Interested Article - Монтсальватже, Шавье

Шавье́ Монтсальва́тже ( кат. Xavier Montsalvatge ; 11 марта 1912 , Жирона 7 мая 2002 , Барселона ) — каталонский композитор.

Биография

Учился музыке в Муниципальной консерватории Барселоны (el Conservatorio Municipal de Barcelona), где его педагогами были, в частности, Эдуард Тольдра , Льюис Мариа Мильет , и . Там же позднее преподавал, профессор (с 1970 г.), заведовал кафедрой композиции (с 1978 года). Во время Гражданской войны начал писать статьи для журнала «Судьба» («Destino»), редактором которого был с 1968 по 1975 год, а также для ежедневной газеты La Vanguardia с 1962 г.

Творчество Монсальватжа можно разделить на несколько этапов. В начале оно опирается на национальные традиции, но вместе с тем, сильно подвержено влиянию додекафонизма и вагнеризма, которые превалировали в каталонской музыке того времени (Sinfonía mediterránea, 1949). В следующем периоде Монсальватж больше внимания уделяет карибской (антильской) тематике ( , 1945, Cuarteto indiano, 1952). Затем, вследствие влияния творчества французских композиторов, таких как Оливье Мессиан и Жорж Орик , у композитора начался период, который можно назвать «свободной политональностью» (Partida, 1958) . В поздний период творчества композитор испытывал сильное влияние авангардизма .

Творчество Монсальватжа снискало международный успех в начале 1940-х годов.

Произведения

Монсальватж — композитор, творчество которого охватывает практически все жанры, от оперы (El gato con botas, Una voz en off) до камерной музыки (Cuarteto indiano) .

Среди произведений выделяются оркестровая пьеса «Морфологическая дезинтеграция Чаконы И. С. Баха » (Desintegración morfológica de la Chacona de Bach), на много лет предвосхитившая появление денисовской версии «разрушения» баховского шедевра. А также Laberinto o Sinfonía de réquiem o Sinfonía Mediterránea (1949 ) за которую композитор получил премию Высшей школы музыки.

Мировую известность Монсальватжу принеc цикл , в котором были использованы ритмы и мелодии Антильских островов . Можно отметить также Сонатину для Иветты (Sonatine pour Ivette (1962), посвященную дочери и написанную специально для пианиста Гонсало Сориано, Babel (1967), Homenaje a Manolo Hugué (1971), Serenata a Lydia de Cadaqués (1971), Reflexions-obertura (1975), Concert capriccio (1975 ) для арфы с оркестром и Fantasía для арфы и гитары (1985), а также оперу Babel 46 , поставленную в 2002 г. в Мадриде , Cinco invocaciones al Crucificado (1969), Questions and Answers (1979)

Симфония-реквием (Sinfonía de Réquiem) для сопрано и оркестра, написанная в Европейский год музыки (1985) — кульминационное сочинение последнего периода творчества, когда музыка композитора стала обретать все большую степень абстракции . По словам автора, он стремился создать симфонию , проникнутую духом заупокойной мессы, без прямого использования канонического текста и акцентирования литургического содержания. Музыка каждого из шести разделов этого «песнопения спокойствия и надежды» призвана показать эмоциональную глубину латинских слов: спокойствие Introit, мольбу Kyrie, напряженную импульсивность Dies Irae, контрастирующую ровному течению Agnus Dei и прозрачности Lux Aeterna, которая уступает место финальному Libera me, Domine.

Монсальватж также работал в кино , написав музыку ко многим фильмам . Он был номинирован на премию «Гойя» за лучшую музыку Premio Goya a la Mejor Música (1987) к фильму Хайме Камино Dragón Rapide (1987).

Награды

Память

Бенет Касабланкас сочинил (2012) музыкальное произведение для фортепиано Sí, a Montsalvatge!

Примечания

  1. Xavier Montsalvatge i Bassols // (кат.) — , 1968.
  2. Xavier Montsalvatge Bassols // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118918176 // (нем.) — 2012—2016.
  4. В русских изданиях имя и фамилия композитора обычно записываются как Ксавье Монсальватж, на французский манер. Так он занесён в том числе в каталог РГБ.

Ссылки

  • (каталан.) , (исп.) , (англ.)
Источник —

Same as Монтсальватже, Шавье