Interested Article - Нонет
- 2021-04-04
- 2
Нонет ( итал. nonetto от лат. nonus — девятый ) — в академической музыке ансамбль из 9 исполнителей (с самостоятельной партией у каждого) или произведение для такого состава исполнителей.
Сравнительно устойчивая конфигурация инструментов в нонете строится на балансе между смычковыми и духовыми инструментами: флейта , гобой , кларнет , фагот , труба (или валторна ), скрипка , альт , виолончель и контрабас . Для такого состава написаны, в частности:
- Большой нонет фа мажор Людвига Шпора ( 1813 )
- Нонет Жоржа Онсло Op. 77 ( 1846 )
- Нонет Луизы Фарранк Op. 38 ( 1850 )
- Нонет фа минор Франца Лахнера ( 1875 )
- Нонет Йозефа Райнбергера Op. 139 ( 1884 )
- Цикл из трёх пьес «Вечные движения» ( фр. Mouvements perpétuels ) Франсиса Пуленка ( 1918 ; существуют также редакции для фортепиано и для камерного оркестра)
- Нонет Тибора Харшаньи ( 1930 )
- Нонет № 2 Богуслава Мартину ( 1959 )
Фортепиано введено в нонет Сэмюэла Кольридж-Тейлора ( 1894 , вместо флейты) и Нонет № 1 Богуслава Мартину ( 1925 , вместо контрабаса). Алексей Животов во «Фрагментах для нонета» ( 1929 ) вводит не только фортепиано вместо контрабаса, но и вторую скрипку вместо гобоя. В нонете Карла Черни ( 1850 ) струнная секция усилена второй скрипкой, добавлено фортепиано, а духовая секция ограничена кларнетом, фаготом и английским рожком . Антон Веберн в Концерте для девяти инструментов ( нем. Konzert für neun Instrumente ; 1931 — 1934 ) стремился к равновесию медного и деревянного звучания (флейта, гобой, кларнет vs. труба, тромбон, валторна), введя фортепиано и ограничив струнные скрипкой и альтом, а учитель Животова Владимир Щербачёв в своём Нонете ( 1919 ) добавил к струнному квартету не только флейту, арфу , фортепиано и женский вокал (без слов), но и, в качестве девятого инструмента, балетную партию (при первых исполнениях в ней была занята знаменитая балерина Ольга Преображенская ).
В XX веке встречались и более причудливые комбинации: так, известный Нонет «Краткое впечатление обо всей Бразилии» ( порт. Impressão rápida do todo o Brasil ; 1923 ) Эйтора Вилла-Лобоса написан для флейты, гобоя, кларнета, фагота, саксофона , фортепиано, арфы, челесты и ударных (причём состав используемых ударных инструментов требует трёх исполнителей) с добавлением к инструментальному набору смешанного хора .
Только для духовых инструментов написаны Шесть менуэтов ( 1811 ) и «Маленькая траурная музыка» ( нем. Eine kleine Trauermusik ; 1812 ) Франца Шуберта и «Маленькая симфония» Шарля Гуно ( 1885 ; флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота и две трубы). Роберто Герхард в своём Нонете ( 1956 ) добавил к четырём деревянным и четырём медным духовым аккордеон .
Только для струнных писали нонеты Аарон Копленд ( 1960 ; три скрипки, три альта и три виолончели) и Олли Мустонен (№ 1, 1995 , и № 2, 2000 ; четыре скрипки, два альта, две виолончели и контрабас).
Из исполнительских ансамблей, состоявших из девяти музыкантов, наиболее известен Чешский нонет , основанный в 1924 г. и выступающий по сей день. Специально для него нонеты (помимо посвятившего коллективу свой второй нонет Мартину) сочиняли чешские композиторы Йозеф Богуслав Фёрстер , Алоис Габа , Иша Крейчи , а также литовский композитор Иеронимас Качинскас .
Изредка название «нонет» употребляется и джазовыми музыкантами. Известны, в частности, сформированный в 1948 г. нонет Майлза Дэвиса и современный нонет саксофонистов под руководством .
См. также
Источники
- от 6 апреля 2009 на Wayback Machine // The Villa-Lobos Website (англ.)
- (недоступная ссылка) // The Czech Nonet (англ.)
- 2021-04-04
- 2