Сальваторе Шарри́но
(
итал.
Salvatore Sciarrino
;
4 апреля
1947
,
Палермо
) —
итальянский
композитор.
Биография
Учился в
Перудже
,
Милане
,
Флоренции
. В 1987—1991 возглавлял городской театр
Болоньи
, был ассистентом
Луиджи Ноно
. Написал свыше 150 сочинений в самых различных жанрах — для музыкального и драматического театра (в том числе, к спектаклю
К. Бене
Lectura Dantis
, 1986), для
симфонического оркестра
(с солистами и без них), для
хора
, для камерных (вокальных и инструментальных) исполнительских составов.
Сальваторе Шаррино был самоучкой, он начал сочинять в возрасте двенадцати лет, первый публичный концерт прошел в 1962 году. То, что характеризует его музыку — это желание побудить пользователя к другому способу прослушивания и новому осознанию реальности и себя. После получения бакалавра учился несколько лет в университете в своем городе, в 1969 Сальваторе оставил
Сицилию
для того, чтобы переехать в
Рим
, в 1977 году переехал в
Милан
. В 1977 году в театре
Ла Скала
в Милане состоялось первое представление его Колыбельной, под руководством
Клаудио Аббадо
.
Между 1978 и 1980-х годов был художественным руководителем Театра Комунале в Болонье, в 1987 году представил на
Оперном фестиваль Россини
оркестровую версию кантаты "Жанна Д’Арк", изначально написанную для сольного голоса и фортепиано
Джоакино Россини
в 1832 году. Также преподавал в
консерватории Джузеппе Верди в Милане
(1974—1983), в Перудже (1983—1987) и
Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини
(1987—1996).
Он получил множество наград, включая премию Prince Pierre de Monaco (2003) и международную
премию Фельтринелли
(2003). В 2006 году получил Музыкальную премию Зальцбурга (Musikpreis Salzburg).
Композитор Борис Порена посвятил Сальваторе Шаррино сонату для скрипки и фортепиано (CBP VIIb:16 в каталоге Patrizia Conti) 20 апреля 1990 года.
С 1983 года проживает в
Умбрии
в
Читта-ди-Кастелло
.
Произведения
-
Амур и Психея
, одноактная опера (1972)
-
Шесть каприсов
, для скрипки соло (1976)
-
Aspern
, зингшпиль в двух действиях (1978)
-
Сюита «Aspern»
, для сопрано и ансамбля (1979)
-
Che sai guardiano della notte?
, для кларнета и маленького оркестра (1979)
-
Cailles en sarcophage
, опера в трех частях (1980)
-
Introduzione all’oscuro
для 12 инструментов (1981)
-
Efebo con radio
для оркестра (1981)
-
Гермес
, для флейты соло (1984)
-
Лоэнгрин
, «невидимое действо» (1984)
-
Аллегория ночи
, для скрипки с оркестром (1985)
-
Персей и Андромеда
, опера в одном действии (1990)
-
Omaggio a Burri
для трёх инструментов (1995)
-
Лживый свет очей моих
(Luci mie traditrici), опера в двух действиях (1998, с использованием шансон
Клода Лежёна
)
-
Голоса за стеклом
(Le voci sottovetro), для меццо-сопрано и инструментального ансамбля (1998; 4 пьесы
Карло Джезуальдо
в обработке Шаррино)
-
Ужасная и страшная история князя Венозы и прекрасной Марии
(La terribile e spaventosa storia del Principe di Venosa e della bella Maria), для сицилийского кукольного театра (1999)
-
Молчаливое пение
(Cantare con il silenzio), для шести голосов, флейты, ударных и электроники (1999)
-
Послание антиподов, принесённое ветром
(Lettera degli antipodi portata dal vento), для флейты соло (2000)
-
Этюды к настройке моря
(Studi per l’intonazione del mare), для контральто, 4 флейт, 4 саксофонов, ударных, оркестра из 100 флейт и оркестра из 100 саксофонов (2000)
-
Респонсорий Тёмной утрени
(Responsorio delle tenebre), для 6 голосов (2001)
-
Струнный квартет № 7
(2001)
-
Макбет
, «три действия без названия» (2002)
-
Археология телефона Концерт для 13 инструментов (2005)
-
От мороза к морозу
, опера (Da gelo a gelo) (2006)
-
12 мадригалов
, для вокального ансамбля (2007)
-
Сад Сары для сопрано и инструментов (2008)
-
Врата закона
