Фокидская митрополия
- 1 year ago
- 0
- 0
Гидра́влос , или гидра́влис ( греч. ὕδραυλις, ὑδραύλος , от греч. ὕδωρ — вода и авлос ; лат. hydraulos, hydraulis ) — водяной орган , предок современного органа .
Первые описания конструкции гидравлоса находятся в трудах позднеантичных писателей — Герона Александрийского (Pneumatica I, 42) и Витрувия (De archit. X, 8). Афиней (Athen. Deipnosoph. 174b-e), Витрувий (De archit. IX, 8.4) и Плиний Старший (Natur. historia VII, 125) приписывали изобретение гидравлоса Ктесибию .
Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи . Так, в посвятительной надписи из Дельф есть запись о том, что некий гидравлет Антипатр «покрыл себя славой», играя на состязании музыкантов 90 г. до н. э. два дня подряд. Орган был любимым инструментом императора Нерона .
Во времена имперского Рима гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои (как, например, это показано в Злитенской мозаике, II в.н. э.). Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках (« играх »), в процессиях и цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность .
В 1931 при раскопках древнеримского города Аквинкума (около Будапешта ) в развалинах здания гильдии ткачей были найдены металлические части органа, который датируется 228 годом н. э.
Сущность инструмента состояла в том, что воздух из насоса или, как в устройстве Герона, миниатюрной ветряной мельницей вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. С усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Гидравлос насчитывал 3—4 регистра , в каждом из которых было от 7 до 18 труб диатонической настройки.
В римском варианте, описанном Витрувием, поток воздуха, направленный по отдельным трубкам, регулируется клапанами, находящимися в квадратной камере, закрываемой квадратной деревянной затворкой. Каждая затворка имела соответствующую клавишу, на которую органист нажимал, выпуская тем самым воздух. Как и в современном органе, разные тона производились с помощью трубок разного размера, которых в римских образцах было до 19.