Interested Article - Серафим (Руженцов)
- 2020-06-14
- 1
Серафи́м (в миру Серге́й Семёнович Руженцев или Руженцов ; 12 (25) октября 1876 , Могилёвская губерния — 3 марта 1935 , Ленинград ) — епископ Русской православной церкви . Один из лидеров обновленчества .
Биография
В 1896 году окончил Могилёвскую духовную семинарию . В 1899 году окончил Санкт-Петербургский археологический институт со званием действительного члена. В 1900 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со званием кандидата богословия за сочинение «Материальное положение духовенства» (Кат. № 605).
30 ноября 1901 года рукоположён в сан священника назначен сверх штата к Преображенской церкви посёлка Стрельна Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии .
С 1 сентября 1902 года — священник и законоучитель Санкт-Петербургской женской рукодельной школы императрицы Марии Александровны. Одновременно с 1 сентября 1902 по 1 сентября 1904 года был законоучителем женской гимназии В. Н. Хитрово и городских училищ Санкт-Петербурга . 13 марта 1903 года награждён набедренником .
19 марта 1904 года назначен настоятелем Преображенской придворной церкви города Стрельны Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии. Одновременно с 19 марта 1904 по 1 сентября 1912 года служил законоучителем училища имени великой княгини Александры Иосифовны и учебной команды железнодорожного полка .
17 апреля 1905 года награждён бархатной фиолетовой скуфьёй . 24 марта 1907 года награждён камилавкой . 18 апреля 1910 года награждён наперсным крестом , из Кабинета Его Императорского Величества .
Одновременно с 1 сентября 1910 по 1 сентября 1912 года законоучитель начального училища Стрельнинской немецкой колонии. Одновременно с 1 октября 1910 по 26 февраля 1915 года законоучитель учебной команды лейб-гвардии Стрелкового артиллерийского дивизиона . Одновременно с 1 февраля 1913 по 1 сентября 1914 года был законоучителем женской гимназии В. Павловой. Одновременно с 20 августа 1913 по 26 февраля 1915 года был законоучителем Стрельнинской мужской гимназии .
В книге «Очерки русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова он характеризуется следующим образом: «был выходцем из придворного духовенства, и большую часть своей жизни он провёл в качестве священника дворцовой церкви в Стрельне. Это оставило неизгладимый след. Изящные, аристократические манеры и величавая осанка важного барина, утончённая вежливость, но с оттенком снисходительности, — таков был протоиерей Руженцов» .
26 февраля 1915 года назначен смотрителем Сапожковского духовного училища , с возведением в сан архимандрита по принятии монашества. 7 марта 1915 года принял монашество. 8 марта 1915 года возведён в сан архимандрита . Удостоен степени магистра богословия .
16—19 августа 1917 года определён быть епископом Рязанским и Зарайским , но 17 ноября 1917 года постановление было отменено .
12 марта 1918 году определён быть епископом Михайловским , викарием Рязанской епархии , но почти сразу назначение было изменено.
Епископ Муромский
12 мая 1919 года хиротонисан во епископа Муромского , викария Владимирской епархии . Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея России Тихон , митрополит Антоний (Храповицкий) , митрополит Сергий (Страгородский) и другие иерархи.
В период управления церковной жизнью в Муроме епископу Серафиму выпало стать свидетелем надругания над святыми мощами, закрытия Благовещенского и Троицкого монастырей , а после издания 23 февраля 1922 года «Декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих» ещё и массового святотатства.
Его сопротивление изъятию церковных сосудов привело к его аресту и заключению. В автобиографических заметках епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) «Датах и этапах моей жизни» указано, что, кроме епископа Муромского Серафима (Руженцева), во Владимирской тюрьме в июле 1922 года с епископом Афанасием находился московский протоиерей Миртов (скорее всего протоиерей Михаил Миртов).
Участник обновленческого движения
14 мая 1922 года было обнародовано «Воззвание (Декларация)» группы «прогрессивного духовенства» , имевшей целью захватить власть в Русской Православной Церкви и вызвать раскол епископата и священства. 16 мая представители этой группы объявили о создании ими Высшего церковного управления (ВЦУ).
16 июня 1922 года обновленческое ВЦУ признают митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) , архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский) , архиепископ Костромской Серафим (Мещеряков) . По данным Краснова-Левитина и Шаврова, примкнув к обновленчеству, «принадлежал к числу так называемых „тихих обновленцев“ — ни к каким группировкам не примыкал, ни на кого не доносил» .
18 августа 1922 года назначен епископом Пермским и Соликамским, с возведением в сан архиепископа. 4 октября 1922 года назначение отменено.
Вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) принёс покаяние за уклонение в раскол. 13 ( 26 ) августа 1923 года принят Патриархом Тихоном в общение с Церковью .
14 августа 1923 года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Назначение не принял. Вернулся в обновленческий раскол. Вновь был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской обновленческой епархии .
