Interested Article - Сандхьяванданам

Сандхьяванданам ( санскр. संध्यावन्दन IAST : saṃdhyāvandana ) — ежедневная религиозная практика в индуизме , которую совершают только прошедшие ритуал Упанаяна (одевание священного шнура, IAST : yajñopavītam ) и получившие подробные инструкции от Гуру . Совершается обычно три раза в день:

1. Пратахсамдхья санскр. प्रातःसंध्या IAST : prātaḥsaṃdhyā — утренняя, на рассвете;
2. Махьяника санскр. माध्याह्निक IAST : mādhyānika — дневная, в полдень;
3. Саямсамдхья санскр. सायंसंध्या IAST : sāyaṃsaṃdhyā — вечерняя, на закате.

Состав

Сандхьяванданам, как ритуальная практика, состоит из нескольких последовательно выполняемых ритуальных компонентов, которые отличаются в различных ведийских шакхах . Читаемый ритуальный текст Сандхьяванданам состоит из различных фрагментов Вед и зависит от принадлежности практикующего к той или иной брахманической шакхе . Основным моментом ритуала является рецитация Гаятри-мантры — традиционно читается 32 , 64 или 108 раз: количество зависит от предписаний шакхи и от конкретных указаний Гуру. В состав ритуала входят также и некоторые другие обряды — подготовительные и очистительные — предназначенные предотвратить отвлечение ума и сконцентрировать выполняющего ритуал на самом ритуале. В состав этих вспомогательных обрядов обычно включается возлияние воды грахам (божествам планет), ритуалы искупления за невыполнение Сандхьяванданам и другие ритуальные практики предписываемые шакхой. Одним из наиболее важных ритуалов, обычно включаемых в Сандхьяванданам, является: поклонение солнцу как Митре утром; поклонение Варуне в дневное или вечернее время; поклонение Агни в вечернее время.

Существует несколько несколько последовательностей совершения ритуала Сандхьяванданам — эти последовательности зависят от принадлежно к конкретной шакхе.


# Компонент ритуала Название на санскрите Описание
1. Ачаманам санскр. आचमन , IAST : ācamana Очистительный ритуал, в котором под чтение различных мантр человек совершает три маленьких глотка воды из правой ладони.
2. Пранаяма санскр. प्राणायाम , IAST : prāṇāyāma Регулировка дыхания согласно традиционным предписаниям для успокоения и создания внутренней гармонии с использованием мантр.
3. Джалапрашанам (или Марджанам ) санскр. जलप्राशन , IAST : jalaprAzana / санскр. मार्जनं , IAST : mArjanaM Освящение мантрами воды с призыванием всех вод земли, которые являются причиной возникновения и сохранения всех форм жизни; окропление, с чтением мантр, водою себя и окружающего пространства для гармонизации со Вселенной.
4. Аргхьяпраданам санскр. अर्घ्यप्रदानं , IAST : arghyapradAnaM Предложение и/или возлияние воды различным божествам.
5. Гаятри - джапам санскр. गायत्रीजप , IAST : gāyatrī-japa Центральный момент ритуала. Призыв и восхваление богини Гаятри, рецитация Гаятри-мантры.
6. Упастхана санскр. उपस्थान , IAST : upasthAna Повторное почитание богини, медитация на неё.
7 Абхивадана санскр. अभिवादन , IAST : abhivAdana Завершение поклонения богине. Прощание с ней; благодарность за приход; выражается надежда, что она не откажется прийти снова.
8. Бхагавадапрая санскр. भगवदप्रय , IAST : bhagavadapraya Завершение ритуала. Просится защита от зла, испрашивается прощение за нечаянно совершённые в процессе ритуала ошибки. Возносятся молитвы к Сурье (или Варуне или Агни — в зависимости от времени суток) и к богам.

# Компонент ритуала Название на санскрите Описание
1. Ачаманам санскр. आचमनं , IAST : ācamana Очистительный ритуал, в котором под чтение различных мантр человек совершает три маленьких глотка воды из правой ладони.
2. Апамарджанам санскр. अपमार्जनं , IAST : apamārjanaM Освящение мантрами воды с призыванием всех вод земли, которые являются причиной возникновения и сохранения всех форм жизни; окропление, с чтением мантр, водою себя и окружающего пространства для сонастройки со Вселенной.
3. Пранаяма санскр. प्राणायाम , IAST : prāṇāyāma Регулировка дыхания согласно традиционным предписаниям для успокоения и создания внутренней гармонии с использованием мантр.
4. Пунар-ачаманам санскр. पुन र्आचमनं , IAST : punar-ācamana Повторение пункта 1 с некоторыми дополнениями, которые варьируются в зависимости от времени суток (обращение к Сурье утром; к Варуне — в полдень; к Агни — вечером).
5. Пунар-марджанам санскр. पुन मार्जनं , IAST : mArjanaM Повторение пункта 2 с чтением Гаятри-мантры и других мантр ради достижения благосостояния и духовного совершенствования в этом и других мирах.
6. Агхамаршанам санскр. अघमर्षण , IAST : aghamarSaNa Рецитация так называемых «мантр творения» для осознавания себя частью Вселенной и удаления ограничения личности ( ахамкары ).
7. Сурья-упастхана санскр. सूर्य उपस्थान , IAST : sUrya-upasthAna Призывание и молитвы к Сурье; в эту часть часто включается Сурья-намаскара
8. Гаятри-упастхана санскр. गायत्री उपस्थान , IAST : gāyatrī-upasthAna Основная часть Сандхьяванданам. В ней читаются фрагменты хвалебных гимнов к богине Гаятри — в них богиня восхваляется как источник вед, миров и как Верховное Божество; параллельно выполняется анга-ньяса , при этом читается Гаятри-мантра (с обязательным чтением махавьярти IAST : bhūr bhuvaḥ svaḥ ). Затем идёт джапа Гаятри-мантры и медитация на богиню.
9. Висарджана санскр. विसर्जन , IAST : visarjana Прощание с богиней. Читаются фрагменты из вед с восхвалением богини, её благодарят за приход и выражается надежда, что она не откажется прийти снова.
10. Антья-пракаранани санскр. अन्त्य प्रकरनानि , IAST : antya-prakaranani Завершение ритуала Сандхяванданам. Просится защита от зла, испрашивается прощение за нечаянно совершённые в процессе ритуала ошибки. Возносятся молитвы к Сурье (или Варуне или Агни — в зависимости от времени суток) и к богам.

