Нагасима, Юитиро
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Феодоси́й ( яп. 府主教フェオドシイ ; в миру Василий Нагасима Синдзи [ ワシリイ 永島 新二 ]; 3 апреля 1935 , Омия , Сайтама — 7 мая 1999 , Токио ) — епископ Японской православной церкви ; с 1972 по 1999 год — предстоятель Японской православной церкви , автономной церкви Московского патриархата , с титулом: «архиепископ Токийский, митрополит всея Японии» .
Родился 3 апреля 1935 года в посёлке (ныне в черте города Сайтама ), префектура Саитама, Япония, в буддийской семье.
Учась в начальной школе, посещал Токийский Воскресенский собор (Николай-до), чтобы послушать православные песнопения. Синдзи стал посещать просветительский миссионерский кружок, основанный в 1950 году священником Иаковом Ниидзума, и в 1952 году принял крещение с именем Василий .
Получив среднее образование, он готовился к поступлению в университет, однако обращение в православие переменило его взгляды, и в 1954 году он поступил в недавно возрожденную Токийскую духовную семинарию . 5 февраля 1958 года вместе с другими семинаристами основал религиозный журнал «Путь» («Мити»). Хотя издание журнала прекратилось выпуск после четырёх выпусков, он послужил для Василия началом его писательских и издательских трудов.
По окончании семинарии в 1958 году Василий был направлен в качестве катехизатора в храм во имя великомученика Димитрия Солунского в город Ямато . Одновременно он принял на себя обязанности редактора официальной японской церковной газеты Православный Вестник (Сэйкёо Дзихоо). После он два года служил катехизатором в церкви района Канда (Токио), а в июле 1962 года был переведён в храм во имя апостола Иакова города Кагосима . Здесь он продолжал катехизаторское служение, нередко посещая с миссионерскими визитами отдаленные пределы острова Кюсю . В 1964 году епископ Владимир (Нагосский) рукоположил катехизатора Василия во диакона и вскоре — во пресвитера .
Находясь на Кюсю, о. Василий стал изъявлять желание принять монашество, и в июле 1965 года епископ Владимир направил его в США на послушание в Свято-Тихоновский монастырь в Южном Ханаане, в Пенсильвании, где также действовала Свято-Тихоновская духовная семинария . Из Америки священник писал епископу Владимиру, что укрепился в желании стать монахом; тем не менее, в июле 1967 году он был отозван в Японию и возвратился на служение в церковь в Кагосима .
К 1969 году, когда Православная церковь в Японии была в преддверии обретения автономии, возникла необходимость избрания епископов из японцев . 19 октября, на внеочередном собрании по этому вопросу было избрано два кандидата — служащий в Японии американец иеродиакон Серафим (Сигрист) и отец Василий, который, подчинившись воле Церкви, принял постриг с именем Феодосий в честь святителя Феодосия Черниговского .
2 ноября 1969 года, согласно с решением Архиерейского Собора Американской Митрополии, архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Китоского. Хиротонию совершили: архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) и епископ Токийский Владимир (Нагосский) .
В составе японских делегаций принял участие в поездках в СССР, завершившихся снятием прещений , наложенных в 1947 году на Американскую митрополию патриархом Алексием и Священным Синодом Русской Церкви и дарованием Японской Церкви автономии 10 апреля 1970 года.
Структура и административные институты автономной Церкви были определены на двух Соборах 1970 года — ежегодном июльском и Чрезвычайном 15 — 16 ноября. В соответствии с Патриаршим Томосом, в Японской Церкви были учреждены три епархии: Токийская архиепископия , возглавляемая предстоятелем; Западно-Японская епархия с центром в Киото , которую возглавил епископ Феодосий, и Восточно-Японская епархия с центром в Сэндай .
