Interested Article - Армянское культурное наследие в Крыму

Хачкар на фронтоне церкви Сурб Саркис (Св. Сергия), Феодосия

Армя́нское культу́рное насле́дие в Крыму́ представлено большей частью средневековыми религиозными сооружениями. В связи с переселением большей части крымских армян на Нижний Дон, эти культовые сооружения были массово заброшены после 1778 года. Однако рост интереса археологов к данной теме значительно увеличил количество находок и существенно расширил географию поиска средневековых армянских памятников уже в начале XXI века . В период Российской империи в Крыму жил и творил известный российский художник армянского происхождения Иван Айвазовский .

Церкви и монастыри

Армяне — в основном приверженцы Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви .

В Крыму армянские церкви действуют в Ялте , Феодосии и Евпатории . Наиболее известным монастырём является Сурб Хач (XIV век).

Монастырь Сурб Хач

С начала XIV века армянские поселенцы развертывают в Крыму активную строительную деятельность. Согласно памятной записи одной армянской рукописи Крыма начала XIV века , уже в то время существовал близ Кафы армянский монастырь , при котором была построена купольная церковь. В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438 году кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор . Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV—XV веках был Сурхат . Имя Сурхат , вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) , основанного в 1358 году в лесу недалеко от города Старый Крым . Там было много армянских церквей, школ, кварталов. Одно из крупных армянских поселений XII—XV веков находилось в Судаке . До последней четверти XV века вблизи монастыря Сурб-Хач существовал небольшой армянский город Казарат . Армянские князья держали там войска и на договорных началах защищали Кафу .

Общественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX века . В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях Крыма . Состоятельные армяне и церковь старались «поднять» нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия. Источником денежных и материальных средств попечительств были субсидии церкви, завещания, приношения .

В жизни таврических армян (как впрочем и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому её деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 году в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию. В 1842 году наместник католикоса в Крыму уступил своё место главному попечителю крымских армянских церквей .

По сообщению «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкого cлoваpя Рoccийcкой Импepии» на 1865 год, на берегу Двуякорной бухты находились останки древней армянской церкви с армянскими письменами возле алтаря . Согласно ему же на восточном склоне горы Кара-Даг находятся развалины старинной армянской церкви, на территории которой имеется большое количество камней с армянскими надписями

Светская архитектура

  • Феодосийское халибовское училище

Персоналии

Примечания

  1. Дата обращения: 14 марта 2017. 24 ноября 2020 года.
  2. The Journal of Ecclesiastical History — Page 268 by Cambridge University Press, Gale Group, C.W. Dugmore
  3. 24 февраля 2009 года.
  4. Дата обращения: 21 июня 2009. 20 августа 2020 года.
  5. Дата обращения: 21 июня 2009. 20 августа 2020 года.
  6. . Дата обращения: 21 июня 2009. 20 августа 2020 года.
  7. Дата обращения: 21 июня 2009. 20 августа 2020 года.
  8. П.Семенов. Двуякорная баттарея // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 27.
  9. П.Семенов. Каменец-Подольский // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 459.

Литература

Ссылки

См. также

Источник —

Same as Армянское культурное наследие в Крыму