Барсамов, Николай Степанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Степа́н Гаври́лович Ма́мчич , ( 14 августа 1924 , Новопокровка , Крымская АССР — 3 апреля 1974 , Симферополь ) — крымский живописец, маринист . Один из представителей Киммерийской школы .
Степан Мамчич родился в селе Новопокровка , в северо-восточной части Крыма . Во второй половине 1920-х годов семья переезжает в Феодосию , где Степан начинает посещать занятия в художественной студии при галерее им. Айвазовского . С 1945 года Степан Мамчич работает в артели «Крымский художник», выполняя заказы по копированию работ И. К. Айвазовского .
В 1949 году поступает на 4 курс художественного училища им. Самокиша , которое оканчивает в 1951 году. В том же году уезжает работать учителем на Северный Кавказ , в поселок Гизель . В 1952 году возвращается в Феодосию , где преподаёт в открытой Н. С. Барсамовым художественной школе .
В 1954 году переезжает в Симферополь , где продолжает сотрудничество с артелью «Крымский художник» и, позже, Художественным фондом Союза художников . В 1962 году по рекомендации Т. Н. Яблонской принят в Союз художников СССР .
Работы Степана Мамчича хранятся в собраниях Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника , Днепропетровского художественного музея , Донецкого художественного музея , Луганского художественного музея , Мариупольского краеведческого музея , Музея Александра Грина , Национальной картинной галереи имени И. К. Айвазовского , Национального художественного музея Украины , Севастопольского художественного музея , Симферопольского художественного музея .
Ранние работы Степана Мамчича демонстрируют значительное влияние творчества Н. С. Барсамова («Вид Феодосии» (1948 г., НКГ им. Айвазовского ); «Феодосия» (1948 г., НКГ им. Айвазовского )). Со временем реализм этого периода трансформируется в романтический реализм живописи второй половины 1950-х годов («Азовье. Гуси на берегу» (1960 г., НХМУ )).
Влияние импрессионизма и постимпрессионизма чувствуется в работах 1960-х годов («В Геническе» (1961 г., НКГ им. Айвазовского ); «Яхт-клуб» (1961 г., ДХМ ); «Рыбачья гавань» (1964 г., СХМ ); «Южная бухта» (1964 г., НКГ им. Айвазовского )). Начиная с полотна «Стрижи и крыши» (1965 г., СХМ ) критики отмечают появление в творчестве художника новых мотивов , которые роднят его с такими художниками- киммерийцами , как К. Ф. Богаевский .
В работах второй половины 1960-х — начала 1970-х годов усиливаются мотивы символизма , некоторые исследователи отмечают также определённые черты фовизма в художественной образности полотен позднего периода («Рыбаки» (1967 г., НКГ им. Айвазовского ); «Старое поселение» (1968 г., СХМ ); «Крыши старого города» (1969 г., ДХМ ); «Тремонтан — северный ветер» (1969 г.); «Дыхание истории» (1973 г., СХМ им. Крошицкого ); «Судьба. Омела на тополях» (1973 г.)).
К середине 1960-х годов Степан Мамчич выработал свою авторскую манеру письма, что ставит его в один ряд со старшими представителями Киммерийской школы .