекло значительное внимание массовой культуры : на основе событий 7 декабря 1941 года были созданы различные художественные произведения — включая фильмы, скульптурные работы (мемориальные статуи), документальные и художественные книги. С 2019 года мемориал на месте гибели линкора « Аризона » на острове Оаху , спроектированный архитектором Альфредом Прейсом, является частью национального мемориала на Гаваях . 7 декабря в США является Национальным днём памяти о Перл-Харборе.
Описание
Нападение на Перл-Харбор стало как частью американской исторической памяти, так и зрелищной культуры. В качестве символа Перл-Харбор предоставил потомкам «риторические ресурсы» для поддержки множества самых различных нарративов: разные люди извлекали из событий 1941 года множество разных «уроков». И в XXI веке для большинства американцев, в отличие от профессиональных исследователей , историческое повествование о Второй мировой войне начинается именно с нападения на Перл-Харбор, а последующие военные действия США рассматриваются как «ответные» или «оборонительные». Иначе говоря, стереотипы восприятия событий 1941 года, заложенные в ходе Второй мировой войны, продолжают жить в американском общественном сознании .
История
«Помни о Перл-Харборе!»
Сразу после атаки повествование о Перл-Харборе стало обновленной версией уже знакомой американцам «поучительной истории», сформированной ранее на основе битвы при Литл-Бигхорне и защиты миссии Аламо . В рамках данного нарратива, фактическое поражение США оправдывало их «праведную месть» в отношении «дикарей», подтверждая тем самым «моральное превосходство» американской нации. Так слоган «Помни о Перл-Харборе!» (Remember Pearl Harbor!) являлся переработкой ранее популярного слогана «Помни об Аламо!» . В 1943 году в США вышла сокращённая цензурой версия документального фильма « », разделённый на три части: сама бомбардировка американского флота, увековечение памяти о погибших (с акцентом на их классовое и этническое разнообразие) и обещание военной победы. Фильм завершался переработанной евангельской фразой в адрес генерала Тодзио Хидэки : «все, взявшие меч, мечом погибнут» (см. « Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! »)
В конце 1940-х и 50-х годах события в Перл-Харборе затрагивались в новом цикле послевоенных фильмов, предлагавшим своим зрителям «смесь развлечения и патриотического воспитания»: Перл-Харбор стал «риторическим ресурсом в поддержку создания эффективного разведывательного потенциала, сохранения постоянной военной готовности и поддержания мужского духа, который ставил лояльность к нации выше личных императивов и ассоциировал себя с военной мощью». Подобный «сентиментальный милитаризм» потерял популярность с началом Вьетнамской войны . Если в момент публикации роман Джона Окады «No-No Boy» — посвящённый интернированию и начинающийся с абзаца о Перл-Харборе — не вызвал интереса у публики, то в 1970-е книга Окады стала «каноническим» произведением .
Падение интереса и новый всплеск
Внутриамериканские события также оказывали значительное влияние на восприятие рядовыми американцами событий 1941 года. Так в эпоху после Уотергейтского скандала заметный общественный цинизм в отношении федерального правительства США стал мейнстримом: стало широко распространено предположение о том, что политики и чиновники в Вашингтоне «лгут, хранят секреты и скрывают факты». В тот период Перл-Харбор оказался удобной метафорой для выражения недоверия как к социальной повестке Демократической партии, так и к растущей мощи федерального правительства США, в целом. Одновременно, в тот период постепенно угасал общественный интерес к самой атаке: например, открытие нового центра для посетителей на мемориале «Аризоны» в 1980 году мало освещалось американской прессой .
Новый всплеск интереса у широкой аудитории начался в 1990-х годах, в связи с пятидесятилетием события. В тот период Перл-Харбор, в целом, и роль адмирала Киммеля в американском поражении, в частности, стали частью целой серии «войн исторической памяти» . Весна 2001 года стала поворотным моментом в формировании массовой памяти о событиях на Гаваях: блокбастер Джерри Брукхаймера « Перл-Харбор », вышедший в День поминовения того года, превратил японскую атаку в полноценную «культурную индустрию». Несмотря на крайне низкое мнение профессиональных критиков, фильм популяризировал образы, связанные с нападением. Премьера фильма сопровождалась рядом шоу: например, в торговом центре Mall of America, расположенном недалеко от Миннеаполиса, фильм предварялся торжественным гала-концертом и парадом, а также — речами в честь ветеранов Перл-Харбора .