10 февраля 1972 года митрополит Владимир (Нагосский) разослал японским священнослужителям извещение о своем уходе с поста предстоятеля Японской православной церкви. Временно управляющим Церковью он назначал епископа Киотоского Феодосия (Нагасиму) . Вопрос с избранием нового предстоятеля оказался трудным: наиболее логичный кандидат — епископ Феодосий, ещё не завоевал должного авторитета среди духовенства и верующих, — и потому японское руководство Церкви во главе с о. Василием Такэока начало открыто высказываться против избрания нового предстоятеля, предлагая предоставить все полномочия Митрополичьему совету .
Вопрос с замещением Токийской кафедры был решён на Чрезвычайном Соборе 19 марта 1972 года. Помимо трёх архиереев Японской Церкви, на нём присутствовал заместитель председателя ОВЦС архиепископ Ювеналий (Поярков) , главной задачей которого оказалось убеждение японского духовенства в том, что существование Церкви без правящего архиерея не соответствует каноническим правилам и, следовательно, Патриархией одобрено не будет. Необходимость избрания преемника подчеркивал и митрополит Владимир; высказав мнение о том, что для дальнейшего развития Церкви, превращения её в «подлинно японскую» необходимо иметь предстоятеля-японца, он рекомендовал Собору епископа Феодосия. Архиепископ Ювеналий со своей стороны также заверил участников, что у московского священноначалия нет возражений против того, чтобы митрополичью кафедру занял японец — хотя, разумеется, если они пожелают принять архипастыря от Матери-Русской Церкви Патриарх не оставит буз внимания и эту просьбу. Убедившись в том, что выдвижение нового предстоятеля является неотложной необходимостью, делегаты Собора остановили свой выбор на японце: решение в пользу епископа Киотоского и Западно-Японского Феодосия (Нагасима) было принято единогласно. 21 марта 1972 года Священный Синод РПЦ удовлетворил просьбу митрополита Владимира об отставке и утвердил кандидатуру нового предстоятеля. 27 марта 1972 года архиепископ Ювеналий и делегация автономной Церкви во главе с епископом Феодосием вылетели в СССР. 28 марта Патриарх Пимен совершил интронизацию нового предстоятеля .
Стремясь упорядочить церковную жизнь, митрополит Феодосий способствовал утверждению пяти- и десятилетних планов развития Японской Церкви . Эти планы стали основой деятельности Церкви по расширению проповеди, воспитанию церковнослужителей, упрочению материальной базы и созданию внецерковных связей. Митрополиту Феодосию удалось добиться финансовой независимости Церкви и обеспечить жалование духовенству. С самого начала своего предстоятельства владыка указывал, что главная задача Японской Церкви — деятельная проповедь Христовой истины внешнему миру.
При митрополите Феодосии перестраивались и возводились заново храмы во многих городах Японии: самыми заметными постройками стали новый Покровский храм в Иокогаме, в районе Мацугаока (1980 г.), Троицкая церковь в Токусима (1980) и Вознесенская церковь в Асикага (1983), а также двухкупольный Троицкий храм в Кусиро (1992) и новое здание Благовещенского собора в Сэндай, возведенное на прежнем месте в 1998 году . В последние годы жизни митрополит Феодосий много трудов положил на восстановление Воскресенского собора в Токио . Кампания по сбору средств на реставрацию собора началась в ноябре 1990 года . Для украшения интерьеров храма митрополитом Феодосием были приглашены мастера из России. В 1997 году трудами и попечением митрополита Феодосия на пожертвования прихожан были вызолочены и украшены платиной все три иконостаса собора. В 1998 году состоялось торжественное освящение обновлённого собора.
При митрополите Феодосии осталась нерешённой проблема развития монашеской жизни: не считая Софийского монастыря в Тиба , бывшего частной инициативой епископа Николая (Саямы) , в Японии так и не было основано ни одной обители. Отсутствие института монашества и чёрного духовенства, в свою очередь, затрудняло и преемственность архиерейской власти на трёх кафедрах автономной Церкви .
Скончался 7 мая 1999 года . Почивший архипастырь был похоронен на кладбище Янака , где находится гробница равноапостольного Николая Японского и где покоятся также японские митрополит Сергий (Тихомиров) и епископ Николай (Оно) .