Хе́нрик Мико́лай Гуре́цкий
(
польск.
Henryk Mikołaj Górecki
[ˈxɛnrɨk mʲiˈkɔwaj ɡuˈrɛtski]
;
6 декабря
1933
, Черница, под
Рыбником
,
Силезия
—
12 ноября
2010
,
Катовице
) — польский композитор.
Биография
Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребёнком потерял мать. Заболел костным
туберкулёзом
, почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции. В
1952 году
начал учиться в Рыбникской высшей музыкальной школе (кларнет, скрипка, фортепиано, теория музыки), закончил четырёхлетний курс за 3 года. Начал сочинять. Впервые его сочинения, отмеченные влиянием
К. Шимановского
и
Б. Бартока
, были исполнены в
1958 году
. К
1960-м годам
он уже вобрал авангардный опыт
А. Веберна
,
Я. Ксенакиса
,
П. Булеза
. Его Первая симфония, исполненная на фестивале молодежи в Париже, получила международное признание. Он продолжил учёбу в Париже, где испытал влияние
О. Мессиана
и
К. Штокхаузена
. Несмотря на признание во Франции, Гурецкий вернулся в Польшу и, за исключением короткого пребывания в
Берлине
, никогда не покидал страну. С
1968 года
преподавал композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе, с
1975 года
— профессор; воспитал нескольких известных учеников, в их числе
Эугениуш Кнапик
, и родного сына Миколая Гурецкого (р. 1971), который также является профессиональным композитором
.
Подал в отставку в
1979 году
в знак протеста против запрета польских властей на приезд в страну Папы Римского
Иоанна Павла II
.
Умер
12 ноября
2010 года
. Был
кремирован
и похоронен на
кладбище
в городе Катовице.
Творчество
Зрелая музыка Гурецкого — образец
сакрального минимализма
, направления, которое представляют также
Арво Пярт
,
Петерис Васкс
,
Гия Канчели
,
Владимир Мартынов
,
София Губайдулина
и др.
Ключевое и наиболее известное сочинение —
Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений»
(
1976
). Исполненная
Дон Апшоу
и
Лондонской симфониеттой
(
1992
), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору мировую известность.
Последним произведением Хенрика Гурецкого является Симфония № 4, посвящённая польскому композитору
Александру Тансману
, впервые исполненная посмертно
Лондонским филармоническим оркестром
в 2014 году
.
Сочинения
-
op. 1 Cztery preludia для фортепиано (
1955
)
-
op. 2 Toccata для двух фортепиано (
1955
)
-
op. 3 Trzy pieśni (
1956
)
-
op. 4 Wariacje для скрипки и фортепиано (
1956
)
-
op. 5 Quartettino для двух флейт, гобоя и скрипки (
1956
)
-
op. 6 I Sonata для фортепиано (
1956
/
1984
/
1990
)
-
op. 7 Pieśni o radości i rytmie для двух фортепиано и камерного оркестра (
1956
)
-
op. 8 Sonatina w jednej części для скрипки и фортепиано (
1956
)
-
op. 9 Pięć małych preludiów для фортепиано (
1956
)
-
op. 10 Sonata для двух скрипок (
1957
)
-
op. 11 Koncert для пяти инструментов и струнного квартета (
1957
)
-
op. 12 Epitafium для смешанного хора и камерного ансамбля (
1958
)
-
op. 13 Pięć utworów для двух фортепиано (
1959
)
-
op. 14 I Symfonia «1959» для струнного оркестра и перкуссии
-
op. 15 Trzy diagramy для флейты соло (
1959
)
-
op. 16 Monologhi для сопрано, двух арф и перкуссии (
1960
)
-
op. 17 Scontri для оркестра (
1960
)
-
op. 18 Diagram IV для флейты соло
-
