Interested Article - Церковь Казанской иконы Божией Матери (Кощеево)

Храм Казанской иконы Божией Матери приходской храм , расположенный в селе Кощееве Родниковского района Ивановской области . Построен в 1811 году на средства прихожан . В настоящее время храм относится к Родниковскому благочинию Кинешемской епархии Ивановской митрополии Русской православной церкви . Современный адрес: Ивановская область, Родниковский район, село Кощеево, улица Соборная, 1.

В стилистике храма прослеживаются черты раннего классицизма , однако его пропорциональные и объёмные решения восходят к традициям костромской храмовой архитектуры XVII века . Объект культурного наследия России регионального значения.

История

Храм построен в 1811 году на месте сгоревшей деревянной церкви. В середине XIX века сооружена церковная ограда (в том числе ворота, расположенные с западной стороны). Вскоре возведена пристройка с южной стороны колокольни , побелены кирпичные стены. В годы Советской власти церковь, в отличие от большинства других храмов района, оставалась действующей, что обеспечило сохранность её внутреннего убранства.

Храм назван в честь Казанской иконы Божьей Матери . По преданию, один из списков этой иконы находился в церкви Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге , а в 1811 году был перенесён в только что отстроенную Казанскую церковь .

Архитектура

Пространство храма состоит из двусветного четверика , на котором располагаются пять луковичных чешуйчатых глав , пятигранной апсиды , просторной двустолпной трапезной и шатровой колокольни . Храм бесстолпный. Центральный объём перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана , остальные барабаны — ложные. К главным декоративным элементам относятся карнизы с дентикулами , завершающие оба яруса четверика (карниз первого яруса имеет продолжение на трапезной), полукруглые сандрики над окнами, обрамлёнными плоскими наличниками , и парные пилястры , служащие для вертикального членения плоскости стен второго яруса. Аналогичные пилястры расположены по углам основного объёма. Северный фасад украшен портиком из двух пар колонн с треугольным фронтоном . Аналогичная композиция, располагавшаяся с южной стороны, утрачена.

Восьмигранный столп колокольни базируется на четверике, который с трёх сторон окаймлен двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Особый интерес представляет конусовидный шатёр , на котором располагается 4 ряда слухов. Слухи каждого ряда имею отличную от других форму. Столп колокольни украшен пилястрами, рифмующимися с теми, которые украшают основной объём.

Внутреннее убранство

Главный иконостас выполнен в начале XIX века, царские врата и некоторые детали резьбы относятся к середине XIX века. Иконостас имеет четыре яруса. В центральной части расположена богато декорированная триумфальная арка, занимающая высоту в два яруса. Между ярусами находятся крепованные антаблементы , опирающиеся на коринфские колонны. Верхний ярус завершен неполным фронтоном.

Роспись основного объема также выполнена около 1811 года, роспись трапезной — в последней трети XIX века. В XX веке росписи трижды поновлялись: в 1952 году — в нижнем ярусе основного объёма, в 1960 году — в трапезной, в 1986 году — заново по всему объёму. В последний раз была сильно искажена цветовая гамма.

Система росписи подчинена пространственным особенностям интерьера : в боковых стенах располагаются три глубокие вертикальные ниши по световым осям и отдельные композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Двухъярусное устройство основного объёма подчеркивается двумя гризайльными антаблементами. В то же время росписи образуют четырехъярусную композицию. Западная стена также имеет четыре ряда росписей, разделённых гризайльными антаблементами. Композиции внутри этих ярусов разделены гризайльными пилястрами и колонками.

Иконографическая программа довольно архаична . В своде расположена композиция « Новозаветная Троица » в окружении святых . По углам располагаются евангелисты . В верхних ярусах изображены ветхозаветные сюжеты, в нижних — евангельские . На западной стене находится композиция « Страшный суд », в конхе апсиды — символическая сцена «Да молчит всякая плоть». Роспись трапезной выполнена в стиле позднего академизма и тематически соответствует посвящению устроенных в ней приделов : Николая Чудотворца и Федора Стратилата . В своде изображены евангелисты и отцы церкви .

Духовенство

Святыни

Примечания

  1. . rodnik-blag9.blogspot.com. Родниковское благочиние . Дата обращения: 10 июля 2018. 10 июля 2018 года.
  2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3 / Е. Г. Щеболева. — М. : Наука, 2000. — С. 171. — 813 с. — ISBN 5-02-011340-9 .
  3. . koshcheevo.nethouse.ru. Дата обращения: 16 ноября 2017. 18 августа 2016 года.
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3 / Е. Г. Щеболева. — Москва: Наука, 2000. — С. 174. — 813 с. — ISBN 5-02-011340-9 .
  5. . kosteevo.cerkov.ru . Дата обращения: 14 марта 2021. 19 февраля 2020 года.
  6. . kosteevo.cerkov.ru . Дата обращения: 14 марта 2021. 22 февраля 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Церковь Казанской иконы Божией Матери (Кощеево)