Interested Article - Записи «Машины времени» в Государственном доме радиовещания и звукозаписи

За́писи в Госуда́рственном до́ме радиовеща́ния и звукоза́писи ( ГДРЗ ) — несистематизированные записи советской и российской рок-группы « Машина времени », подготовленные в студии ГДРЗ в разное время и в разных обстоятельствах в период с 1971 по 1974 годы. Выдержаны в стилях рок-н-ролл , прогрессив-рок , психоделик-рок , блюз . Включали первые песни группы на русском языке, в том числе — первые студийные версии будущих хитов « Ты или я », «День гнева» («Битва с дураками») и «Наш дом», которые долгое время входили в концертные программы «Машины времени». Часть записей была выпущена в составе сборника « Неизданное » в 1996 году компанией .

История

Изменения в составе

Записи производились на протяжении четырёх лет, по мере появления нового материала в репертуаре группы. В этот период её лидер Андрей Макаревич окончил школу и поступил в 1971 году в Московский архитектурный институт , а в 1974 году, по формальной причине «несвоевременного ухода с работы на овощной базе» , был отчислен из него. Репетиционная база коллектива переместилась из "школьных помещений в культовый для столичного рока ДК «Энергетик» ( Раушская набережная , дом 14, строение 1) , помещениями которого музыканты имели возможность пользоваться с 1971 по 1973 годы. Группа пережила кратковременный (с начала лета и до конца декабря 1972 года) период отказа от самостоятельной деятельности и нахождения в составе популярной московской супергруппы «Лучшие годы», а также — смену названия («Машин а времени» вместо «Машин ы времени»). На этот же период приходится первый вклад «Машины времени» как «любительской» группы в официальную советскую культуру. В 1973 году « Мелодия » выпустила пластинку с записью песен вокального трио «Линник» с инструментальным сопровождением «Машины времени», при этом на оборотной стороне конверта этой пластинки было впервые упомянуто наименование группы. А в 1974 году музыканты приняли участие в съёмках художественного фильма « Афоня » режиссёра Георгия Данелии и записали на студии « Мосфильма » фонограмму песни « Ты или я » для звуковой дорожки фильма.

Состав группы в это время постоянно изменялся и в целом за период 1969—1975 годов характеризовался «наиболее интенсивной» ротацией . Осенью 1971 года место бас-гитариста в группе занял Александр Кутиков . На тот момент он был официально трудоустроен в Государственном доме радиовещания и звукозаписи , где познакомился с Сергеем Кавагоэ — одним из участников «Машины времени», стоявших у истоков группы. Оба выполняли в ГДРЗ обязанности техников-операторов . Как вспоминал Макаревич, «Кутиков пришёл к нам на репетицию и сыграл на бас-гитаре „ Yellow River “ [Песня группы Christie 1970 года]. Это решило исход дела» . С этого времени и вплоть до конца 1974 года постоянными участниками «Машины времени» являлись: Андрей Макаревич ( гитара ), Сергей Кавагоэ ( клавишные , ударные ) и Александр Кутиков (бас-гитара). Другие музыканты, в том числе пришедшие из более известных на тот момент андеграундных ансамблей, на долгий срок в «Машине времени» не задерживались . Так, среди прочих, в этот период в группе играли: на гитаре — Алексей Белов Удачное приобретение ») и Игорь Дегтярюк («Второе дыхание»), на бас-гитаре — Алик Микоян и Николай Ширяев («Второе дыхание»), на клавишных — Игорь Саульский («Скоморохи», «Лучшие годы»), на ударных — Максим Капитановский («Второе дыхание») и Юрий Фокин («Скоморохи», «Лучшие годы») и другие.

Запись и распространение

В книге мемуаров «Всё очень просто. Рассказики» (1991) Макаревич упоминал о произведённой в 1970 году записи пяти композиций, а именно — «Последние дни», «Помогите», «Продавец счастья», «Песня солдата», «Я видел этот день» . Однако, согласно датировке, указанной на альбоме-сборнике « Неизданное » (1996), фонограммы трёх из упомянутых песен — «Последние дни», «Помогите» и «Продавец счастья» — относятся к периоду 1971—1972 годов. «Песня солдата» и «Я видел этот день», предположительно, также могут относиться к 1971—1972 годам, а не к 1970 году, общий же список композиций, записанных в этот период, может включать в себя и другие треки .

