Interested Article - Пелецис, Георг

Георг ( Георгс ) Пе́лецис ( латыш. Georgs Pelēcis , в документах советского периода Георгий Эльевич Пелецис ; род. 18 июня 1947 , Рига ) — латвийский композитор и музыковед , профессор Латвийской Музыкальной академии , единственный из латвийских композиторов, чья музыка исполнялась в Лондонском Королевском Альберт-холле .

Биография

Родился в русско-латышской православной музыкальной семье и рано проявил способности к музыке.

Учился в рижской средней специальной музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня , где композиция была обязательным предметом, который преподавал композитор , заметивший талант Георгия к сочинению музыки. Он рекомендовал юноше готовиться к поступлению в Московскую консерваторию , где Пелецис попал в класс композиции Арама Хачатуряна .

У Хачатуряна я учился мастерству, всему остальному человек учится у жизни. Так должно быть. Например, я у студентов своих учусь, у детей — это тоже нормально. Не знаю, учатся ли у меня чему-то мои дети, но я у них учусь. Георг Пелецис

По окончании консерватории (1971) вернулся в Ригу и начал работать в Латвийской государственной консерватории преподавателем кафедры теории музыки. В 1977 году продолжил изучение теории музыки в аспирантуре Московской государственной консерватории у Владимира Протопопова . В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию «Формообразование в музыке И. Окегема и традиции Нидерландской полифонической школы».

Доктор искусствоведения (1990), тема диссертации «Принципы полифонии Палестрины и традиции эпохи вокального многоголосия». Эта работа была отмечена Международным Центром Палестрины в Риме (1993).

Георгий Пелецис глубоко изучил музыку прошлого — творчество Вивальди, Скарлатти, Монтеверди (XIV век). Это повлияло и на его собственный стиль, для которого характерны положительные эмоции, радость и легкость звучания, и в то же время глубокое раздумье над проблемой спасения человека, поиски идеала и стремление к нему.

В 1990 году избран профессором Латвийской Музыкальной академии . Его главные дисциплины — контрапункт и фуга . Пелецис — автор более 30 научных работ и выступлений на научных конференциях в Риге, Москве, Риме по музыке Средневековья , Ренессанса , барокко . Благодаря Фонду Сороса Пелецис выезжал в творческие командировки в Оксфорд ( 1995 , Corpus Christi College) и Кембридж ( 1997 , Gonville and Caius College). В Англии он получил первые иностранные заказы на сочинения, его музыка к сказке Роальда Даля «Джек и бобовое зернышко» (Jack and the Beanstalk) прозвучала в Лондонском Королевском Альберт-холле . Это сочинение латвийский композитор написал, выиграв конкурс, организованный вдовой после смерти писателя . «Я написал ораторию для драматических актёров и симфонического оркестра по сказке Даля, которая имела большой успех, — рассказывал композитор в интервью писателю и драматургу . — Достаточно сказать, что одну из заглавных ролей исполнял Дэнни Де Вито . Было еще несколько успешных программ сотрудничества с BBC ».

Его сочинения исполнялись на фестивале «Альтернатива» в Москве, на фестивале в Локенхаузе в Австрии. Одна из работ — концерт «Тем не менее» (Nevertheless) — привлекла внимание хореографов и была поставлена балетной труппой Dance Alloy в Питсбурге ( США ), в 2000 году, Марком Тейлором.

Свое 70-летие Георгий Эльевич отметил мировой премьерой фортепианного концерта «Musica confinanta», который исполнил известный латышский пианист Вестард Шимкус и Латвийский Национальный симфонический оркестр под управлением Андриса Вецумниекса . Концерт транслировался в прямом эфире радио «Klassika». Сonfinanta — это зона пограничная, когда настала пора оглянуться на прожитое, пояснял автор. Концерт написан необычно: не в трех, а в шести частях, и начинается с «конца» — заключения (Postludio). Вторую часть — Via passata, или «Пройденный путь» — композитор называет эмоциональной доминантой своего прошлого, третья часть — Reminiscenza, четвёртая — Scherzo sereno, или «Безмятежное скерцо ». Пятая часть — Toccata furiosa, или «Яростная токката » — обращена в будущее, а завершает концерт Preludio, которая обычно идет в начале этой музыкальной формы .

