Interested Article - Джафар ас-Садик
- 2020-09-14
- 1
Абу́ Абдулла́х Джафа́р ибн Муха́ммад аль-Кураши́ , более известный как Джафар ас-Са́дик ( араб. جعفر الصادق ; 20 апреля 702 , Медина , Хиджаз , Омейядский халифат — 16 декабря 765 , Медина , Хиджаз , Аббасидский халифат ) — исламский учёный-богослов , правовед и хадисовед . Потомок пророка Мухаммеда .
Эпоним джафаритского мазхаба . Иснааш’ариты и исмаилиты почитают его в качестве шестого непогрешимого имама . Согласно доктрине шиитов обладал эзотерическими знаниями ( джафр ) . Не претендовал на власть в Халифате и всячески отказывался от какого-либо участия в политической деятельности . Среди его учеников были как «крайние» шииты, так и основатели суннитских мазхабов . Джафару ас-Садику приписывается ряд произведений по хадисам, фикху, тафсиру, однако их авторство ставится под сомнение . После смерти Джафара ас-Садика шииты разделились на несколько общин, в том числе исмаилитская ветвь шиизма .
Биография
Наибольшее внимание биографии Джафара ас-Садика уделяют различные шиитские течения. Он родился в Медине в семье потомка пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба — Мухаммада аль-Бакира . Мать Джафара была дочерью Касима ибн Мухаммада , который был известным факихом Медины и внуком Праведного халифа Абу Бакра . А его тётя по матери имела дружеские отношения с женой Пророка Аишой , и передала от неё большое количество хадисов .
Точная дата его рождения неизвестна, однако большинство источники указывают на 702 год. По другим источникам он родился в 699 или 705 году. Относительно смерти отца и, соответственно, начала имамата также имеются разногласия между биографами. В большинстве источников указывается 735 год, однако есть источники, которых указывается 732 и 743 год .
После трагических событий в Кербеле , и последующих гонений на Алидов со стороны правящих властей, большинство из них отошли от политической деятельности и всецело посвятили себя исламским наукам. Потомки Пророка были блестящими знатоками и передатчиками хадисов, толкователями Корана . С ранних лет молодой Джафар ас-Садик проявил особое рвение к изучению ислама. Он обучался у деда Зейна аль-Абидин и отца Мухаммада аль-Бакира .
Он жил во второй половине правления династии Омейядов в Дамаске, которая была отмечена различными восстаниями (в основном шиитскими), подъёмом Аббасидов и созданием Аббасидского халифата в Багдаде .
Сообщается, что Джафар ас-Садик сопровождал своего отца, вызванного в Дамаск по приказу омейядского халифа Хишама . В резиденции халифа Мухаммад аль-Бакир участвовал в дебатах с Нафи по поводу полномочий халифа Али ибн Абу Талиба .
Джафар ас-Садик приобрел ряд последователей и сторонников, большинство из которых придерживались шиитских взглядов . Среди его учеников были такие известные богословы как Абу Ханифа , Малик ибн Анас и Василь ибн Ата .
Джафар ас-Садик изложил основные методы фикха; его по праву можно считать одним из основателей исламской правовой науки .
Смерть
Джафар ас-Садик умер в 765 году в Медине. Согласно шиитскому преданию, которое подвергается историками сомнению, Джафар ас-Садик был отравлен по приказу халифа аль-Мансура . Похоронен на кладбище аль-Баки рядом с могилами своего отца и дедушки Зейна аль-Абидина . Его могила была местом посещения для мусульман, особенно шиитов, пока она не была разрушена ваххабитами под руководством ибн Сауда , короля -основателя Саудовской Аравии .
После смерти Джафара ас-Садика шииты разделились на несколько общин. Исторический раскол среди шиитов обусловлен спором относительно преемственности имамов. Джафар ас-Садик назначил имамом Исмаила (ум. в 762 г.), своего старшего сына от первой жены Фатимы, но тот умер раньше него. Одни считали, что после Исмаила имам Джафар назначил имамом другого сына, Абдуллаха аль-Афтаха . Однако, большинство шиитов признало законным имамом сына Джафара ас-Садика и Хамиды — Мусу аль-Казима , который стал седьмым в ряду имамитских имамов .