В тот же период книжные магазины США собрали на своих полках десятки новых и переизданных книг о Перл-Харборе, а компания Amazon представила на своем веб-сайте отдельный «магазин о Перл-Харборе» (Pearl Harbor store). Телеканалы, особенно History Channel , предлагали своим зрителям постоянный поток как новых, так и старых фильмов о событиях декабря 1941 года. Тогда же американская фэшн-индустрия изменили ряд своих «образов»: они стали напоминать моду начала 40-х годов. Однако, уже вскоре голливудские продюсеры переключились на другие темы. Затем террористические акты сентября 2001 года полностью переключили внимание американцев на новый «день позора» и президенту-республиканцу пришлось отвечать на вопросы о возможностях разведки и о том, почему Америка снова «проспала» атаку .
Мемориал
Несмотря на то, что в Перл-Харборе продолжает располагаться штаб Тихоокеанского флота США, сама военно-морская база в 1964 году была включена в список Национальных исторических памятников США. В 1976 году она вошла в Национальный реестр исторических мест. На территории базы располагались несколько военно-мемориальных комплексов: музей, посвященный взорвавшемуся линкору «Аризона» , а также — линкору «Миссури». В Гонолулу был расположен Музей и парк подводной лодки «Боуфин» ( ) . В 1999 году был открыт Музей авиации в Перл-Харборе ( ). В марте 2019 года был образован единый Национальный мемориал Перл-Харбора ( ), объединяющий все музеи и мемориалы на Гавайских островах .
В 2001 году президент Буш провозгласив 7 декабря «Национальным днем памяти Перл-Харбора» ( ): он призвал федеральные ведомства США приспускать флаги на своих зданиях, чтобы почтить память «величайшего поколения, победившего тиранию» .
Фильмы
События, связанные с нападением на Перл-Харбор, были отражены в нескольких полнометражных фильмах:
- « Отныне и во веки веков » (1953);
- « » (1960);
- «По методу Харма» (1965)
- « Тора! Тора! Тора! » (1970);
- «Мидуэй» (1976);
- « Перл-Харбор » (2001);
- « Атака на Перл-Харбор » (2011);
- «Вечный «Зеро» (2013);
- « Мидуэй » (2019).
Примечания
- Комментарии
- Данная серия «войн исторической памяти» затрагивала и другую часть Тихоокеанской войны: попытка демонстрации широкой аудитории бомбардировщика Enola Gay вызвала острую критику среди многих американских ветеранов и про-милитаристских лоббистских групп .
- Источники
- , pp. 1—8, 15.
- , с. 3—4.
- , pp. 14—17.
- , pp. 16—24.
- , pp. 24—28.
- , pp. 24—33, 44.
- , pp. 147—150.
- , pp. 50—52, 80—81.
- , pp. 129—133.
- , pp. 129—135.
- , pp. 1—8, 99—100, 113.
- , pp. 1—8, 139.
- , с. 703.
- (англ.) // National Park Service . — 2019. — 15 April. 28 июня 2021 года.
- , pp. 181—182.
Литература
- / // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 702—703. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
- Rosenberg, Emily S. A date which will live: Pearl Harbor in American memory : [ англ. ] . — Durham, NC : Duke University Press, 2005. — x, 236 p. — (American Encounters/Global Interactions). — ISBN 978-0-8223-3637-2 . — ISBN 0822336375 .
- Borch, Frederic L.; Martinez, Daniel. Kimmel, Short, and Pearl Harbor : the final report revealed : [ англ. ] . — Annapolis, MD : Naval Institute Press , 2005. — xiii, 215 p. — ISBN 978-1-59114-090-0 . — ISBN 1-59114-090-0 .
- Totani, Yuma. The Tokyo war crimes trial : the pursuit of justice in the wake of World War II : [ англ. ] . — Cambridge, MA : Harvard University Press , 2009. — xiv, 335 p. — (Harvard East Asian monographs, Vol. 299). — ISBN 9780674033399 . — ISBN 9780674028708 .
- Буранок, Сергей Олегович. Пёрл-Харбор в оценке военно-политических деятелей США (1941—1945) : монография / рец. проф. С. А. Мартышкин и проф. С. Б. Семёнов. — Самара : АсГард, 2009. — 238 с. — ISBN 978-5-917-15-033-8 .
- Zimm, Alan D. (2011), Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Havertown, Pennsylvania: Casemate Publishers, ISBN 978-1-61200-010-7
Ссылки
- Adam Augustyn. (англ.) . britannica.com . Encyclopædia Britannica (2020). Дата обращения: 17 июня 2021.
- 2021-10-07
- 1