op. 19 Genesis — цикл из трёх сочинений для разных инструментальных ансамблей:
-
I — Elementi per tre archi для струнного трио (
1962
)
-
II — Canti strumentali per 15 esecutori (
1962
)
-
III — Monodram per soprano, metalli di percussione e sei violbassi для сопрано, перкуссии и шести контрабасов (
1963
)
-
(b.op.) Trzy utwory w dawnym stylu для струнного оркестра (
1963
)
-
op. 20 Choros I для струнного оркестра (
1964
)
-
op. 21 Refren для оркестра (
1965
)
-
op. 22 Muzyczka I для двух скрипок и гитары (
1967
)
-
op. 23 Muzyczka II для 4 труб, четырёх тромбонов, двух фортепиано и перкуссии (
1967
)
-
op. 24 Muzyka Staropolska для оркестра (
1969
)
-
op. 25 Muzyczka III для трех альтов (
1967
)
-
op. 26 Cantata для органа соло (
1968
)
-
op. 27 Canticum graduum для оркестра (
1969
)
-
op. 28 Muzyczka IV «Koncert puzonowy» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (
1970
)
-
op. 29 Ad Matrem для сопрано, смешанного хора и оркестра (
1971
)
-
op. 30 Dwie pieśni sakralne для баритона и оркестра (
1971
); op. 30b — для баритона и фортепиано
-
op. 31 II Symfonia «Kopernikowska» для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (
1972
)
-
op. 32 Euntes ibant et flebant для смешанного хора a cappella (
1972
)
-
op. 33 Dwie piosenki на стихи Ю.
Тувима
для четырёх голосов (
1972
)
-
op. 34 Trzy tańce для оркестра (
1973
)
-
op. 35 Amen для смешанного хора (
1975
)
-
op. 36
Третья симфония «Симфония печальных песен» («Symfonia pieśni żałosnych»)
для сопрано и симфонического оркестра (
1976
)
-
op. 37 Trzy małe utworki для скрипки и фортепиано (
1977
)
-
op. 38 Beatus Vir для баритона, смешанного хора и оркестра, посвящено папе
Иоанну Павлу II
(
1979
)
-
op. 39 Szeroka woda, 5 песен для смешанного хора a cappella (
1979
)
-
op. 40 Koncert для клавесина (или фортепиано) и струнного оркестра (
1980
)
-
op. 41 Mazurki для фортепиано (
1980
)
-
op. 42 Dwie pieśni на слова Ф.
Гарсиа Лорки
для голоса и фортепиано (
1956
/
1980
)
-
op. 43 Błogosławione pieśni malinowe на слова Ц. К.
Норвида
для голоса и фортепиано (
1980
)
-
op. 44 Miserere для большого смешанного хора a cappella (
1981
)
-
op. 45 Wieczór ciemny się uniża, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (
1981
)
-
op. 46 Wisło moja, Wisło szara, народные песни для смешанного хора a cappella (
1981
)
-
op. 47 Kołysanki i tańce для скрипки и фортепиано (
1982
)
-
op. 48 Śpiewy do słów J. Słowackiego для голоса и фортепиано (
1983
)
-
op. 49 Trzy kołysanki для смешанного хора a cappella (
1984
/
1991
)
-
op. 50 Ach, mój wianku lewandowy, 7 песен для смешанного хора a cappella (
1984
)
-
op. 51 Idzie chmura, pada deszcz, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (
1984
)
-
op. 52 Utwory różne для фортепиано (
1956
—
1961
/
1990
)
-
op. 53 Recitativa i ariosa «Lerchenmusik» для кларнета, виолончели и фортепиано (
1984
/
1985
/
1986
)
-
op. 54 Pieśni Maryjne, 5 песен для смешанного хора a cappella (
1985
, исп. 13.11.
2005
)
-
op. 55 O Domina nostra. Medytacje o Jasnogórskiej Pani Naszej для сопрано и органа (
1985
)
-
op. 56 Pod Twoją obronę для 8 голосов смешанного хора a cappella (
1985
)
-
op. 57 Na Anioł Pański biją dzwony для смешанного хора a cappella на слова К.