Одна часть шиитов стала утверждать, что Исмаил не умер, а « скрылся »; другая часть («семеричники») считала, что после смерти Исмаила седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммада . Обе эти части шиитов сформировали исмаилитскую ветвь шиитов .
Шииты-навуситы утверждали, что Джафар ас-Садик на самом деле не умер, а «скрылся» и вернётся в качестве махди .
Богословская деятельность
Продолжая семейную традицию в изучении религиозных наук ( хадисы , тафсир , фикх ), Джафар ас-Садик стал духовным главой «умеренных» шиитов. С его именем связана деятельность и «крайних» шиитов, от которых он решительно отмежевался. Деятельность «крайних» шиитов была в основном обусловлена нестабильностью общественных отношений и идейными исканиями . Сунниты почитают Джафара ас-Садика как авторитетного знатока хадисов и правоведа . Он входит в духовные цепочки ( силсила ) различных суфийских братств ( тарикатов ) .
Шииты-имамиты отводят ему исключительную роль в истории шиизма. Ему приписывается разработка доктрины имамата, в основе которого лежит манифестация вечного божественного света; создание особой богословской системы; различные молитвы и проповеди . Имамитские богословы приводят его высказывания и действия в своих сборниках хадисов и работах по фикху .
Попытка обобщить учение имама Джафара затруднено тем, что его взгляды представлены в разных противоречивых позициях. Эти противоречия использовались различными мировоззренческими школами для достижения своих целей. Почти все ранние идейные школы (за исключением, возможно, хариджитов ) желали включить Джафара ас-Садика в свою школу для укрепления своих позиций. Использование имени Джафара ас-Садик в противоречивых и конкурирующих богословских и правовых традициях свидетельствует о его важности и усложняет попытку описать его учение и взгляды .
В его богословии заметно влияние мутазилитов (например, отвержение антропоморфизма ). По вопросу предопределения ( кадар ) он отвергал догмат о свободе воли мутазилитов и в то же время не признавал и безусловное предопределение джабаритов .
Джафр
Согласно доктрине шиитов-имамитов, все религиозные знания были получены членами семьи пророка Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ) непосредственно от самого Пророка и передавались из поколения в поколение имамами. Согласно шиитской традиции, от одного имама к другому передаются эзотерические знания, которые называются словом « » (букв. «окрепший ягненок»). Джафар ас-Садик, согласно шиитской традиции, обладал глубокими знаниями в области «джафра» .
Сунниты отвергает возможность наличия тайных и сокровенных знаний у имамов. Большинство преданий о науке «джафр» содержится в книге Мухаммада аль-Кулайни (864—941), который считается у суннитов ненадёжным передатчиком хадисов .
Политические взгляды
Как и его отец и дед (Зейн аль-Абидин), Джафар ас-Садик не претендовал на власть и имамат, всячески отказываясь от какого-либо участия в политической деятельности . После убийства Зейда ибн Али он понял, что многие люди, в частности иракцы , объявляли себя сторонниками, но в решающий момент отворачивались от «семьи Пророка» и покидали их. Так было и с Али ибн Абу Талибом, и с Хусайном ибн Али, и с Зейдом ибн Али .
Он сохранял мирные отношения с омейядским халифом Хишамом и аббасидским халифом аль-Мансуром. После смещения Омейядов, когда большинство шиитов ожидали, что Алиды придут к власти, он сохранил нейтралитет и отказался возглавить Алидов в борьбе за власть в Халифате. Вероятно он понимал, что реальная власть в то время находилась в руках приверженцев Аббасидов и вооружённая борьба скорее всего закончится не в его пользу .
