Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — приходской храм Кинешемской епархии Русской православной церкви в городе Кинешме Ивановской области (улица Рылеевская, дом 9). Построен в 1805 году в барочно - классицистическом стиле . Памятник архитектуры федерального значения .
Расположен в центральной части города Кинешмы на угловом участке треугольной формы при пересечении Рылеевской улицы с улицей Горького (бывшей Широкой) , вблизи площади Революции (бывшей Базарной) . Со стороны реки Кинешемки и заречной части города вместе с Троицко-Успенским кафедральным собором определяет панораму центральной части города.
Храм с притвором и отдельно стоящая колокольня построены на средства прихожан в 1805 году . Автор проекта неизвестен . Автор проекта неизвестен . Предположительно во второй половине XIX века сооружена объединившая их обширная трапезная .
Согласно изданию «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии» 1911 года, в начале XX века имелись три престола : Благовещения Пресвятой Богородицы , преподобных Антония и Феодосия Печерских , Рождества Пресвятой Богородицы . В храме находилась икона преподобного Михаила Малеина , по преданию, вклад царя Михаила Федоровича . В советское время образ был утерян . Другой реликвией были складни, в середине которых находились кресты- мощевики с частицами мощей святых, Животворящего древа и ризы Пресвятой Богородицы . При церкви имелось общее городское кладбище . Постоянные средства церкви составляли проценты с капитала общего назначения в 1050 рублей. В церковной ограде была каменная лавка, с которой церковь получала 360 рублей аренды. Причт включал священника , диакона и псаломщика . Помещения для причта были церковные, церковной земли в пользовании причта не имелось. Главные занятия прихожан составляли торговля и кустарные промыслы . По состоянию на 1916 год постоянных прихожан было 199 мужского и 266 женского пола .
В начале XX века российский художник Борис Кустодиев изобразил Благовещенскую церковь на своих кинешемских полотнах, например, « Купчихи в Кинешме » .
В конце 1920-х годов храм был закрыт и передан горкомхозу, который сдал его в аренду швейной артели «Путь к победе» Ившвейпромсоюза. Здание сильно пострадало. Артель размещалась в здании церкви до начала 1960-х годов, затем его сменили склады кинешемского торга. За весь этот период храм ни разу не ремонтировался, вследствие чего к середине 1980-х годам пришёл в аварийное состояние . Были утрачены главы храма и шпиль колокольни . Интерьеры были переоборудованы под хозяйственные нужды, храмовый объём разделён на два этажа бетонным перекрытием. Существенно пострадали полы, декор фасадов и покрытия. Утрачены лестницы колокольни, двери, внутреннее убранство, утварь, стенная роспись.
В 1988 году храм в качестве памятника культовой архитектуры был передан на баланс Научно-производственного центра по охране памятников, и с этого же года была начата его реставрация, которая проводилась кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской по проекту А. Ильинского. Однако из-за недостатка денег реставрационные работы управления культуры продолжались лишь до 1991 года. Было восстановлено завершение храма, проведена вычинка свода, разобраны и вновь воссозданы аварийные участки стен и части сводов трапезной , установлен металлический шпиль на колокольне. В 1993 году церковь была передана в собственность Ивановского епархиального управления. В 1995 году образован приход , и с этого же года на средства прихожан и пожертвования возобновлены ремонтно-реставрационные работы .
Оригинальный памятник выполнен в формах раннего классицизма с элементами барокко. Кирпичные стены храма оштукатурены и покрашены.
Высокий трехсветный четверик завершается гранёной, с узкими диагональными гранями, купольной кровлей с люкарнами . Над кровлей главка на квадратном в плане постаменте. Существенно вытянутая по поперечной оси крупная трапезная и апсида равны по высоте. Стройная трехъярусная колокольня имеет два яруса арок звона и завершается высоким четырехгранным куполом с люкарнами. Её венчает небольшой четверик со срезанными углами и арочными проёмами, завершающийся шпилем.
Углы четверика храма и апсиды скруглены, немного заглублены и рустованы . Фасады четверика в центре снабжены небольшими ризалитами , в верхней части которых на восточной и западной гранях имеются полуциркульные ниши, на южной и северной гранях — окна. Входы находятся в центре трехосевых фасадов. В нижнем ярусе они подчёркнуты двухколонными портиками , в верхнем — пилястровым портиком. Широкие арки звона колокольни в среднем ярусе обрамлены двухколонными фронтонными портиками, в верхнем — двухпилястровыми.
Светлое основное пространство перекрыто сомкнутым сводом. В апсиде имеется конха , в узком притворе и в нижнем ярусе колокольни — цилиндрические своды, в двустолпной трапезной — система коробовых сводов. Дверные проёмы арочные и украшены лепными кессонами . Полы храма выстланы металлической плиткой. Оригинальная металлическая плитка была частично утрачена .
Храм имеет три престола :