Тетмайера
(
1986
)
-
(b.op.) Pieśni kościelne, 21 песня для смешанного хора a cappella (
1986
)
-
op. 58 Dla Ciebie, Anne-Lill для флейты и фортепиано (
1986
/
1990
)
-
op. 59 Aria «scena operowa» для тубы, фортепиано, тамтама и большого барабана (
1987
)
-
op. 60 Totus Tuus для смешанного хора a cappella (
1987
)
-
op. 61 Przybądź Duchu Święty для смешанного хора a cappella (
1988
)
-
op. 62 Już się zmierzcha, muzyka na kwartet smyczkowy (
1988
)
-
op. 63 Good Night для сопрано, альт-флейты, фортепиано и 3 тамтамов (
1990
)
-
(b.op.) Intermezzo для фортепиано (
1990
)
-
op. 64 Quasi una fantasia (II струнный квартет) (
1990
—
1991
)
-
op. 65 Concerto-cantata для флейты и оркестра (
1992
)
-
op. 66 Kleines Requiem für eine Polka для камерного ансамбля (
1993
)
-
op. 67 III струнный квартет …pieśni śpiewają (
1993
—
1995
/
2005
, исп. 15.10.2005,
Кронос-квартет
)
-
op. 68 Trzy pieśni do słów Marii Konopnickiej для голоса и фортепиано (
1954
—
1955
/
1995
)
-
op. 69 Trzy fragmenty do słów Stanisława Wyspiańskiego для голоса и фортепиано (
1996
)
-
op. 70 Valentine Piece для флейты и колокольчика (
1996
)
-
op. 71 [Кларнетный квинтет, для кларнета и струнного квартета] (
1996
)
-
op. 72 Salve, Sidus Polonorum для большого смешанного хора, органа, двух фортепиано и перкуссии (
1997
)
-
op. 73 Mała fantazja для скрипки и фортепиано (
1997
)
-
op. 75 Hej, z góry, z góry! kóniku bury, 5 народных песен для хора a capella или для голоса и фортепиано (
2003
)
-
op. 76 Lobgesang для смешанного хора и колокольчиков (
2000
)
-
op. 78 Quasi una fantasia, версия для большого струнного оркестра op.64) (
2002
)
-
op. 79 Dla Jasiunia, три пьесы для скрипки и фортепиано (
2003
)
-
op. 80 Po co żeś tu przyszło Siwa Mgło, для двух скрипичных групп (
2003
)
-
op. 81 Pieśń Rodzin Katyńskich для смешанного хора a cappella (
2004
, исп. 13.11.
2005
)
-
op. 83 Kyrie для хора и камерного оркестра (
2004
—
2005
)
-
op. 85 Четвёртая Симфония «Эпизоды
Тансмана
» для фортепиано, органа и симфонического оркестра (
2006
)
Признание и награды
Орден Белого орла
(
2010
),
Орден Возрождения Польши
2 степени (
2003
), Орден Возрождения Польши 3 степени (
1994
),
Орден Святого Григория Великого
(
2009
), Орден Ecce Homo (
2000
). Доктор
honoris causa
Университета кардинала С. Вышиньского
(
Варшава
) (1993).
Примечания
-
↑
-
↑
Litweiler J.
Henryk Gorecki //
(англ.)
-
Henryk Gorecki //
— 2005.
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 16 марта 2019.
20 апреля 2018 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 16 марта 2019.
19 июля 2019 года.
Литература
-
Thomas A. Górecki. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford UP, 1997.
-
Bogusław M. Maciejewski
.
Gorecki — His Music And Our Times
. — London: Allegro Press, 1994.
ISBN 0-9505-6196-7
.
-
Вискова И. В.
Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке // XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с. — С. 227—230
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|