Interested Article - Ахл-е Хакк
- 2020-07-29
- 2
Ярса́н ( курд. یارسان — «сообщество друзей»), также Ахл-е Хакк ( перс. اهلِ حقّ — «люди истины») или Али́-Илахи́ ( перс. علیاللهی — «считающие Али богом») — религиозная группа шиитского мистико - гностического толка, основанная в конце XIV в. Большинство членов этой группы являются южными курдами , проживающими преимущественно на западе Ирана , а также на северо-востоке Ирака . Существует также небольшое число её приверженцев среди луров , азербайджанцев , персов и арабов . Оценки общей численности приверженцев Ахл-е Хакк колеблются от миллиона до 2,2 миллиона человек .
Вместе с другими, « еретическими » с точки зрения ислама течениями, бытующими у курдов, Ахл-е Хакк иногда включают в условную группу под названием « язданизм ». Ахл-е Хакк также обнаруживает сходство с сирийской религиозной группой алавитов , с которой это течение объединяется в группу « гулат » — шиитов, обожествляющих Али ибн Абу Талиба или его потомков.
В основе вероучения Ахл-е Хакк лежат представления о последовательном воплощении Божества, реинкарнации и достижении спасения через самосовершенствование под руководством духовного наставника.
Название
Персидское название течения Ахл-е Хакк ( перс. اهلِ حقّ ) — «люди истины» — прилагают к себе также другие секты гулата , в частности, алавиты (нусайриты). Ярсан или Яресан ( курд. Yâresân /یاڕهسان) происходит от перс. یارستان yārestān — суфийского термина, первоначально означавшего место собрания «друзей» или же «возлюбленных» ( перс. یار ) Бога .
Название «али-илахи» ( перс. علیاللهی — «(приверженцы) Али-Бога») является внешним наименованием секты, акцентирующем внимание на такой специфической черте течения как обожествление Али , хотя Али играет далеко не главную роль в его религиозной системе.
Распространение и этническая основа
Большинство членов группы Ахл-е Хакк проживает в горном регионе Загрос на западе Ирана . Территория компактного расселения Ярсан концентрируется в районе Керманшаха , где находятся две главные святыни секты: гробница в Пердиваре и гробница Баба Ядгара в Зохабе. Это этническая территория курдского племени горан , носителей особого диалекта горани , относящийся к подгруппе заза-горани . Данный племенной союз составляет этническое ядро секты, к которой также принадлежат многие члены соседних племён юга Курдистана , в частности среди племён лаки и келхури , , , а также некоторые луры . В остане Керманшах члены Ахл-е Хакк составляют около трети населения .
Приверженцы секты — члены племени баджалан (говорят на собственной разновидности горани ), а также другие курдские и некоторые арабские группы — проживают также в смежных районах на северо-востоке Ирака , близ Сулеймании и Киркука .
Отдельные группы секты Ахл-е Хакк рассеяны в районе озера Урмия в Иранском Азербайджане , в Мазендеране , а также в больших городах Ирана .
В пределах Российской империи , согласно Своду статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 года, проживало некоторое количество приверженцев Ахл-е Хакк. Это жители ряда сёл Ольтинского и Кагызманского округов Карсской области , а также азербайджанцы сёл Гаровлу , Дашкесан , Джафарабад , Куйджак , Кархулу , Карадере , Нузгер , Чапанд и Шафибейли Джебраильского уезда , азербайджанцы села Алтынчи и курды села Шамовлу Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии .
Происхождение и история
Учение секты Ахл-е Хакк восходит к ранним крайнешиитским течениям (объединяемым термином гулат ), зародившимся в VIII—IX в. Месопотамии на значительном субстрате гностических верований . Идея реинкарнации, семи последовательных воплощений Божества, явления Бога в Жемчужине — всё это находит параллели в другой ветви той же традиции — сирийском алавизме , а также в других курдских течениях гностического толка — езидизме и алевизме . До XVI в. основные центры нусайритов (алавитов) располагались в низовьях Тигра и Каруна , откуда это учение и проникло в горы Западного Ирана .
Легенды, повествующие о ближайшем предшественнике Султана Сахака — Шах-Хушине, связывают его деятельность с Луристаном , однако сегодняшнюю форму учение приобрело благодаря деятельности самого Султана Сахака, жившего в кон. XIV — нач. XV вв. и сумевшего успешно проповедовать его в горах среди носителей горани .
Конец XIX — начало XX в. ознаменовалось в истории секты Ярсан деятельностью выдающегося духовного лидера и мистика (Хаджи Немата). Именно из его трудов учёные в основном и черпают информацию о вероучении и традициях этой религиозной группы . Сын Нематоллы — мистик и музыкант — стал наиболее известным представителем Ахл-е Хакк в послевоенной Европе. Его учеником был, в свою очередь, Морис Бежар , принявший в Иране ислам в 1973 году.
