Interested Article - Гектор призывает Париса на битву

«Гектор призывает Париса на битву» — картина австрийской художницы Ангелики Кауфман из собрания Государственного Эрмитажа .

На переднем плане изображён Парис , сидящий в кресле, у его ног лежит лук. Справа от Париса стоит Елена , за ней служанки. Слева стоит Гектор в доспехах и с копьём в руке и указывает в сторону арки, видеющейся на заднем плане (по мнению Н. Н. Никулина арка символизирует Скейские ворота Трои , ведущие на поле битвы ). Слева посередине имеется трудноразличимая подпись и дата Angelica Kaufmann pinx. Anno 1775 . Справа внизу красной краской нанесён номер 2894 — этим цифрам соответствует номер картины в рукописном каталоге Эрмитажа 1797 года.

Картина иллюстрирует собой эпизод из «Илиады» Гомера (VI, 313—369): ахейцы осадили Трою, однако троянец Парис находился в своём доме и спокойно занимался подготовкой оружия и чисткой доспехов; Гектор, придя к нему в дом, укорял его, что тот вместо защиты города занимается праздными делами.

Гектор, взглянув на него, укорял оскорбительной речью:
«Ты не вовремя, несчастный, теперь напыщаешься гневом.
Гибнет троянский народ, пред высокою града стеною
Ратуя с сильным врагом; за тебя и война и сраженья
Вкруг Илиона пылают; ты сам поругаешь другого,
Если увидишь кого оставляющим грозную битву.
Шествуй, пока Илион под огнём сопостатов не вспыхнул» .

Картина в зале 348 Зимнего дворца

Ранняя история картины не установлена, поступила в Эрмитаж в промежуток между 1782 и 1797 годами: в 1782 году картина находилась в Лондонской мастерской Кауфман, где с неё выполнил гравюру стипендиат Петербургской Академии художеств Г. И. Скородумов , причём он назвал гравюру «Улисс открывает Ахиллеса, переодетого женщиной в доме Ликомеда» . В 1797 году картина уже значилась в описях Эрмитажа. С начала XIX находилась в Большом Гатчинском дворце , в 1926 году возвращена в Эрмитаж, однако вскоре была передана в Академию художеств, откуда в свою очередь была передана в Высший художественно-технический институт . В 1930 году вновь была возвращена в Эрмитаж . С лета 2021 года находится в Запасной галерее Зимнего дворца , зал 348.

Старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа М. П. Гарлова, описывая картину, отмечала:

Несмотря на классицистические устремления, в этой исторической картине художница ещё не достигла той ясности рисунка и локальности цветовых пятен, которые свойственны её работам 1780—1790-х гг. Здесь пока явно даёт о себе знать рококо, о чём свидетельствует нежный колорит, измельчённость и дробность светотени, близость женских одеяний к костюмам XVIII в.

Существует очень близкий авторский вариант эрмитажной картины, а также повторение 1793 года, обе эти работы находятся в частных коллекциях. Кроме того, 19 ноября 1932 года на берлинском аукционе Лепке выставлялась старинная копия с картины работы неизвестного художника (холст, масло, 139 × 180 см) .

Примечания

  1. , с. 335.
  2. песни VI, из поэмы « Илиада » (перевод Н. И. Гнедича )
  3. , с. 102.
  4. Дата обращения: 28 марта 2018. 28 марта 2018 года.

Литература

  • Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Изд-вл Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5 .
  • Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XV—XVIII веков. Эрмитаж. — СПб. : Искусство-СПБ, 1996.
Источник —

Same as Гектор призывает Париса на битву