По утверждению Макаревича, запись 1970 года до настоящего времени не сохранилась . Он предположил, что «однажды» она могла звучать в радиоэфире . О факте трансляции записи в эфире упоминалось также в статье "Размышления о «Машине времени», опубликованной в 1988 году в журнале « Студенческий меридиан »: «… Из „официальных“ успехов можно назвать только фильм „Афоня“, где за кадром звучит „ Солнечный остров “, да ещё одну-единственную передачу по радио из серии „Для тех, кто не спит“, в которой прозвучали две-три песни» . Иных сведений об обстоятельствах производства указанной записи, наименовании самой радиопрограммы, в эфире которой прозвучали указанные песни, и дате эфира в открытых источниках нет.

Записи 1973—1974 годов производились нелегально, вероятнее всего, в вечернее и ночное время, поскольку в студии ГДРЗ имели возможность записываться только официально признанные коллективы и исполнители. Но и они порой «годами ожидали возможности записаться. Власти делали тогда вcё возможное, чтобы не допуcтить любого проявления рок-культуры в cфере профеccиональной деятельноcти. Телевидение и радио, грамзапиcь и филармоничеcкие концерты — вcе эти cферы были долгое время полноcтью недоcтупны для рок-групп» . В качестве звукооператоров выступили штатные техники-операторы ГДРЗ Кавагоэ и Кутиков, благодаря которым эти музыкальные сессии в принципе состоялись.

Фонограмма 1973—1974 годов сохранилась не полностью. Исследователи и поклонники творчества группы высказывали предположения о том, что трек-лист записи включал в себя также песни «Розовые очки», «Скорый поезд», «Я устал» и некоторые другие, а также несколько инструментальных композиций . Во второй половине 1970-х годов эта запись распространялась в магнитиздате как отдельный цикл песен под неофициальным названием «Туманные поля» .

В 1996 году фонограммы 1971—1972 годов, а также фонограмма песни «Я смотрю в окно» были включены в сборник «Неизданное». Остальные записи с момента их производства официально не издавались.

Список композиций

Автор всех песен, кроме отмеченных — А. Макаревич.

1971
  1. Последние дни 02:04
  2. Помогите 02:18
  3. Я сегодня один 04:23
1972
  1. Замок в небе 03:06
  2. Миллионеры (А. Кутиков — А. Макаревич) 03:37
  3. Продавец счастья (А. Кутиков — А. Макаревич) 02:44
1973—1974
  1. Я смотрю в окно 06:49
  2. Наш дом 03:56
  3. Былые дни 02:30
  4. Туманные поля 05:32
  5. День гнева 01:55
  6. Ты или я 04:06
  7. Инструментал (И. Саульский) 03:31

Описание композиций

Помогите

Наименование песни совпадает с названием композиции Help! из одноимённого альбома группы The Beatles , основополагающее влияние которой на творчество «Машины времени», особенно — ранее, неизменно подчёркивал Андрей Макаревич . Фонограммы обеих песен имеют одинаковую длительность — 2 минуты 18 секунд.

По оценке Макаревича, первые песни коллектива на русском языке были «похоронными», «социально- декадентскими , с очень сложными гармониями» . Однако под влиянием Александра Кутикова, принятого в состав группы в 1971 году, музыканты стали сочинять песни «весёлые», в их числе — «Помогите», «Продавец счастья», «Миллионеры», «Песня солдата» .

По мнению исследователя Юлии Шигаревой, в центре творчества Макаревича — «развитие человеческого духа во времени». В песнях раннего периода «Помогите» и «Наш дом» «образа времени как будто нет, так стремительно оно движется. Постоянно отмечается его скорость: „С цепи сорвалось время“ („Помогите“, 1971), „Годы летят стрелою…“ („Наш дом“, 1973). Здесь время имеет двунаправленный характер. С одной стороны, это прошлое, включающее в себя сложившуюся культурную традицию, с другой — будущее, на которое проецируются духовные ценности» .

Миллионеры

По свидетельству Кутикова, является первой песней, которую «по-настоящему услышал и полюбил народ» . Музыкальный критик Артемий Троицкий считал «Миллионеров» самой популярной из числа первых песен группы, которые он в целом охарактеризовал как «детскую сатиру », песни, «пронизанные суровой иронией школьников из хороших семей» . Объясняя особую популярность «Миллионеров», «бичующих потребителей», Троицкий акцентировал внимание на строке « Куплю я ванну золотую // И изумрудный унитаз », поясняя, что «по тем временам это было неожиданно, смело и даже очень серьёзно» .

