Interested Article - Зеленка, Ян Дисмас
- 2020-07-29
- 2
Ян Дисмас Зеленка ( чеш. Jan Dismas Zelenka , 16 октября 1679 , Лоуновице, Богемия — 23 декабря 1745 , Дрезден ) — чешский и немецкий композитор эпохи барокко .
Биография
Сведений о жизни Зеленки сохранилось мало, неизвестна даже точная дата его рождения; но в церкви г. Лоуновице содержится запись о том, что 16 октября 1679 года в ней был крещен первенец местного кантора и органиста Зеленки. Отца Зеленки звали Йирик (Jirik), он был учителем, а также органистом в местной церкви, а мать — Мария Магдалена (в девичестве Гаек). Зеленка был старшим ребёнком и имел пять сестер и двух братьев. Ребёнка крестили под именем Ян Лукас, но позже он принял имя Дисмас (уже документально в 1704 году). Эта смена имени была результатом сильной любви композитора к истории жизни Христа : по Евангелию от Никодима (IV век), имя Дисмас принадлежало так называемому «благородному разбойнику», который был распят вместе с Иисусом, но затем раскаялся (Лк. 23: 39-43).
Брат Зеленки, Ян Килиан, как и отец стал органистом в церкви в Лоуновице. Неизвестно стал ли он также композитором, но имя Зеленки появляется на ряде работ, которые не несут признаков стиля Яна Дисмаса. Ещё меньше известно о Матэе, младшем брате Зеленки .
Предполагают, что Ян Дисмас Зеленка учился музыке, в том числе — игре на скрипке, в иезуитском учебном центре Клементинум в Праге . С 1710 года играл на контрабасе в Дрезденской польской капелле короля Августа Сильного . Недолгое время работал также в Праге, в Вене , где в 1715 году изучал контрапункт под руководством Иоганна Фукса ), в Венеции ( 1716 — 1717 ), где учился у Антонио Лотти . Есть предположение, что он занимался у Алессандро Скарлатти в Неаполе .
Вернулся в Германию в 1719 и остальную часть жизни провел в Дрездене, где служил в придворной капелле сначала вице-капельмейстером, затем дирижёром. В 1735 году получил там звание церковного композитора.
Творчество
Основной сферой композиторской деятельности Зеленки была церковная музыка; центральное место в его наследии занимают 20 месс. Он является автором ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов, а также мелодрамы о святом Венцеславе (1723). Являясь католиком, Зеленка тем не менее в своих мотетах впервые обращается к чешским, а не к традиционным латинским текстам.
Его духовные сочинения ценили Телеман и Бах (по просьбе последнего его сын Вильгельм Фридеман сделал копию ре-мажорного Магнификата Зеленки), светских концертов и сонат. Произведения поздних лет не исполнялись при жизни композитора. После смерти его архив оказался собственностью королевского двора, копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны .
Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века , когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки. Но настоящее признание пришло в 70-80-х годах: переломной здесь стала запись шести трио-сонат для двух гобоев и бассо континуо (фагот и чембало), сделанная в 1972 Хайнцем Холлигером и его коллегами. Для российских слушателей первооткрывателем крупных сочинений Зеленки стал основатель и художественный руководитель Камерной капеллы «Русская консерватория» Николай Хондзинский . Среди мировых и российских премьер опусов Зеленки, проведённых капеллой под руководством Хондзинского: — первое исполнение «Gloria», для солистов хора и оркестра (Театральный зал ММДМ, 2010 год); первое исполнение в России «Miserere» ZWV 57 для солистов хора и оркестра (Евангелически-лютеранский собор Петра и Павла, 2009 год); первое исполнение в России «Miserere» ZWV 56 для солистов хора и оркестра (Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы, 2011 год); первое исполнение «Kyrie», «Sanctus», «Agnus Dei» для хора и оркестра (Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы, 2012 год); первое исполнение в России практически всех оркестровых сочинений композитора [ источник не указан 2818 дней ] .
Произведения
Духовные сочинения
Мессы
Всего 23.
Среди них:
- Missa Sanctae Caeciliae ( 1711 )
- Missa Judica me ( 1714 )
- Missa sanctissimae trinitatis ( 1736 ).
- Missa votiva ( 1739 )
- Missa circucisionis Domini nostri Jesu Christi
- Requiem до минор, ZWV 45
- Requiem ре мажор, ZWV 46
- Requiem ре минор, ZWV 48
- Requiem фа мажор, ZWV 49
Оратории
- Sub olea pacis et palma virtutis conspicua orbi regia Bohemiae Corona — Melodrama de St. Wenceslao (ZWV 175) (мелодрама в честь Святого Вацлава , в 1723 была поставлена в Клементинуме)
- I penitenti al sepolcro del Redentore ( 1736 )
- Il serpente di bronzo ( 1730 )
- Giesu al Calvario ( 1735 )
Кантаты
- Immisit Dominus ( 1709 ),
- Deus Dux ( 1716 )
- Attendite at videte ( 1712 ),
- Miserere ( 1722 — 1738 )
- Magnificat C-dur
- Žalmy (53)
Другие сочинения
Светские сочинения
- Серенада «Il Diamante» — ZWV 177
- 6 triových sonát pro dva hoboje, fagot a basso continuo ( 1721 — 1722 ),
- Hypochondrie á 7 ( 1723 )
- Concerto á 8 concertanti ( 1723 )
- Ouverture á 7 concertanti in F 2 violini, 2 oboe, Viola, Fagotto, Basso Continuo
Признание
Сегодня Зеленка — один из крупнейших композиторов центральноевропейского барокко , его духовные и светские произведения широко исполняются и записываются. В России сочинения Зеленки впервые прозвучали в исполнении Камерной капеллы «Русская консерватория» под руководством Николая Хондзинского (российские премьеры: Miserere in C minor, ZWV 57 Евангелически-Лютеранский собор Петра и Павла, Москва 2009 г.; Miserere in D minor, ZWV 56 Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, Москва 2011 г.; Simphonie à 8 concertanti, ZWV 189, Дворец на Яузе, Москва 2010 г.; Concerto à 8 concertanti in G major, ZWV 186 Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, Москва 2010 г.; Ouverture-Suite in F major, ZWV 188 Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, Москва 2010 г. Мировые премьеры: Kyrie, Sanctus and Agnus Dei, ZWV 26 Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, Москва 2011 г.; Gloria ZWV 30 Московский Международный Дом Музыки, Москва 2010 г.) [ источник не указан 2818 дней ]
Литература
- Stockigt J.B. Jan Dismas Zelenka — A Bohemian musician at the court of Dresden. Oxford: Oxford UP, 2000
- Smolka J. Jan Dismas Zelenka : příběh života a tvorby českého skladatele vrcholného baroka. Praha: Akademie múzických umění, 2006.
- Perreau S. Jan Dismas Zelenka. Paris: Bleu nuit, 2007
Примечания
- ↑
- Jan Dismas Zelenka // (чеш.)
- Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 59. — S. 299.
- — 2003.
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 17 января 2016. 9 января 2017 года.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (чешск.)
- 2020-07-29
- 2