Ди фань
- 1 year ago
- 0
- 0
Хун фань (洪范 «Великий закон», «Великий план») — одна из глав конфуцианского канона « Шу цзин ».
Пристальное внимание философов и комментаторов к этой главе связано с тем, что в ней изложены девять разделов (Хунь фань цзю чоу; 洪范九畴), которые устанавливают принципы государственного управления, правила отношений между людьми, систематизируют природные явления, определяют основы китайского мировоззрения. По мнению Цзян Шаньго 蒋善国 (1898—1986), популярность этого текста в эп. Хань затмила все остальные главы «Шу цзина» и сделала его олицетворением всего канона Шу .
Порядок разделов следующий:
「初一曰五行,次二曰敬用五事,次三曰農用八政,次四曰協用五紀,次五曰建用皇極,次六曰乂用三德,次七曰明用稽疑,次八曰念用庶徵,次九曰向用五福,威用六極。」
Согласно предисловию, содержание текста идёт от Юя Великого , который якобы получил 9 разделов Плана от верховного бога как достижение в результате ликвидации потопа. Предисловие, в свою очередь, вложено в уста 箕子, легендарного министра последнего правителя дин. Шан, который сообщает это сакральное знание чжоускому У-вану в ответ на запрос последнего. Таким образом, традиционно текст датируется не позднее 11 в. до н. э.
«Хун фань» вошел в книжный канон и стал объектом комментирования уже в эпоху Хань, однако многие из этих ранних комментариев утеряны. На его основе была развита теория Дун Чжуншу (ок. 179—104 гг. до н. э.) о резонансе между небом и человеком .
Интерес со стороны императора Жэнь-цзуна династии Сун (правл. 1022-63) повлиял на возникновение второй волны литераторского интереса. Чжао Жутань 趙汝談 (ум.1237), учёный эп. Южная Сун, впервые высказал предположение, что аттрибуция текста Цзицзы — фикция.
Лю Цзе (1901—1977) выступил с систематической критикой Плана, выдвинув аргументы в пользу его датировки поздним периодом Воюющих царств (3 в. до н. э.).
Новые дебаты в пользу ранней датировки Плана опираются на материалы надписи на сосуде Суй/бинь-гун сюй 遂/豳公盨 (интерпретаторы расходятся в трактовке первого иероглифа, давшего имя сосуду). Этот сосуд, известный академическому сообществу с 2002 года, относится к эп. Западная Чжоу. Надпись содержит упоминание Юя и мифа о потопе, а также некоторые выражения, в значительной мере напоминающие текст «Хун фаня» (в том числе понятие чоу 畴, в традиционных текстах редко используемое в абстрактном значении).
Ранние комментарии отождествляют 9 разделов «Плана» с « », которые в источниках эпоху Сун трактуются как диаграмма, представляющая собой графическое изображение 9-компонентного магического квадрата .
В качестве аргумента за достоверность этого утверждения (1223—1296) приводит цитату из « Чжуан-цзы », лексика в которой перекликается с текстом «Хун фаня» (Чжуан-цзы, «Внешний» раздел, гл. Тянь юнь 天運: 天有六極五常,帝王順之則治,逆之則凶。九洛之事,治成德備,監照下土,天下戴之,此謂上皇): «девять ши 事 (сфер деятельности) Ло» 九洛之事 в ней расположены между упоминаниями «шести пределов» 六極 (ХФ, разд.9) и «верховной власти монарха» 上皇 (ХФ, разд.5).
Против безоговорочности такого отождествления выступил Цзян Юн (1681—1762) в трактате «Цюнь цзин пу и» 群經補義.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|