Interested Article - Берио, Лучано

Луча́но Бе́рио ( итал. Luciano Berio ; 24 октября 1925 , Империя 27 мая 2003 , Рим ) — итальянский композитор.

Биография

Родился в семье музыкантов. Первые уроки фортепиано получал у отца и деда, которые были органистами . Во время второй мировой войны ушёл на фронт, где был ранен в руку в первый же день. После войны учился в Миланской консерватории у Джулио Чезаре Парибени , Джорджо Федерико Гедини и Карло Марии Джулини (дирижирование). Ранение руки беспокоило его во время игры на фортепиано, и он всё больше времени посвящал композиции. В 1947 году было издано первое его произведение — сюита для фортепиано. В это время Берио зарабатывал себе на хлеб, аккомпанируя в вокальных классах консерватории, где и познакомился со своей первой женой — американской сопрано Кэти Берберян .

В 1951 году уехал в США , где учился в Тэнглвудском музыкальном центре у Луиджи Даллапикколы , который пробудил его интерес к додекафонии . С 1954 по 1959 годы посещал курсы новой музыки в Дармштадте , где познакомился с Пьером Булезом , Карлхайнцем Штокхаузеном , Дьёрдем Лигети и другими ведущими композиторами авангарда. Заинтересовавшись электронной музыкой, основал в 1955 году экспериментальную «Студию музыкальной фонологии» — итал. Studio di Fonologia Musicale . В студию приглашались известные композиторы, в частности Джон Кейдж . Также начал издавать журнал об электронной музыке итал. Incontri Musicali . В 1966 году выиграл итальянский приз за произведение Laborintus II . В 1968 году с большим триумфом состоялось первое исполнение « Симфонии »— впоследствии ставшей наиболее известным произведением композитора . Она написана для восьми голосов и оркестра к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Леонарду Бернстайну . Премьера была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и The Swingle Singers под управлением самого автора. В 1965 1972 годах был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке .

В 1972 году снова вернулся в Италию. С 1974 по 1980 годы был директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже . В 1987 году основал во Флоренции итал. Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM . С 1994 по 2000 год был почётным композитором в Гарвардском университете ( англ. «distinguished composer in residence» ).

Лучано Берио скончался в 2003 году в больнице в Риме. Он был атеистом .

Творчество

Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке "Магнификата" обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам.

Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе итал. "Thema - Omaggio a Joyce" ( 1958 ) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.

Стремление объединить в новой звучащей форме разнообразные сферы искусства и природы приводило к тому, что Берио вновь и вновь обращался к цитатам самого разнообразного музыкального материала. Так, в своей "Симфонии" ( 1968 ) для восьми голосов и оркестра он цитирует в третьей части скерцо из до-минорной симфонии Густава Малера . Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру. Уже его произведение "Круги", законченное в 1960 году , демонстрирует сценическую концепцию, построенную на жестах и движении певицы по сцене.

Сочинения

  • Тема ( Omaggio a Joyce ), 1958
  • Секвенция I , 1958
  • Круги (Rounds), 1960
  • Лицо (Visage), 1961
  • Народные песни , 1964
  • Laborintus II
  • Пути II , 1967
  • O King , 1968
  • Симфония , 1968
  • A-Ronne , 1975
  • Corale , 1981
  • Король слушает ( Un Re in ascolto ; Вена, 1984 )
  • Ofanìm , 1988 (вторая редакция 2000 )
  • Секвенция XI для акустической гитары, 1988
  • Утис ( Outis ; авторское обозначение жанра — azione musicale) (Милан, 1996)
  • Ekphrasis' (Continuo II) 1996
  • Chemins VII "Récit (su Sequenza IXb) для альт-саксофона с оркестром (1996)
  • Alternatim per clarinetto, viola e orchestra (1996–97)
  • Glosse для струнного квартета (1997)
  • Korót для 8 виолончелей (1998)
  • Cronaca del Luogo , 1999
  • SOLO (1999)
  • Секвенция XIV для виолончели, 2002
  • Altra voce per flauto contralto, mezzosoprano e live electronics (1999)
  • Стансы , 2003
  • Семь испанских народных песен Мануэля де Фальи (оркестровая версия вокального цикла испанского композитора), 1978
  • другие секвенции (для всех инструментов оркестра)

Примечания

  1. Хрущёва Н. «Симфония» Берио как открытое произведение // Opera musicologica. — 2009. — № 1 . — С. 119—132 .
  2. Поспелов П. . www.kommersant.ru (4 ноября 1995). Дата обращения: 24 февраля 2019. 24 февраля 2019 года.
  3. La Civiltà Cattolica . // La Civiltà Cattolica, English Edition. — 2018-12-15. — Т. 2 , вып. 12 . — С. 1–6 . — ISSN . — doi : .
  4. 11 мая 2016 года.

Литература

  • Кириллина Л.В. Берио // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. – М.: Музыка, 1995. С. 74 – 109.
  • Инструментальный театр Лучано Берио (к 90-летию со дня рождения композитора) // Музыка: искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. – 2015. – № 4 (12). С. 24-32.
  • «Секвенции» Лучано Берио: семантика цикла. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2012. – 40 с.
  • Секвенция III Лучано Берио: концепция и её интерпретация // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: Сб. научных трудов. Вып. 6. – М.: Издательство «Литера Скрипта», 2014. С. 62-67.
  • Уровни новаций в постмодернистских «Секвенциях» Лучано Берио // Проблемы современной науки и образования: научно-методический журнал. – 2015. – № 9 (39). С. 192-195.

Ссылки

Источник —

Same as Берио, Лучано