Джафар ас-Садик отказался поддержать восстание своего дяди Зейда ибн Али (ум. в 740 г.) в эль-Куфе и даже осудил его, считая что восстание будет контрпродуктивным и в конечном счёте вредным для шиитов . Он стал свидетелем того, как аббасидский халиф аль-Мансур жестоко подавил восстание Алидов во главе с его двоюродными братьями Мухаммадом (в Хиджазе ) и Ибрахимом (в Ираке ). После убийства предводителей восстания начались массовые репрессии против Алидов . По этой причине Джафар ас-Садик стал убежденным противником вооруженной борьбы за власть и занимался исключительно богословской деятельностью .
Шииты считают Джафара ас-Садика своим шестым «непогрешимым» имамом, который является исполнителем воли Божьей. Имамы являются таковыми даже если не обладают никакой политической властью и не стремятся к ней. Против этого положения выступили шииты-зейдиты, которые считали, что нет пользы от имама, не стремящегося на деле возглавить общину .
Шииты объясняли политическую пассивность Джафара ас-Садика тем, что он втайне исповедовал свои воззрения, а внешне их не выдавал ( такия ). Некоторые группы приписывали ему некоторые воззрения, которые он никогда не высказывал (например, объявление сподвижников Пророка неверными, проклятия первых Праведных халифов , обожествление имамов). Абу-ль-Хасан аль-Ашари в «Макалате» писал о некоем шиитском даи Мухаммаде аль-Асади (убит в 760 году), который объявил Джафара ас-Садика воплощением Бога. Джафар ас-Садик публично отвергал все приписываемые ему воззрения и активно боролся с ними .
Из-за активной деятельности крайних шиитских группировок в различных регионах Халифата, халиф Абу Джафар аль-Мансур стал подозревать Джафара ас-Садика в организации восстания против его власти. Однако, Джафар ас-Садик всякий раз доказывал свою непричастность к различным заговорам, а халиф в конце концов, стал относиться к нему с большим уважением .
Фикх
Шииты-имамиты считают Джафара ас-Садика создателем джафаритского мазхаба, признанного пятым «правоверным» толком. Вопрос о том, в какой мере правовые представления Джафара ас-Садика повлияли на формирование джафаритской правовой школы, остается нерешенным .
Джафар ас-Садик выдавал правовые решения на основании ясных смыслов Корана и сунны . Современные шииты признают только те хадисы от него, которые восходят к семье Пророка, а сунниты указывают на то, что Джафар ас-Садик никогда не разрывал отношений с потомками других сподвижников пророка .
Точно неизвестно, применял ли Джафар ас-Садик суждение по аналогии ( кияс ), но несомненно, что он выносил решения на основе мнения ( ар-рай ). Вероятно он не применял кияса и выводил решения на основании доводов разума ( акль ) .
Суннитские богословы считают, что первоначально учение Джафара ас-Садика практически не отличались от суннитских, но после его смерти, его правовые методы приняли несколько другую форму. Шииты, естественно, это отвергают .
В имамитской литературе его высказывания по правовым вопросам являются наиболее важным источником джафаритского мазхаба .
Ученики
Джафар ас-Садик устраивал собрания ( маджалис ), на которых обсуждались богословские и правовые вопросы . Он собрал вокруг себя активных мыслителей, большинство из которых жили в эль-Куфе или в Басре . Многие участники этих собраний были авторами сочинений, в которых от имени Джафара ас-Садика излагали различные вопросы формировавшейся шиитской догматики. Ему приписываются множество сочинений по хадисам, фикху, тафсиру, а также магии (Китаб аль-джафр) , астрологии и алхимии. Батиниты провозгласили его создателем учения об аллегорическом толковании текста Корана, а некоторые современные исламские богословы склонны видеть в нём «отца арабской научной традиции» .
Особое место среди учеников имама Джафара занимали Хишам ибн аль-Хакам (ум. 796) и Мухаммад ибн ан-Нуман (ум. 799). Хишам ибн аль-Хакам ввёл в имамитское учение ряд положений сформировавшие позже основу имамитского богословия. Мухаммад ибн ан-Нуман по прозвищу Шайтан ат-Так высказывал антропоморфические взгляды, противоречащие поздней имамитской идеологии .