1 марта 1924 года назначен епископом Владимирским и Шуйским, председателем обновленческого Владимирского епархиального управления с возведением в сан архиепископа. Кафедра располагалась в Успенском соборе Владимира. В мае 1924 года переименован в архиепископа Владимирского и Суздальского .
В июне 1924 года был участником обновленческого Всероссийского предсоборного совещания .
11 июля 1924 года назначен временным управляющим Московской обновленческой епархией. 4 сентября 1924 года назначен председателем обновленческого Московского епархиального управления .
16 октября 1924 года избран митрополитом Московским, управляющим Московской обновленческой епархией. 18 октября 1924 года утверждён митрополитом Московским, управляющим Московской обновленческой епархией, с поручением временного управления Владимирской обновленческой епархией. Кафедра располагалась в московском кафедральном храме Христа Спасителя .
24 ноября 1924 года избран членом президиума Всероссийского обновленческого синода, в котором занял должности заведующего административным и иностранным отделами. В тот же день, сохраняя Московскую обновленческую епархию, избран митрополитом Северо-Кавказским, управляющим Северо-Кавказской обновленческой митрополией и председателем обновленческого Северо-Кавказского краевого митрополитанского церковного управления .
7 декабря 1924 года присутствовал на акте Московской Богословской Академии в первую годовщину её основания. Подписался под обращением к Константинопольскому Патриарху Григорию VII .
В октябре 1925 года участвовал в «Третьем Всероссийском Поместном Соборе» (втором обновленческом), на котором переизбран членом Всероссийского обновленческого Синода .
10 октября 1925 года освобождён от управления Северо-Кавказской митрополией и переизбран членом президиума Всероссийского обновленческого Синода .
С 2 июня по 3 августа 1926 год временно управляющий Саратовской обновленческой епархией .
4 октября 1926 года переизбран председателем Московского епархиального управления. 19 октября того же года утверждён в данной должности .
10 мая 1927 года назначен митрополитом Ленинградским, управляющим Северо-Западной митрополией. 13 мая того же года в ознаменование трудов в качестве члена Президиума Священного Синода и заведующего Административным Отделом ему предоставлено право служения с предношением Креста. 8 июля 1927 года утверждён в должности «согласно избрания». В 1928 года переименован в управляющего Ленинградской митрополией и председателя Ленинградского Областного митрополитанского церковного управления .
Будучи митрополитом Ленинградским, имел довольно натянутые и неприязненный отношения со своим первым викарием, архиепископом Николаем Платоновым . В «Очерках русской церковной смуты» указывалось: «Морально чистоплотный и безукоризненно порядочный человек, любивший называть себя джентльменом, митрополит Серафим относился с брезгливым отвращением к своему старшему викарию, который был фактически при нём „комиссаром“. Понимая своё бессилие в борьбе с Платоновым, митрополит соблюдал в отношениях с ним внешний такт и вежливость. Всем, однако, было известно, что между двумя ленинградскими иерархами существуют холодные напряжённые отношения. И стиль митрополита был совсем иной, чем у его собрата: он никогда не позволял себе в проповедях личных выпадов против кого бы то ни было — никогда никого не задевал и ни перед кем не подхалимствовал» .
18 ноября 1930 года награждён правом ношения двух панагий .
При митрополите Серафиме в Ленинграде в 1932 году был закрыт обновленческий кафедральный Казанский собор ; митрополичью кафедру перенесли в храм Спаса-на-Сенной (Спасо-Успенский собор).
В конечном итоге конфликт с Николаем Платоновым, привёл к стремлению последнего занять его кафедру. В «Очерках русской церковной смуты» приводились такие слова митрополита Виталия (Введенского) : «Бывало, приедет в Москву — и сразу же начинаются разговоры о митрополите Серафиме — и малоактивен и что-то ещё, и чего-чего только о нём не говорит» .
5 сентября 1934 года «за бездеятельность» освобождён от управления Ленинградской митрополией . Уволен на покой без пенсии по докладу архиепископа Николая Платонова, его викария, за отказ участвовать в хиротонии во епископа женатого священника и за отказ вести проповедь против «тихоновцев».
Скончался 3 марта 1935 года в Ленинграде без покаяния. После торжественного отпевания в церкви святой великомученицы Екатерины был похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда .
Примечания
- ↑ , с. 494.
- ↑ , с. 625.
- Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1917, № 46—47.
- Известия. — 1922. — 26 февраля.
- Верующим сынам православной церкви России // Известия. — 1922. — 14 мая
-
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
: «Список принятых в общение с Святейшим Патриархом
1. Епископ Серафим Муромский — 13.08» - ↑ , с. 495.
Литература
- Краснов-Левитин А. Э. , . — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
- Никита (Добронравов) , игумен . Епископы города Мурома. — Муром. 2009.
- Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
- 2020-06-14
- 1