Дави́д Беньями́нович Зильберма́н
(
англ.
David B. Zilberman
,
25 мая
1938
,
Одесса
,
УССР
,
СССР
—
25 июля
1977
,
Бостон
,
США
) —
советский
и
американский
философ
, индолог,
социолог
культуры.
Биография
Родился в семье инженера в Одессе. Окончил школу с золотой медалью. Окончил
Одесский гидрометеорологический институт
1962 году
.
С 1962 по
1965 год
по распределению работал метеорологом в аэропорту недалеко от
Ашхабада
. Самостоятельно изучал философию, английский язык, санскрит. Познакомился с жившим в Ашхабаде переводчиком «
Махабхараты
»
Б. Л. Смирновым
. Также познакомился и дружил с астрономом
К. Любарским
, который позже стал известным деятелем правозащитного движения. Исследовал
пыльные бури
, готовился писать диссертацию. Увлёкшись философией, решил не продолжать исследования в области метеорологии
.
В
1965 году
время обязательной работы по распределению завершилось, и в это же время он заболел
болезнью Боровского
. Летом 1965 года Зильберман вернулся в Одессу. После выздоровления работал в различных организациях, в том числе патентоведом в «Черноморском ЦПКБ 3». Продолжал самостоятельные занятия философией и восточными языками, вступил в брак. Участвовал в работе философского кружка
А. И. Уёмова
в Одесском университете. Переводил с древнегреческого.
В 1968 году в один из приездов в Москву познакомился в Москве с
Ю. Я. Глазовым
и
Г. П. Щедровицким
. По совету последнего поступил в
аспирантуру
только что созданного
Института конкретных социальных исследований
АН СССР
(научный руководитель —
Ю. А. Левада
). В аспирантские годы (до
1972
) участвовал в семинарах
Московского методологического кружка
и в социологическом семинаре Ю. Н. Левады, переводил литературу по
индуизму
, публиковал статьи на ту же тему. Был автором нескольких статей в «Большой советской энциклопедии». Некоторые его переводы индийских философских текстов распространялись в
самиздате
.
Диссертацию
«К пониманию культурной традиции» по окончании аспирантуры защитить не удалось в связи с реорганизацией сектора (фактически, «разгоном» группы Ю. А. Левады). Эта фундаментальное исследование опубликовано только в 2015 году под научной редакцией
О. И. Генисаретского
.
К февралю 1972 года разработал философский метод «
». Богатые возможности его применения стали фундаментом для исследований Зильбермана в последующие годы. На основе этого метода разработал метод сравнения культурных традиций.
Весной 1972 года был арестован милицией, затем допрошен сотрудниками и попал под особое наблюдение КГБ
. Летом 1972 года, после окончания аспирантуры был вынужден вернуться из Москвы в Одессу, и не мог найти постоянную работу. Зарабатывал переводами с английского. В это же время начался «разгон» исследовательской группы Ю. А. Левады в ИКСИ, из-за чего официальная защита подготовленной Зильберманом диссертации оказалась невозможна.
В октябре 1973 года эмигрировал с семьёй в США.
После эмиграции
С ноября
1973 года
жил в
США
. Читал лекции по философии и
антропологии
в
Хантер колледже
Городского университета Нью-Йорка
, затем преподавал индийскую философию в
университете Чикаго
, последние два года жизни был
профессором
департамента истории идей
Брандейского университета
, жил в
Ньютоне
. Читал лекции по истории индийской и западной философии. С помощью модальной методологии анализировал философские традиции классической Индии и европейскую философию Нового времени. Планировал проведение длительного исследования в Индии в 1977—1978 годах.
Одновременно начал работу над фундаментальным исследованием
советской философии
(рукопись под названием «Московская школа методологии» осталась незаконченной). Дружил с
Романом Якобсоном
. Продолжал интенсивную переписку с московскими коллегами и друзьями. Весной 1977 года сообщение о будущем увольнении профессора Зильбермана вызвало в Брандайском университете двухдневные студенческие волнения
.
Погиб в дорожной аварии 25 июля 1977 года.
Супруга — Елена Мичник-Зильберман и младшая дочь Александра Кертис-Зильберман в настоящее время живут во Флориде, старшая дочь Наталия Карни, живёт в Бостоне, сестра Раиса Зильберман, живёт в Чикаго. Ряд современных философов в
Москве
,
Одессе
и
Санкт-Петербурге
считают себя его учениками.
Наследие
Автор трудов по
индийской философии
, философии
каббалы
, современной
социальной антропологии
, философской
эпистемологии
, типологии культур по их отношению к традиции. Лишь малая их часть опубликована на
английском
и
русском
языках. Архив Зильбермана находится в
Бостонского университета
. Их исследованием и публикацией занимается сотрудница университета
. Рукописи, которые он не смог вывезти во время эмиграции, хранятся в личных архивах друзей Зильбермана в Москве и Санкт-Петербурге.