«Крайний» шиит ( гулат ) Абуль-Хаттаб Мухаммад аль-Асади (казнён около 755 г.) заявил о своей связи Джафаром ас-Садиком. Он утверждал, что Джафар ас-Садик является Богом, а он, аль-Асади, его посланник . Джафар ас-Садик отрёкся от него, на что аль-Асади заявил, что отречение было частью «сохранения истинной природы» Джафара ас-Садика. Последователи этого учения были названы хаттабитами. Имамитская традиция отвергает какую-либо связь между имамом Джафаром и эксцентричными взглядами аль-Асади .
Среди учеников Джафара ас-Садика был «крайний» шиит аль-Муфаддаль аль-Джуфи (казнен в Куфе в 760 г.), которого Джафар ас-Садик отлучил от себя и открыто отрекся от него. Аль-Джуфи ссылался на своего «учителя-господина» в сочинениях Китаб ат-таухид, ас-Сират, аль-Хафт валь-азилла, однако его авторство остается под сомнением .
Джабир ибн Хайян писал, что Джафар ас-Садик был не только правоведом, но и мыслителем, философом, занимался естественными науками и космогонией. В отличие от шиитов, принимающих книги Ибн Хайяна, суннитские богословы всегда подвергали сомнению достоверность его трудов .
Труды
Труды, относящиеся к учению Джафара ас-Садика делятся на несколько категорий:
- Труды, авторство которых приписываются самому Джафару ас-Садику. Источники, в том числе и суннитские, упоминают сочинения, автором которых считается Джафар ас-Садик: «Опровержения» кадаритов , хариджитов , рафидитов , а также « » .
- Имамитские сборниках хадисов, включающие большое количество правовых и богословских высказываний, приписываемых имаму Джафару.
- Работы учеников Джафара ас-Садика, утверждавших, что в своих работах они отразили взгляды имама.
- Описания взглядов Джафара ас-Садика в агиографических и ересиографических источниках .
По мнению большинства шиитских групп, Джафар ас-Садик, применял такию, следовательно даже точное изложение его слов не может точно отражать его реальные взгляды .
О влиянии Джафара ас-Садика на суфийскую традицию можно увидеть комментариях к Корану, носящих в целом «мистический» характер. Джафару ас-Садику приписывается объёмный комментарий под названием Тафсир аль-Куран и более короткие работы «Манафи савар аль-Куран» и «Кавасаса аль-Куран аль-азам». Герхард Боуэринг считает «подозрительным» авторство книги Тафсир аль-Куран из-за «загадочной» цепочки её передачи ( иснад ). Стиль тафсиров, демонстрирующих мастерство лексики исламского мистицизма, могут указывать на то, что они написаны после смерти Джафара ас-Садика. Толкования Джафара ас-Садика нашли место в двух суфийских тафсирах в Абу Абдуррахмана ас-Сулами и широко цитируется поздними суфиями. В книгах «Хакаик ат-тафсир» и «Зиадат Хакаик ат-тафсир» Абдуррахман ас-Сулами цитирует Джафара ас-Садика чаще, чем кого-либо .
Примечания
- ↑ Ja'far al-Sadiq // (англ.) — 2010.
- ↑ — , 2004. — ISBN 978-964-438-127-0
- // — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
- // — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
- ↑ , с. 374.
- ↑ .
- ↑ // Encyclopædia Iranica .
- , с. 251.
- ↑ , с. 375.
- Adamec, Ludwig W. (неопр.) . — Scarecrow Press; Revised edition, 2002. — С. 53. — ISBN 978-0810845053 .
- ↑ , с. 61.
- ↑ , с. 60.
- ↑ // Encyclopædia Iranica .
Литература
- Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 60-61. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 235. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV вв. (Курс лекций) / Отв. редактор проф. В. И. Беляев. — М. : Издательство Ленинградского университета, 1966. — С. 250—251. — 400 с. — 2320 экз.
- / Hodgson, M.G.S. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; & Ch. Pellat . Assisted by J. Burton-Page , C. Dumont and V. L. Ménage . — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 2. — P. 374—375. (платн.)
- — статья из Encyclopædia Iranica
- 2020-09-14
- 1