Музыкант Алексей Романов назвал «Миллионеров», вместе с «Продавцом счастья» и «Песней солдата», ранними «вполне зрелыми композициями» . «Как „штучка“, хит, изделие они являлись готовым продуктом. Вполне оформленная аранжировка , взаимодействие куплетов, исполнительская подача — всё было найдено. Мера агрессии , мера меланхолии , своеобразная блюз-роковая платформа, какое-то количество кантри , которое Андрей [Макаревич] достаточно серьёзно изучал. Прямо такое махровое кантри. Не прилизанный фолк , а „стариковские“ заунывные баллады, с расстроенным банджо » .

Продавец счастья

По утверждению Кутикова, является первой песней, написанной им совместно с Макаревичем в 1971 году . Таким образом, именно с этой песни начался многолетний творческий союз двух музыкантов, который журналисты позже сравнивали с тандемом Пола Маккартни и Джона Леннона . Вместе с композицией « Ты или я » входила в состав программы, исполнявшейся в период совместной концертной деятельности с группой «Лучшие годы».

Наш дом

Одна из первых песен в творчестве группы и в русскоязычной рок-музыке в целом, написанная в эскапистской традиции . Главной чертой эскапизма является стремление к созданию «альтернативного» мира, не соприкасающегося с реальностью . В первой строфе песни «Наш дом» заявляется об уходе из некоего образного города в этот «альтернативный» мир: « Годы летят стрелою, // Скоро и мы с тобою // Разом из города уйдем. // Где-то в лесу дремучем // Или на горной круче // Сами себе построим дом ». Этот «наш» дом, в представлении Ю. Шигаревой, в первую очередь — "дом единомышленников, в котором «хватит места нам с тобой». Он «был противопоставлен городу и стоял на горе (символическое обозначение высоких помыслов)» .

По мнению Ильи Кормильцева и Ольги Суровой, эскапистская установка, характерная для рок-эстетики середины 1970-х годов, формировалась у первых отечественных рок-авторов (Андрея Макаревича, Алексея Романова , Константина Никольского ) под влиянием, с одной стороны, традиций культуры хиппи , с другой — бардовской песни .

Песня заняла 8 и 9 места в номинации «Песни» конкурса «Звёзды-80», организованного свердловской газетой « На смену! » .

Наиболее известным кавером на песню является версия группы « Браво », записанная в 2009 году для альбома-трибьюта « Машинопись ».

Туманные поля

Дала название всему циклу песен 1973—1974 годов, распространявшемуся в магнитиздате . По свидетельству Бориса Гребенщикова , исполнялась группой на фестивале « Таллиннские песни молодёжи — 76» как «настоящая психоделика », что произвело тогда на музыканта сильное впечатление .

День гнева

Имеет неофициальное наименование — «Битва с дураками». В статье Артемий Троицкий отмечал, что с конца 1970-х годов песни «Машины времени», в частности «День гнева», получили самостоятельную жизнь, став, по сути «народными»: "… Москва — Москвой, но были факты и более поразительные. Ребята с Дальнего Востока пели «День гнева». «Кто сочинил? — спрашиваю. — Фольклор …». В работе Троицкий назвал песню «рок-гимном начала 70-х», а позже предложил считать днём рождения русского рока тот день, когда Макаревич сочинил «День гнева» . Рассуждая об объекте сатиры в тексте песни, критик замечал, что «никто не считал себя дураком, ни на сцене, ни в зале — и восторгу не было конца» .

Исследователи обращали внимание также на прослеживающиеся аналогии текста композиции «День гнева» с песнями Булата Окуджавы , в частности — его «Песенкой про дураков» (1960—1961) . По мнению Ю. Шигаревой, из неприятия лирическим героем раннего творчества Макаревича стереотипов массового сознания и рождалось желание изменить мир. «День гнева» в этом смысле — песня, имеющая «ораторскую интонацию» и "радикальное решение всех проблем: «Друзьям раздайте по ружью, // И дураки переведутся» .

Сам Макаревич смысл текста песни не комментировал, однако много позже с момента её сочинения в интервью заявил, что «с дураками биться бессмысленно, потому что большая часть существ человеческого рода ими являются и являться будут» , отметив, что авторство этого утверждения принадлежит классику Чехову .