Религиозная литература
Бо́льшая часть религиозной литературы Ахл-е Хакк написана на курдском горани . Хотя как такового канонического писания у секты не существует, в гораноязычном регионе больши́м почтением пользуется «Книга сокровищ Пердивара» ( Дафтар-е Хезана-йе Пердивар دفتر خزانهی پردیور), содержащая 26 мистических поэм (« каламов »). Другое произведение — «Рассуждение о совершенстве» ( Калам-е Саранджам کلام سرانجام) — повествует о легендарной истории Ахл-е Хакк. Существуют также несколько каламов на азербайджанском языке .
Религиозный реформатор и просветитель ради бо́льшей аудитории основные свои произведения писал на персидском языке . Среди них следует выделить Шахнама-е хакикат («Царственная книга Истины»), содержащую 11 116 двустиший, излагающих мистическое учение течения, а также прозаический Форкан-аль-Ахбар («Раскрытие известий»).
Вероучение
Вера течения Ярсан носит ярко выраженный эзотерический характер, чётко разделяя мироздание на внешнюю сторону ( захири ) и внутреннюю сущность ( батини ) и ограждая вероучение от непосвящённых. Из-за этого сведения о вероучении Ахл-е Хакк до сих пор отличаются противоречивостью. Так или иначе основные его черты — учение о семи последовательных эманациях или воплощениях Божества и учение о перевоплощении человеческой души — роднят Ярсан с езидизмом , а также с другими мистическими сектами Ближнего Востока .
Бог и его эманации
Согласно вероучению Ахл-е Хакк, изначальное Божество эманирует в мир в виде своих последовательных инкарнаций (воплощений), называемых мазхарият ( араб. مظهریت «проявление»). Всего инкарнаций семь, всех вместе их называют Хафт Тан ( перс. هفت تن «Семь личностей», «Семеро»). Относительно трёх последних воплощений в разных регионах существуют разногласия, первые четыре признаются всеми членами течения:
- Хавандагар (خاوندگار) — Творец мира ( демиург ).
- Муртаза Али (مرتضی علی, то есть Али ибн Абу Талиб )
- Шах-Хушин (شاه خوشین, искажённое от Хусейн )
- (سلطان صهاک) — непосредственный основатель течения.
Каждый член цепи воплощений приходит в мир сопровождаемый четырьмя ангелами-помощниками ( яран-е чар малак — یاران چار ملک):
- вместе с Хавандагаром: Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил.
- вместе с Муртаза Али: Салман ( Салман Фариси ), Канбар , Мухаммад и (ибн) Нусайр (Абу Шауиб Мухаммадом Ибн Нусайр — активный проповедник божественности 11-го шиитского имама Аскари , живший в IX в.). Иногда они дополняются Фатимой в качестве женского ангела. При этом Муавия и ‘Аиша описываются как демонические существа.
- среди сподвижников Шах-Хушина упоминается суфийский святой из Хамадана XI в. Баба Тахер .
- ангелы Султана Сахака называются Беньямин (покровитель духовного наставничества и дервишей ), Давуд ( Давид ), Пир Моси ( Моисей ) и Баба Ядгар. Часто к ним добавляется Хатун-е Резбар — мать Султана Сахака.
Эти четыре воплощения соответствуют четырём великим эпохам, на которые делится история. Остальные инкарнации в разных версиях могут составлять некоторые из упомянутых членов групп «ангелов-помощников», прежде всего библейские персонажи, Баба Ядгар и Хатун-резбар.
Человек и его душа
Как и другие ближневосточные учения мистического толка, религию Ярсан отличает вера в реинкарнацию . За время существования мира человеческая душа проходит 1001 перевоплощение в различных телесных оболочках. Чтобы получить спасение, человек должен под руководством своего духовного наставника ( ) — пройти три стадии самосовершенствования: шариат (следование закону), тарикат (следование мистическому пути), маарифат (познание), чтобы достигнуть последнего четвёртого этапа — хакиката , обрести истину и стать ей тождественным. Некоторые души могут достичь спасения быстрее, чем 1001 перевоплощение, но никому не отведено большее их количество.
Обычно считается, что спасение доступно лишь избранным: людям, «сотворённым из жёлтой глины» ( зарда-гил ), то есть самим «Людям Истины». Остальные люди, «происходящие из чёрной земли» ( хак-е сия ), навечно прокляты. По прошествии седьмого цикла развития мира явится Махди или Владыка Времени ( Сахиб-е заман ) — спаситель мира, который совершит Мировой суд на равнине Шахразура или Султании, и души, не успевшие достичь совершенства, будут уничтожены.