Диссертация
Наиболее объемной и законченной работой Зильбермана является его кандидатская диссертация по философии (фактически по теоретической социологии), подготовленная во время обучения в аспирантуре ИКСИ к конце 1971 года. Окончательный вариант назвался «К пониманию культурной традиции». Эта работа состоит из трёх больших разделов: в первом приводится критический анализ современных социологических и антропологических теорий культурной традиции; во второй представлена авторская концепция культурной традиции и методика её формализации; в третьей — типология шести типов культурных традиций. Защита диссертации не состоялась. Её текст Зильберман увёз в эмиграцию и позже использовал при подготовке англоязычных работ.
В 2015 году диссертация вышла отдельным комментированным изданием под научной редакцией
О. И Генисаретского
и редакцией
М. Немцева
, А. Русакова, В. Федосеева.
Влияние
В период своего сравнительного краткого пребывания в Москве Зильберман активно общался с философами и социологами, входившими в разные сообщества. Среди его близких собеседников были
Александр Пятигорский
,
Олег Генисаретский
,
Евгений Шифферс
,
Георгий Щедровицкий
,
Юрий Левада
,
,
Дмитрий Сегал
. После эмиграции Зильберман поддерживал активную переписку с ними. Часть её опубликована В. И. Рокитянским вместе с письмами Зильбермана Ю. Леваде и Е. Шифферсу.
Александр Пятигорский
посвятил Зильберману одну из основных своих книг «
», указав, что она написана в продолжение их диалогов в Москве в начале 1970-х годов
Сочинения
-
О возможности системного изучения логического мышления //
. Вып. 1. Новосибирск, 1971. С. 138—147.
-
Поля Радина
. //
Вопросы философии
,
1971
, № 6. С. 163—172.
-
Социальная антропология: динамика развития и перспективы. //
Вопросы философии
, 1971, № 11, С. 154—163.
-
Культура. Между 1970 и 1972 гг.
.
-
// Вопросы философии,
1972
, № 5. C. 117—129.
-
The Kabbalah Mysticism and the Social Situation in Spain at the Close of the 15th Century // Jews in the USSR, London, 1973.
-
The Jewish Minority in the Soviet Ukraine. // in: Minutes of the Seminar in Ukrainian Studies, Harvard university. 1974, o. 6.
-
A Critical Review of E.Conze’s translation of «The Large Sutra on Perfect Wisdom» //
, November,
1975
.
-
A Critical Review of D.Kalupahana’s «Causality: The Central Philosophy of Buddhism» // The Journal of Asian Studies, May,
1976
.
-
Iconic Calculus? // General Systems, vol. XXI, 1976, pp. 183—186.
-
Ethnography in Soviet Russia // Dialectical Anthropology, vol. 1, № 2, Feb. 1976, pp. 135—153.
-
The Emergence of Semiotics in India: Some Approaches to Understanding Laksana in Hindu and Buddhist Philosophical Usages. // Semiotica, vol. 17, № 3, 1976, pp. 255—265 (в соавт. с А. Пятигорским).
-
Orthodox Ethic and the Matter of Communism // Studies in Soviet Thought, vol. 17, 1977, pp. 341—419.
-
The Post-Sociological Society // Studies in the Soviet Thought, vol. 18, 1978, pp. 261—328.
-
Приближающие рассуждения между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик // Россия/Russia, Torino, 1980, № 4, с. 285—316.
-
The Birth of Meaning in Hindu Thought. — Dordrecht; Boston: D. Reidel Pub.; Norwell: Kluwer Academic,
1988
.
-
Semantic Shifts in Epic Composition: On the «Modal» Poetics of the Mahab-harata // Semiosis. — Michigan, 1984.
-
Semantic Shifts in Epic Composition (On the «Modal» Poetics of The Mahäbhärata) // Semiosis: Semiotics and the History of Culture, 1984, pp. 267—299.
-
К семиотике понимания типов культурных традиций //
Народы Азии и Африки
,
1989
, № 3, с. 128—142.
-
Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность. //
Вопросы философии
,
1996
, № 4, с. 76—105.
-
Генисаретский О. И.
, Зильберман Д. Б.
— М.,
2002
.
-
Analogy in Indian and Western Philosophical Thought. — Dordrecht:
Springer
,
2006
.
Статьи в «Большой советской энциклопедии»
-
«Индийская философия» (в соавторстве с А. Пятигорским, том 10).
-
«Культура» (в соавторстве с В. Межуевым, том 10).
-
«Йога» (в соавторстве с А. Пятигорским, том 11).
-
«Локайята» (том 16).
-
«Мимамса» (том 16).
-
«Нагарджуна» (том 15).
-
«Ньяя» (том 18).
Монографические издания на русском языке
-
Генезис значения в философии индуизма. Пер. Е. Гурко. — М: РОССПЭН, 1998.
-
Православная этика и материя коммунизма. Пер. с англ. Е Гурко под ред. С. А. Семенова. — СПб.: «Издательство Ивана Лимбаха», 2014.
-
К пониманию культурной традиции. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2015. — 623 с. —
ISBN 978-5-8243-1977-4
.
Переводы
-
Шанкара
, «
»
.