(La porta della legge, quasi un monologo circolare), опера (2009)
-
Superflumina
, одноактная опера (2010)
-
Фанофания для ансамбля (2010)
-
Пальцы, четыре руки для фортепиано в 4 руки(2009)
-
Другой сад для голоса и 8 инструментов (2009)
-
Струнный квартет № 9
«Утренние тени Пьеро» (2012)
-
Джезуальдо без слов
(Gesualdo senza parole), для инструментального ансамбля (2013)
-
Неточная машина времени
(L’imprecisa macchina del tempo), для хора и камерного оркестра (2014)
-
Новая Эвридика (по Рильке)
, для голоса с оркестром (2015)
-
Я вижу тебя, я слышу тебя, я теряю себя.. (В ожидании Страделлы), опера в двух действиях (2017)
-
Мечта Страделла для фортепиано и ансамбля (2017)
-
Ночная навигация для четырех фортепиано (2017)
-
Фрагменты страсти для сопрано, флейты, альта, виолончели и органа (2017)
-
Алессандро Страделла Три арии из ораторского искусства Сан-Джованни-Баттиста, для сопрано, флейты и струнных (2018)
-
Arioso a 5 для камерного ансамбля (2018)
-
Удивление для баритона, флейты, скрипки и ударных (2018)
-
Чем привлекает пение? — сцена из Эсхила (2019)
Школа
В числе учеников Шаррино контрабасист
Стефано Скоданиббио
.
Признание
Член Национальной академии Санта-Чечилия. Международная
премия Фельтринелли
(2003),
(2006),
BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Awards
(2011) и другие награды.
Примечания
-
Salvatore Sciarrino //
— 1696.
-
Salvatore Sciarrino //
(нем.)
/ Hrsg.:
Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus
,
-
— 1808.
-
L’utopia possibile: vita musica e filosofia di Boris Porena, Giorgio de Martino, Zecchini editori. — Varese 2003. — P. 331.
Литература
-
Sciarrino S.
Carte da suono (1981—2001)
, Palermo, Cidim Novecento, 2001
-
Sciarrino S. Le figure della musica da Beethoven ad oggi
, Milano, Ricordi, 1998
-
Carratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicale post-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una «composizione dell’ascolto»
, tesi di dottorato, Università di Trento- Université Paris Sorbonne, 2006, relatore Rossana Dalmonte, Jean-Marc Chouvel
-
Carratelli C.Il Lohengrin di Salvatore Sciarrino: genesi dell’opera, tesi di Laurea Università Ca’ Foscari Venezia, 2001, relatore Giovanni Morelli.
-
Giacco G. La notion de «figure» chez Salvatore Sciarrino. Paris: L’Harmattan, 2001
-
Angius M. Come avvicinare il silenzio: la musica di Salvatore Sciarrino. Roma: Rai-ERI, 2007
-
Лаврова С. В. Логика смысла новой музыки: опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино, Издательство: СПбГУ, 2013 г.
ISBN 978-5-288-05497-6
, 280 с.
-
Лаврова С. В. Лаврова С. В. «Невидимое действо»: Закадровая роль звукового ландшафта и интертекстуальности в операх «Асперн» и «Перепела в саркофаге» Сальваторе Шаррино // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой 2019 № 1 (60)
-
Лаврова С. В.
. // "Philarmonica. International music journal, 2019 № 1
-
Лаврова С. В. Эффект «бестелесности» в «исследованиях белого» Сальваторе Шаррино: вторая серия парадоксов «Логики смысла» Жиля Делёза как опыт сравнительного анализа// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 2012 № 4
-
Лаврова С. В. Натуралистическая концепция С.Шаррино // Проблемы музыкальной науки 2015 № 1
-
Лаврова С. В. «Экология слушания» и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» (
Das Madchen mit den Schwefelholzern
) Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (
Lohengrin — Azione invisibile
) Сальваторе Шаррино// Вестник СПбГУ. Сер. 15. Искусствоведение 2013. Вып. 1
-
Лаврова С. В. Сальваторе Шаррино и другие. Очерки об итальянской музыке конца ХХ — начала XXI века. (Монография) Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2019—230 с.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|