Пурсель, Ричард
- 1 year ago
- 0
- 0
Франк Пурсе́ль ( фр. Franck Pourcel ; 14 августа 1913 , Марсель — 12 ноября 2000 , Нёйи-сюр-Сен ) — французский композитор , аранжировщик и дирижёр . Сочинял преимущественно лёгкую инструментальную музыку .
Франк Пурсель родился 14 августа 1913 года в Марселе . Будущего оркестранта родители назвали в честь французского композитора и органиста XIX века Сезара Франка и с ранних лет начали обучать его музыке.
Выпускник Марсельской консерватории. Музыкальное образование получил по классу скрипки , что во многом предопределило основное направление его творчества .
Свою карьеру Пурсель начал в роли исполнителя, что, однако, не вполне удовлетворяло творческие искания начинающего музыканта. Он был преисполнен желанием аранжировать известные классические и современные ему мелодии в новом звучании, а именно — в исполнении струнного оркестра .
В 1940-х годах Пурсель аккомпанировал популярной в ту эпоху певице Люсьенн Бойе , а в 1952 году создал свой струнный оркестр, который вскоре приобрёл известность благодаря регулярным выступлениям в телепрограммах .
В 1953 году оркестр создал свои первые хиты — аранжировки песен «Blue Tango» («Голубое танго») и «Limelight» («Огни рампы»).
В 1955 году вышла первая грампластинка Франка Пурселя с аранжировками популярных песен , что положило начало серии «Любовь, танец и скрипки», в рамках которой на протяжении трёх десятков лет было издано более 50 альбомов .
Начиная с 1957 года Пурсель записывал альбомы с интерпретациями произведений известных композиторов — Штрауса , Чайковского , Вивальди , Моцарта , Баха и др., что значительно способствовало популяризации классической музыки . Диски этой серии (всего 13 альбомов), получившей название «Знаменитые страницы», выходили многочисленным тиражом в десятках стран мира.
В 1958 году Франк Пурсель добился успеха международного уровня, создав инструментальную композицию песни « Only You » («Только ты») группы « The Platters ». Альбомы Пурселя начали издаваться за рубежом, а оркестр был последовательно приглашён для выступления в США , в Японию и другие страны. Параллельно с гастролями Франк Пурсель продолжал записывать новые альбомы, которые выходили во многих странах по всему миру.
Произведения в обработке Пурселя были известны и в СССР , в частности, композиция « Little Man » («Маленький человек») звучала в фильме « Влюблённые » (1969) и в 9-м выпуске мультсериала « Ну, погоди! » (1976), а мелодия « Manchester et Liverpool » в 1969—1981 годах (и впоследствии) была музыкальным фоном ежедневного вечернего выпуска «Прогноза погоды» после программы « Время ».
Последним творческим проектом Пурселя стало сотрудничество при создании альбома «Квартет для Кобе», посвящённого этому японскому городу и его жителям, пострадавшим от сильного землетрясения 1995 года . В записи приняли участие: Поль Мориа — фортепьяно , Франк Пурсель — скрипка, Раймон Лефевр — флейта , Франсис Ле — аккордеон .
Франк Пурсель умер в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен 12 ноября 2000 года.
Франк Пурсель был первым во Франции, кто начал создавать аранжировки популярных мелодий, он фактически стал «духовным отцом» французской легенды XX века — Поля Мориа . И первый международный хит Мориа — «Chariot» («Колесница») (1962) — был создан в соавторстве с Ф. Пурселем и Р. Лефевром .
Из воспоминаний Поля Мориа :
Франк Пурсель стал основателем целого направления в инструментальной музыке. Он придумал и воплотил в жизнь идею французского струнного оркестра, которая впоследствии обрела немало последователей. В те времена уже работали большие инструментальные коллективы в Америке (оркестры Перси Фейта, Мантовани, Андре Косталинца). Однако именно Франк Пурсель сумел найти уникальное сочетание струнных инструментов, подобрать некий «особый ключ» к аранжировке уже известных мелодий, и раскрыть столь неожиданные грани, о которых возможно, не задумывался и сам автор. Скрипки всегда были главными «певцами» его оркестра. Именно они, по глубокому убеждению самого маэстро, были призваны наиболее тонко и гармонично раскрыть палитру музыкального произведения, и тем самым заставить зазвучать уже совсем другие струны, спрятанные в душах слушателей…