Творчество

Автор работ о творчестве Окегема , Депре , Палестрины . Испытал влияние Арво Пярта , Стива Райха . Его творчество сближают со школой новой простоты и нового консонантизма . Интересы Пелециса в мире музыки представляют немецкое музыкальное издательство «Sikorski» и латвийское «Musica Baltica».

Критики причисляют Пелециса к плеяде таких композиторов-модернистов, как Джон Адамс в США, Леонид Десятников и Владимир Мартынов в России, Петерис Васкс и Петерис Плакидис в Латвии. По направлению творческих поисков Пелецис близок к группе « », куда входят также Павел Карманов , Антон Батагов , Ираида Юсупова , Алексей Айги и другие композиторы .

Сам композитор причисляет себя к направлению, пришедшему в 1990-е годы из Бельгии: «новая консонантная музыка». « Консонанс или, проще говоря, благозвучие — не просто акустическая категория, но и эстетическая, — говорит Г.Пелецис. — Огромной духовной силой смог наделить консонанс Арво Пярт . Для меня он один из величайших композиторов современности».

Пелециса также интересует синтез искусств. Очень перспективным он считает добавление видеоряда к музыке, к симфониям, сонатам. Свою «Осеннюю музыку» для фортепьяно и квартета он видел в контрапункте с изображением .

Творческие союзы

Георг Пелецис активно работает с музыкантами, создавая музыку порой специально для каких-то коллективов или событий. В начале 1990-х годов он был активным участником и президентом Рижского центра старинной музыки . Его произведения исполняют « Кремерата Балтика » и его товарищ со школьных лет, выдающийся скрипач Гидон Кремер , оркестр «OpusPost» Татьяны Гринденко , хор « » и другие солисты и оркестры.

Пьеса «Переписка для двух фортепиано» (Long Arms Rekords, CDLA 03024) появилась в результате эпистолярных посланий друг другу двух друзей — Георгия Пелециса и Владимира Мартынова, однокашника Георгия по Московской консерватории .

Православная музыка

Георгий Пелецис — выходец из православной семьи, однако к осознанной вере он пришел довольно поздно, в 35 лет. Когда он жил в Москве у своего друга Владимира Мартынова, работая над докторской диссертацией, иеромонах Павел устраивал на своей квартире нечто вроде «просветительских курсов» для интеллигенции. Там-то Пелецис и обрёл своего первого духовного наставника. По возвращении в Ригу Пелецис стал прихожанином Свято-Троицкой церкви в Задвинье. Скоро его заметили, пригласили прислуживать в алтаре во время службы, петь на клиросе. Именно с того времени началось углублённое изучение литургии и текстов Священного Писания, затем отразившееся в творчестве композитора . В музыкальную тему Апокалипсиса, «Откровения Иоанна Богослова», композитор привнёс светлые, жизнеутверждающие настроения, которыми пронизаны все православные догматические тексты. Сам автор в интервью на Радио-4 «Домская площадь» сказал: «Мне хотелось вселить в душу слушателей надежду и показать финал того пути, который они могут избрать, если встанут на пути Господни». Поэтому для своего произведения он взял из Откровения не начало, самую страшную часть — кару за прегрешения человека, а четвёртую, финальную часть, в которой описывается Небесный Иерусалим, символизирующий Царствие Небесное.

Пелецис создал также ораторию «Бог есть Любовь» на русские и латышские тексты православных страстотерпцев, живших в Латвии, — священномученика архиепископа Иоанна Поммера , архимандрита Тавриона и других, Рождественскую и Пасхальную оратории, «Реквием», хоровые произведения на текст Псаломов № 28 и № 118.

Музыкальное кредо

Роль композитора в современном мире изменилась: от него более не ждут откровений, как это было еще в XX веке, признаёт Г.Пелецис. Последним примером фурора вокруг классического произведения он считает исполнение 4-й симфонии Иманта Калныньша , когда на концерты шли люди, совершенно далёкие от симфонической музыки — и не только потому, что в оркестре появилась партия бас-гитары и дополнительная секция ударных, а потому, что в музыке звучали идеи перестройки , что и почувствовала публика. «Диски с 4-й симфонией расходились наравне с дисками Паулса », — вспоминает Г.Пелецис.