Кроме действий, описанных выше, в состав Сандхьяванданам может включаться яджна (в укороченном формате), рецитация и джапа мантр, не входящих в традиционный формат ритуала, и религиозные ритуалы почитания ишта-деваты проводящего ритуал. Кроме того, в зависимости от принадлежности к одному из религиозных течений индуизма — вишнуизму, шиваизму и т. д., — текст может быть дополнен соответствующими духу течения мантрами, гимнами и ритуальными действиями. Но, вероятнее всего, ритуал Сандхьяванданам оказал наибольшее влияние на шактийские школы — в качестве такого свидетельства можно привести значительный фрагмент из Деви-бхагавата-пураны (XII, 1-7), который целиком посвящён богине Гаятри, практикам Гаятри-мантры; приводятся Гаятри-кавача (XII, 4), Гаятри-стотра (XII, 5) и Гаятри-сахасранама (XII, 6). 7-я глава целиком посвящена предписаниям передачи Гаятри-мантры от Гуру ученику.

Шивапрасад Бхаттачарья называет Сандхьяванданам «Индийским сводом литургических молитв»

Этимология

Слово «Сандхьяванданам» является сложносоставным словом, состоящим из слов:

  • IAST : saṃdhyā — союз, единение. В данном контексте имеется в виду « союз дня и ночи », имеющий быть место во время утренних и вечерних сумерек ; также это слово имеет смысл « ежедневная практика », что означает ежедневные утренние и вечерние обряды;
  • IAST : vandana — служение, поклонение.

Литература

  • Balu, Meenakshi. Rig Vaeda Trikaala Sandhyaavandanam (неопр.) . — Chennai: MB Publishers, 2006. — ISBN 81-8124071-5 . (fourth revised & enlarged edition).
  • Apte, Vaman Shivram. The Practical Sanskrit Dictionary (неопр.) . — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4 . (fourth revised & enlarged edition).
  • Sarvepalli Radhakrishnan . The Cultural Heritage of India (неопр.) . — Calcutta: The Ramakrishna Mission Institute of Culture, 1956. Second edition, four volumes, revised and enlarged, 1956 (volume IV).
  • , I. K. Gāyatrī (неопр.) . — Adyar, Chennai, India: The Theosophical Publishing House, 1978. — ISBN 81-7059-084-1 . (Second Revised Edition).
  • Девибхагавата-пурана . Книга XII-я . Перевод с санскрита, предисловие и комментарий А.Игнатьева. Калининград, 2011.

Примечания

  1. Традиционная рецитация шраута -брахманами в соответствии с Кришна Яджур-ведой . В части I до 07:08 идёт вступление и краткое описание на телугу
  2. Согласно списку, приводимому в
  3. Согласно от 16 марта 2012 на Wayback Machine , Japa vidhi and mantra for Sandhya vandanam Yagnopavitha dharana mantram Kamokarishi Japam Sankalpam Gayatri japa sankalpam. 2005
  4. Группа из 12-ти мантр, обращённых к различным ликам Сурьи. Не имеет отношения к гимнастическому комплексу с тем же названием .
  5. Ладонь (ладони), сложенная по типу мудр , касается определённых частей тела с произношением специализированных мантр. Посредством совершения ньясы божество визуализируется в теле и обожествляет тело. Данная практика позднее получила широкое распространение в тантрических направлениях шиваизма и шактизма , где ньяса стала важным элементом духовной и ритуальной практики. Практика ньяс так же была распространена на ритуальную практику чтения кавач Подробнее см.: Артур Авалон . от 19 октября 2012 на Wayback Machine
  6. For definition see: Bhattacharyya, Sivaprasad. «Indian Hymnology», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 474.
  7. For derivation of compound IAST : saṃdhyā and definition as morning and evening prayers, see: Apte, p. 957.
  8. For IAST : saṃdhyā as juncture of the two divisions of the day (morning and evening), and also defined as «the religious acts performed by Brahmans and twice-born men at the above three divisions of the day» see: Monier-Williams, p. 1145, middle column.
  9. For definition of IAST : saṃdhyā as «twilight devotions, morning or evening prayers» see: Macdonell, p. 334.
  10. For use of the term IAST : saṃdhyā as meaning «daily practice» see: Taimni, p. 7.
  11. For definition of IAST : vandanam as worship see: Apte, p. 829.
Источник —

Same as Сандхьяванданам