-
Инголлс Д. Введение в индийскую логику навья-ньяя / Отв. ред. В. А. Смирнов. — М.: Наука, 1975
.
Примечания
-
Зильберман Р. Б. О возможности любви. Радость и горечь длиною в жизнь. История философа Давида Зальбермана. — СПб.: Алетейя, 2015. — С. 122.
-
Методы. Методология. Методологическое мышление: [дискуссии, 1971/72] / [Отв. ред.: А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий]. — М.: «Наследие ММК», 2011. — 295 с. —
ISBN 978-5-98808-011-4
.
-
Сфера деятельности. Методологическое мышление и рефлексия / [Отв. редакторы : А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий]. — М.: «Наследие ММК», 2012. — 306 с. —
ISBN 978-5-98808-013-8
.
-
Типология и типологический метод. Знание в деятельности: семинары / [Отв. ред.: А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий]. — М.: «Наследие ММК», 2014. — 405 с. —
ISBN 978-5-98808-018-3
.
-
Зильберман Д. Б. К пониманию культурной традиции. — М.: РОССПЭН, 2015.
-
Мичник-Зильберман Е. Биографические заметки о незаурядной жизни // Зильберман Д. Б. К пониманию культурной традиции. С. 10.
-
Елена Мичник-Зильберман. Биографические заметки о незаурядной жизни // Зильберман Д. Б. К пониманию культурной традиции. С. 12.
-
Оформленный в виде статьи фрагмент кандидатской диссертации Э. Зильбермана.
-
Перевод с
санскрита
, опубликован в журнале «
Вопросы философии
» 1975, № 5, с. 109—116.
-
Книга вышла без указания имени переводчика.
Литература
-
На русском языке
-
Генисаретский О. И.
Несколько слов о Давиде Зильбермане и его философствовании // Зильберман Д. К пониманию культурной таддиции. — М.: РОССПЭН, 2015. С. 15—22.
-
Гурко Е. Н. Модальная методология Давида Зильбермана. —
Минск
: Экономпресс,
2007
.
-
Гурко Е. Н. «Философология» Давида Зильбермана // Философия не кончается. Из истории отечественной философии XX века. Т. 2 / Под ред. В. А. Лекторского. — М., 1998. — С. 671—691.
-
Зильберман Р. Б. О возможности любви. Радость и горечь длиною в жизнь: история философа Давида Зильбермана. — СПб.:
Алетейя
, 2015. — 280 с.
-
Левада Ю. А.
Об авторе //
Народы Азии и Африки
. — 1989. — № 3. — C. 128—130. (Предисловие к публикации: Зильберман Д. К семиотике понимания типов культурных традиций. С. 130—142.)
-
Мелихов Г. В., Петрушин Е. С. Д. Зильберман о природе понимания в социальной антропологии (опыт проблемной реконструкции) //
Учёные записки Казанского университета
. Сер. Гуманит. науки. — 2009. — Т. 151, кн. 1. — С. 44—50.
-
Мичник-Зильберман Е. Биографические заметки о незаурядной жизни // Зильберман Д. К пониманию культурной традиции. — М.:
РОССПЭН
, 2015. — С. 9—14.
-
Немцев М. Ю.
Библиография Д. Б. Зильбермана. Литература о Д. Б. Зильбермане // Зильберман Д. К пониманию культурной традиции. — М.: РОССПЭН, 2015. — С. 615—621.
-
Немцев М. Ю.
// Зильберман Д. К пониманию культурной традиции. — М.: РОССПЭН, 2015. — С. 597—615.
-
Немцев М. Ю. «Модальная методология» Давида Зильбермана и её герменевтическое значение // Труды Всероссийского семинара молодых учёных имени П. В. Копнина. (Серия 2). — Труды ТГУ. — Т. 268. — Томск: Изд-во ТГУ, 2006. — С. 111—114.
-
Немцев М. Ю.
// «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Том II. — Новосибирск, 2009. — C. 134—135.
-
Рокитянский В. Р. Примечания и комментарии // Генисаретский О. И., Зильберман Д. Б. О возможности философии: переписка 1972—1977 гг. / Сост., прим., комм. В. Рокитянского. — М.: «Путь», 2001. — С. 263—350.
-
О философской работе Зильбермана. В сб.: Пятигорский А. М. Избранные труды. — М., 1996. — С. 161—173.
-
На других языках
-
Annelis I. David B. Zilberman, 1938—1977 // Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, 1978, Vol. 51, № 5, p. 585—586.
-
Anellis I. The life and thought of David B. Zilberman // Studies in East European Thought, 1979, № 20, p. 165—175.
-
Annotated catalogue of the David Zilberman archive /
, ed. — Boston:
Boston University
, Center for Philosophy and History of Science, 1994.
-
Nemtsev M. Yu.
David B. Zilberman (1938—1977) //
.
-
Piatigorsky A. Preface // Zilberman D. Birth of Meaning in Hindu Thought / Robert S. Cohen (ed.). — D. Reidel Publishing Company, 1988. — P. xiii—xv.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|