Современные технологии позволяют слушать любую музыку в любом количестве в прекрасных записях, на специальных каналах ТВ, радиостанций, в Интернете. Однако это обилие информации создало пропасть между слушателем и музыкой и дифференциацию внутри самой музыки. «У каждого направления — своя аудитория, свои фестивали, свои меценаты, своя „тусовка“, — говорит композитор. — В жизни встречаются люди, которые одного-то языка толком не знают, а есть полиглоты. То же самое и в слушательской среде. Надо стараться просто быть в курсе всех процессов, происходящих в музыке, и определиться со своими предпочтениями и приоритетами, со „своей музыкой“» .

Г.Пелецис отмечает, что в Англии при исполнении «Мессии» Генделя дирижёр предлагает залу присоединиться к пению, и это даёт незабываемые впечатления. Аналогичного эффекта можно было бы достичь, если бы хор и слушатели вместе пели «Всенощную» Рахманинова. Однако наша закостенелая система преподавания музыки готовит исполнителей, а не музыкантов, которые могли бы импровизировать, подобрать или продолжить мелодию. Настоящих музыкантов мало, считает композитор. Он уверен, что детей надо приучать к импровизации, взращивать в них радость музицирования, воспитывать слушателей, завсегдатаев концертных залов и музыкальных мероприятий. Даже традиция народных хоров в Латвии находится «под тяжелым прессом социальных изменений в обществе».

Избранные произведения

  • Новогодняя музыка для фортепиано ( 1977 )
  • Сюита № 1 для фортепиано ( 1980 )
  • Концерт для трубы и оркестра ( 1982 )
  • Concertino bianco для фортепиано и камерного оркестра ( 1983 )
  • Сюита № 2 для фортепиано ( 1984 )
  • Музыка из-за стены , для скрипки, альта, виолончели и фагота ( 1984 )
  • Lamento , струнный квартет ( 1986 )
  • Nevertheless , концерт для скрипки, фортепиано и камерного оркестра ( 1994 )
  • Christ is Risen! Православная оратория для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, смешанного хора и симфонического оркестра ( 1996 )
  • Marcia funebre для фортепиано ( 1998 )
  • Christ is Born! Рождественская оратория для смешанного хора и симфонического оркестра ( 2000 )
  • Встреча с другом для скрипки (или фортепиано) и струнного оркестра ( 2001 )
  • Г. Пелецис, В. Мартынов . Переписка для двух фортепиано ( 2002 )
  • Диалог для сопрано, двух контртеноров и органа ( 2003 )
  • Встречи и разлуки для двух виолончелей ( 2003 )
  • Missa Brevis для женского хора и фортепиано ( 2003 )
  • Смертью смерть поправ , оратория для смешанного хора, фонограммы и живописных иллюстраций ( 2004 )
  • Латвийский реквием ( 2006 )

Исполнители

Сочинения Пелециса исполняют А. Любимов , Г. Кремер , Т. Гринденко , А. Батагов и др.

Семья

Супруга — Марина Вячеславовна Пелеце, музыкальный педагог.

Сыновья — Георг Пелецис, хирург-травматолог ; Юрий Пелецис.

Награды

  • Премия Министерства культуры Латвии за симфонию «Лондон», за оратории «Бог есть любовь» и «Христос рождается» (2001)
  • Медаль Международного центра Палестрины в Риме за исследование «Принципы полифонии Палестрины и традиции эпохи вокального многоголоса» (1993)
  • Офицер ордена Трёх звёзд (2017)

Ссылки

Примечания

  1. Георг Стражнов. (рус.) // Телеграф : газета. — 2011. — 10 июль. (недоступная ссылка)
  2. Андрей Шаврей. (рус.) // Латвийские общественные медиа : интернет-портал. — 2017. — 19 февраль. 30 января 2018 года.
  3. . Дата обращения: 27 февраля 2013. 13 января 2017 года.
  4. . Дата обращения: 27 февраля 2013. 30 января 2018 года.
  5. официальный сайт ЛНО . Латвийская Национальная опера. Дата обращения: 30 января 2018. 13 августа 2020 года.
  6. Светлана Видякина. . Русские Латвии . www.russkije.lv. Дата обращения: 29 января 2018. 30 января 2018 года.
  7. . Красотка. Дата обращения: 30 января 2018. 30 января 2018 года.
  8. . Дата обращения: 30 апреля 2023. 30 апреля 2023 года.
Источник —

Same as Пелецис, Георг