Interested Article - Зиярат
- 2020-03-07
- 1
Зия́рат ( араб. زِيارة — посещение ), зия́ра , зийа́ра — паломничество к святым местам (могилы пророков, святых , шейхов (в Северной Африке также посещение живых суфийских шейхов), имамов ), а также само обозначение этих святых мест (см. также мазар , макам ). Особое значение для мусульман имеет посещение могилы пророка Мухаммеда в Медине после совершения хаджа . В обрядовую сторону входит: чтение рядом с могилой сур из Корана и молитв, обход вокруг усыпальницы, её украшение, а также жертвоприношение и раздача милостыни. Конечная цель зиярата заключается в получении благодати и покровительства от святого .
В так называемом «народном исламе» иногда «святыми местами» называются могилы предков, которые посещаются по особым праздничным дням ( ид аль-адха ) . Например у последователей Батал-Хаджи в Ингушетии существует обряд посещения могилы святого Батал-Хаджи накануне месяца рамадан . В Дагестане существует Зиярат Захидов, который ежегодно посещается паломниками, которые совершают зикры и мавлиды . Зиярет представляет собой мавзолей с деревянными шестами, к которым привязаны белые и зеленые ленты .
Зиярат в шиизме
В шиитском исламе термин «зиярат» имеет двоякое значение:
- Практика посещения гробниц двенадцати непорочных имамов , их родственников и сподвижников;
- Приветственный текст — читаемый как на могиле имама или его родственника, так и вдалеке от неё — в котором верующий свидетельствует своё почтение исламским пророкам и имамам.
Текст зиярата не следует воспринимать как мольбу, обращённую к имаму. Во многих аутентичных зияратах, восходящих к самим имамам и вошедших в известные канонические шиитские сборники (такие, как « » Аббаса Кумми , « Бихар аль-анвар » Алламе Маджлиси и т. д.), неоднократно повторяется шахада : «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха , и что Мухаммад Его раб и посланник». Что касается пророков и имамов, то в зияратах им посылаются приветствия и разные виды восхвалений и салаватов , равно как и заверений в верности как к руководителям мусульман, без оттенка обожествления.
Самыми известными зияратами, вошедшими в шиитские сборники, являются « Зиярат Ашура », приуроченный к мученической гибели имама Хусейна при Кербеле , « », посвящённый всем двенадцати имамам, « », а также зияраты, адресованные пророку Мухаммаду , Фатиме Захре, каждому из двенадцати имамов по отдельности, зиярат Абу-л-Фадла , зиярат сестры имама Хусейна, сеййиды Зайнаб бинт Али , зиярат родной сестры восьмого шиитского имама Али ибн Мусы ар-Ризы — Фатимы Маасуме , чей мавзолей расположен в священном иранском городе Кум .
Эти зияраты рекомендуются к прочтению не только в непосредственной близости от захоронения почитаемых в шиизме святых, но и по дням недели, по случаю дней рождения имамов и траурных годовщин их смерти, а также по добровольному желанию, что считается поощряемой практикой.
Считается, что зиярат к гробницам особо чтимых лиц (например, могилы имамов — Али в Неджефе и Хусейна в Кербеле ) могут быть тождественны малому паломничеству в Мекку .
Самые известные места паломничества
К ним относятся:
- Мечеть пророка Мухаммада в Медине ( Саудовская Аравия );
- Мавзолей имама Али ибн Абу Талиба в ан-Наджафе ( Ирак );
- Гробницы четырёх имамов: Хасана ибн Али , Али ибн Хусейна Зайн аль-Абидина , Мухаммада ибн Али аль-Бакира и Джафара ибн Мухаммада ас-Садика , расположенные на кладбище Баки в Медине (Саудовская Аравия);
- Мавзолей имама Хусейна в Кербеле ( Ирак ), его сыновей Али Акбара и Али Асгара, а также расположенный в непосредственной близости от гробницы имама Хусейна мавзолей Абу-л-Фадла Аббаса ;
- Комплекс в Багдаде (Ирак), где похоронены седьмой имам шиитов Муса ибн Джафар аль-Казим и девятый имам Мухаммад ибн Али аль-Джавад (ат-Таки), а также крупнейшие учёные шиитов-двунадесятников: шейх Муфид и шейх ат-Туси ;
- Мавзолей восьмого шиитского имама Али ибн Мусы ар-Ризы в Мешхеде ( Иран );
- Гробницы десятого имама Али ибн Мухаммада аль-Хади (ан-Наки) и одиннадцатого имама Хасана ибн Али аль-Аскари , расположенные в Самарре ( Ирак );
- Мавзолей сеййиды Зайнаб бинт Али в Дамаске ( Сирия );
- Мавзолей Фатимы Маасуме в Куме ( Иран ).
Помимо этих крупнейших зияратов, на территории современных Ирана , Азербайджана , Ирака , Сирии расположено множество других гробниц детей имамов и их родственников.
Кроме того, как и в суннизме, в шиитском исламе благим и поощряемым делом считается посещение мест захоронений пророков и их праведных сподвижников. Среди них, к примеру, мечети Аль-Акса и Купол Скалы в Иерусалиме (аль-Кудсе), Пещера Пророков, расположенная между Иерусалимом и Дамаском, могила Марии ( Марьям ) в Иерусалиме (аль-Кудсе), могила пророка Мусы , находящаяся неподалёку от Иерусалима, могила пророка Юсуфа ( Иосифа ) в Наблусе, могила Биляла аль-Хабаши в Дамаске, Салмана аль-Фариси в Иерусалиме (аль-Кудсе) и т. д.
Этикет совершения зиярата
- Желательно ( мустахаб ) совершить полное омовение тела ( гусль ) прежде, чем отправиться к могиле имама.
- Женщина в период менструации не может подойти непосредственно к гробнице непорочного имама, однако она имеет право находиться во внутреннем дворе и залах сакрального комплекса, не имеющих ритуальный статус мечети.
- По дороге в мавзолей следует произнести стократный такбир (провозглашение формулы «Аллаху Акбар»), чтобы подчеркнуть приверженность исламскому единобожию .
- В мечети при гробнице имама, его родственника или сподвижника следует повернуться в сторону киблы и совершить намаз-е зиярат , состоящий из двух ракаатов , а затем прочитать текст зиярата, адресованного похороненному в данном месте святому.
- В месте захоронения имамов и других святых рекомендуется обращаться к Аллаху с особо важными личными мольбами и просьбами в надежде на их исполнение.
Непосредственное обращение к имаму с мольбой, совершаемое с верой в наличие у него самостоятельной и независимой от Аллаха сакральной силы, расценивается шиитскими учёными как ширк (многобожие). Однако многие из них разрешают тавассуль — обращение к духу имама с просьбой о мольбе перед Аллахом, как если бы верующий просил живого человека помолиться за него. Считается, что мольба пророка или имама за верующего, обращённая к Аллаху, не будет отклонена в силу их особого статуса.
Примечания
- [[#CITEREFИслам:_Словарь_атеиста1988| , 1988]], с. 83.
- . Дата обращения: 21 июля 2008. 1 сентября 2013 года.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- , с. 83.
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Зияра, зийара // Ислам: Словарь атеиста / , , и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского , С. М. Прозорова . — М. : Политиздат , 1988 . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4 . — С.83
- Литвинов В. П. Религиозное паломничество: региональный аспект (на примере Туркестана эпохи средневековья и Нового времени. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006, 377 с.
- Горшунова О. В. // Этнографическое обозрение,2008 № 1. Сс.71-82. ISSN 0869-5415
- 2020-03-07
- 1