Религиозная организация
Разделённое на многочисленные племенные группы, часто разговаривающие на разных иранских (а также неиранских языках), течение Ахл-е Хакк не отличается единством организации и канонических представлений. Организующим звеном служат 11 семейств духовных наставников ( хандан ) — или сеидов . Семь из них считаются основанными во времена : Шах Ибрахим, Баба Ядгар, Али Каландар, Хамуш, Мир Сур, Сеид Мустафа и Хаджи Бабу Иса. Четыре семейства были возведены в ранг наставников позже: Атеш Баг, Баба Хейдар, Зулнур и Шах Хаяс.
Каждый молодой член сообщества ( талиб ) проходит через церемонию Сар-сепурдан («Вручение головы»), связывая себя с определённым духовным наставником и обязуясь ему служить и хранить верность. Во время этой церемонии пир разламывает над головой неофита мускатный орех . Тем самым ритуально воспроизводится изначальное подчинение творения Богу, а с другой стороны устанавливается мистическое братство между учениками одного пира ( ярсан )
В настоящее время прозелитизм в религии Ахл-е Хакк практически не развит, хотя существует возможность вступить в общину посредством установления брачных отношений с её членом. Таких прозелитов называют часпида («приклеившийся»), противопоставляя их урождённым членам секты — чакида («упавший», «капнувший»).
Обычаи и традиции
В обрядах и мифологии Ахл-е Хакк заметен синкретизм суфийской традиции и местных горанийских культов почитания природных стихий и плодородия. Последователи этого течения не соблюдают традиционных мусульманских обрядов и обычаев, включая известные « пять столпов » .
Основным элементом, связующим разные группы Ахл-е Хакк, служит почитание основателя Султана Сахака и паломничество к его могиле в Пердиваре ( остан Керманшах ). Почитанием также пользуется гробница и источник Баба Ядгара в 60 км к западу от Керманшаха , обряды над которым традиционно совершаются за два дня до Новруза .
Главная форма религиозной активности — джам («собрание») или ярсан , на котором под руководством пира читаются религиозные тексты и ведутся духовные беседы. Иногда джам дополняется зикром — экстатическим пением и танцем. Часто совершаются жертвоприношения ( корбан ) — как бескровные, так и кровавые. Жертвоприношение называется сабз намудан — «делание зелёным» и служит увеличению плодородия.
Традиционный ярсанский пост ( ният-марнови ) длится 3 дня (с перерывами на ночи) во время зимы. Завершается он большой церемонией «Царственной Ночи» ( Шаб-е падшахи ). Данный обычай представляет собой редукцию исламского поста в месяц Рамадан и почитания «Ночи Предопределения» ( ) в конце этого месяца, когда Мухаммаду был ниспослан Коран .
Для мужчин в течение Ярсан существует запрет на бритьё усов .
Связь с другими религиями
Крайнешиитское течение Ахл-е Хакк формировалось в рамках исламской культуры Ирана и Ирака , оперирует именами исторических персонажей, известных во всём мусульманском мире и обнаруживает особую близость с суфийской мистической традицией , выражающейся в терминах и практиках, напрямую заимствованных из суфизма. Тем не менее не исполняя ключевых предписаний ислама, члены секты едва ли могут формально считаться мусульманами, а вероучение Ярсана кардинально отличается даже от «умеренного» шиизма .
Основу вероучения составляют элементы, имеющие гностическое происхождение и роднящие Ахл-е Хакк не только с древним гностицизмом, но и с мандеизмом , а через гностицизм — также с христианством (например, мотив рождения Султана Сахака от девы).
Помимо ясно прослеживаемого субстрата общеиранских народных верований, возможна и связь Ярсана с учением зороастризма . Если семь воплощений божества, находящее сходство с зороастрийской концепцией семи Амешаспентов , может корениться в собственно гностической почве и даже в месопотамском культе семи планет , то четыре «помощника» у каждого воплощения находят эксклюзивную параллель в аналогичной зороастрийской концепции четырёх «спутников» у каждого Амешаспента, список которых состоит из ангелов-покровителей дней зороастрийского календаря .
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 6 августа 2011. 23 июля 2006 года.
- Encyclopedia of the Modern Middle East and North Africa (Detroit: Thompson Gale, 2004) p. 82
- Z. Mir-Hosseini (1994). «Inner Truth and Outer History: The Two Worlds of the Ahl-e Haqq of Kurdistan», International Journal of Middle East Studies, Vol.26, pp.267-269.
- Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.. — Тф. , 1893. — С. 235, 251, 425, 430. — 487 с.
- W. Caskel, "Ein Mahdi des 15. Jahrhunderts, " Islamica 4, 1931, pp. 88-91
- . Дата обращения: 6 августа 2011. 10 августа 2011 года.
- от 2 декабря 2011 на Wayback Machine at Encyclopædia Britannica .
- Leezenberg, Michiel ( RTF ). 16 августа 2012 года.
- Z. Mir-Hosseini, Inner Truth and Outer History: The Two Worlds of the Ahl-e Haqq of Kurdistan, International Journal of Middle East Studies, Vol.26, 1994, p.267-268
- 2020-07-29
- 2