Interested Article - Крестовоздвиженская церковь (Палех)
- 2020-04-08
- 1
Храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня ( Крестовоздви́женский кафедральный собор ) — православный храм , расположенный в посёлке городского типа Палех Палехского района Ивановской области . Построен в 1762—1774 годах в нарышкинском стиле на средства жителей Палеха и окрестных деревень мастером Егором Дубовым . В настоящее время храм относится к Палехскому благочинию Кинешемской епархии Ивановской митрополии Русской православной церкви .
История
Построен в 1762—1774 годах в нарышкинском стиле на средства жителей Палеха и окрестных деревень мастером Егором Дубовым .
Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, затем превращён в музей. Его последний настоятель , протоиерей Иоанн Рождественский (ныне прославленный в лике святых ) арестован и расстрелян.
В 1993 году храм был передан Русской православной церкви и стал подворьем Николо-Шартомского монастыря . В 2012 году перешёл в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора .
Архитектура
Тип церкви — четырёхстолпный . Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма. Восточная стена прямоугольного алтаря с конусообразной кровлей скруглена. Храму присуща развёрнутая по оси структура внутреннего пространства с верхним пределом в виде лоджии при общей продольно-осевой симметрии здания.
Многие декоративные элементы храма характерны для стиля русского барокко . Окна отделаны в различной стилистике: полукруглые наличники — в аттике, оконные украшения с ушками и фартуками — в верхнем ярусе трапезной , трёхлопастное очелье — на крупных окнах фасадов четверика , алтаря и нижнем ярусе трапезной.
Колокольня украшена поясом ромбовидного узора под ярусом звона, высоту которого подчёркивают многоярусные ниши- ширинки с изразцами . Высокий цоколь храма украшен узким поясом поребрика . Архитектурные формы четверика, трапезной и алтаря подчёркнуты одиночными колонками и их пучками. Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма .
Интерьер
Общая характеристика росписей
Росписи начала XIX века созданы в смешанной технике с использованием граффити . Росписи созданы в соавторстве московскими (П. и М. Сапожниковы) и палехскими (А. Беляев и С. Вечерин) мастерами. Впоследствии неоднократно поновлялись и реставрировались. Основные тона росписей мягкие, пастельные , сдержанные. Иконографическая программа типична для эпохи создания храма: квадратные и прямоугольные композиции написаны вплотную рядами. Заимствованные из немецких гравюр, они претерпели некоторые изменения: изображения кажутся более рельефными, фоны упрощены, количество фигур на заднем плане уменьшено .
Главный иконостас
Общими чертами палехской иконописи являются смешение традиций писания, « », схожие лики святых и цветные пробела, профессиональное владение рисунком, многофигурность композиций и стилистическая умеренность, песенный стиль и копирование западных мастеров, многоклеймовые иконы . Иконостас выполнен в начале XX века в самарской мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых. Стилизован под барочный иконостас XVIII века. Иконы в нём также поздние при наличии нескольких подлинников соответствующей эпохи.
Отдельные иконы
Среди других икон интересен « Спас в силах » XVIII века с геометрическим фоном, символизирующим земной и небесный мир, а также Благую весть . В клеймах храмовой иконы Смоленской Божьей Матери изображены Казанская и Владимирская иконы Божьей Матери , а также иконы иных церковных праздников и православных святых . Примечателен также достаточно редкий сюжет « Лествица Божественного восхождения » по книге Иоанна Лествичника . Также сохранилась деревянная скульптура « Христос в темнице » местного мастера.
Приделы
- Главный придел во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
-
Трапезные приделы:
- правый в честь иконы Казанской Божией Матери
- левый в честь святителя и чудотворца Николая
- Верхний придел — в честь Архистратига Михаила .
Настоятели
- святой Иоанн Рождественский
- 1996—1998 — Савватий (Перепёлкин)
Приписные храмы
К Крестоводвиженскому кафедральному собору приписано несколько храмов и часовен Палехского благочиния:
- Храм Преображения Господня, село Дорки Большие ;
- Храм святителя и чудотворца Николая, село Дорки Большие;
- Храм Казанской иконы Божией Матери, село Тименка ;
- Часовня преподобного Сергия Радонежского, деревня Пеньки ;
- Часовня Святаго Духа, деревня Свергино .
Галерея
Примечания
- ↑ , с. 96—105.
- ↑ . благо-палех.рф. Палехское благочиние . Дата обращения: 10 июля 2018. 2 сентября 2018 года.
- , с. 683.
- , с. 684.
- , с. 685.
- , с. 36—58.
Литература
- Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. — М. : Художник РСФСР, 1975. — 248 с.
- Ивановская область, ч. 2 // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / ред. Е. И. Кириченко , А. И. Комеч , А. В. Королёва, А. Б. Стерлигов, Е. Г. Щеболева. — М. : Наука, 2000. — 776 с.
- Колесова О. А. Палех и палешане. Путеводитель. — Иваново: Референт, 2010. — 156 с.
- 2020-04-08
- 1