Сюжет и художественные образы песни получили различные отражения в отечественной культуре. Так, в период охлаждения отношений Макаревича с Майком Науменко последним была написана композиция «Уездный Город N», содержавшая аллюзию на текст песни «День гнева»: « Это наш молодёжный герой // Опять затеял битву с дураками, // Но бьётся он сам с собой » . В композиции Rock-n-roll группы « Алиса », записанной с участием музыкантов старейших отечественных рок-групп, строка « Нас было мало, Макар [Макаревич] был прав // В битвах крепла горечь потерь » также напрямую отсылает к тексту песни «День гнева» . В художественном фильме Гарика Сукачёва « Дом Солнца » обыгран сюжет первого в истории «Машины времени» публичного выступления, на котором группа исполнила «День гнева». (На самом деле на своём первом концерте группа выступала с англоязычным репертуаром .) По сюжету фильма, к концу выступления «Машина времени» сорвала овации зала.

Наиболее известным кавером на песню является версия Сергея Шнурова и группы «Рубль» , записанная в 2009 году для альбома-трибьюта «Машинопись».

В 2019 году Макаревич сказал, что: «80% населения Земли — идиоты», и это «надо принять, как данность». Также добавил, что относит себя к оставшимся 20 %, позже сказал, что фраза принадлежит Эдгару По , что он сам считает, что идиотов больше, и что смысл песни «Битва с дураками», как раз об этом .

Ты или я

Участники записи

Ссылки

  1. , с. 51.
  2. , с. 24.
  3. , с. 44.
  4. Гаспарян А. . Московский комсомолец. № 294 (81). 2012. 28 дек. Дата обращения: 26 мая 2019. 11 января 2019 года.
  5. , с. 30, 43.
  6. , с. 27.
  7. . Mashina.crestron-consulting.com. Дата обращения: 20 мая 2019. 25 мая 2018 года.
  8. , с. 61.
  9. Фёдоров Е. . Mashina.crestron-consulting.com. Дата обращения: 20 мая 2019. 15 ноября 2019 года.
  10. Козлов А. С. Рок: истоки и развитие. — М. : Синкопа, 2001. — 192 с.
  11. . Дата обращения: 7 января 2019. 21 февраля 2018 года.
  12. Третьяков Э. Mashina-vremeni.com. Дата обращения: 20 мая 2019. 21 октября 2019 года.
  13. .
  14. Рубинштейн И. (Режиссёр) (2000). Песни Империи (Документальный фильм). {{ cite AV media }} : |access-date= требует |url= ( справка )
  15. на YouTube
  16. , с. 28.
  17. Шигарева Ю. Путешествие во времени // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Тверь, 2000. — С. 27—33. — 27 с.
  18. , с. 32.
  19. , с. 25.
  20. . Kutikov.com. Дата обращения: 20 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  21. Хайруллин Ф. . Elitat.ru. Дата обращения: 20 мая 2019.
  22. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: Возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Тверь, 1998. — № 1. — С. 11—39. — 15 с.
  23. , с. 15.
  24. , с. 33.
  25. , с. 15—16.
  26. Кузнецов А. Итоги конкурса «Звёзды-80» // На смену. — Свердловск, 1981. 17 марта. — 4 с.
  27. , с. 50.
  28. Троицкий А. К. . Дата обращения: 20 мая 2019. 15 ноября 2019 года.
  29. , с. 39.
  30. . Дата обращения: 20 мая 2019. 23 марта 2019 года.
  31. Нодель М. Новый поворот смоленской дороги // Литературная газета. — М. , 1995. Апр.
  32. Щуплов А. Дата обращения: 20 мая 2019. 10 мая 2018 года.
  33. , с. 28—29.
  34. Гаспарян А. Дата обращения: 20 мая 2019. 13 апреля 2019 года.
  35. Курий С. Дата обращения: 20 мая 2019. 18 мая 2019 года.
  36. Козицкая Е. А. «Чужое» слово в поэтике русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Тверь, 1998. — № 1. — С. 55—62.
  37. Курий С. . Дата обращения: 20 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  38. . Дата обращения: 25 марта 2020. 25 марта 2020 года.
  39. . Дата обращения: 25 марта 2020. 25 марта 2020 года.

Литература

  • Макаревич А. Всё очень просто. Рассказики. — М. : Огонек, Радио и связь, 1991. — 223 с.
  • Марголис М. Затяжной поворот: История группы «Машина времени». — СПб. : Амфора, 2009. — 352 с.
  • Троицкий А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е.... — М. : Искусство, 1991. — 207 с.
Источник —

Same as Записи «Машины времени» в Государственном доме радиовещания и звукозаписи