Interested Article - Брахма-вихара

Буддизм
Практика
Дхамма

Брахма-виха ́ ры (возвышенные состояния ума, букв. «обители брахмы», санскр.) представляют собой «серию» из четырёх буддийских добродетелей и практик медитации для их взращивания. Их также называют четырьмя безмерными ( санскр. apramāṇa , пали appamaññā ) или четырьмя безграничными состояниями ума ( кит. трад. 四無量心 ) .

Считается, что эти состояния свойственны Брахме и богам небес Брахмы, одно из названий учения «четыре совершенных пребы­вания Брахмы». Буддисты должны вырабатывать в себе эти качества, это считается важнейшей духовной практикой для правильного социального поведения .

Брахма-вихары — это:

  1. любящая доброта или доброжелательность ( санскр. maitrī , пали metta )
  2. сострадание ( санскр. karuṇa , пали karuṇa )
  3. сопереживающая (англ.) ( санскр. mudita , пали mudita )
  4. невозмутимость ( санскр. upekṣā , пали upekkha )

Согласно тексту из палийского канона буддизма — Метта сутте ( АН 4.125), взращивание четырёх безмерных способно стать причиной перерождения практикующего в царстве (мире) Брахмы ( пали Brahmaloka ).

Этимология и переводы

Брахмавихара может быть синтаксически разбита на два слова « Брахма» и « вихара» («обитель», санскр.), и часто переводится как «возвышенная» или «божественная обитель» (АН 10.208) .

Апрамана , обычно переводится как «неизмеримое, безмерное» и означает «безграничность, бесконечность, состояние, которое безгранично» . Говорят, что когда они развиты в высокой степени в медитации, эти установки делают ум «безмерным» и подобным уму любящего Брахмы (бога) .

Описание

Четыре брахма-вихары — это:

  1. Любящая доброта ( пали mettā , санскр. maitrī ) — активное пожелание всем добра
  2. Сострадание (пали и санскрит: karuṇā) проистекает из метты, оно воспринимает страдания других как свои собственные;
  3. (англ.) (пали и санскрит: muditā): это чувство эмпатической радости, испытываемой от того, что другие счастливы, даже если кто-то этому не способствовал;
  4. Невозмутимость ( санскр. upekṣā , пали upekkha ) — это беспристрастное и спокойное отношение ко всем .

Ранний буддизм

Брахма-вихара — это древняя концепция, которой буддийская традиция дала свою интерпретацию . В тексте из палийского канона буддизма — Дигха-никае (II.251) утверждается, что Будда называл брахмавихару «этой практикой», а затем противопоставлял её «моей практике» следующим образом:

…эта практика [а именно, простое культивирование любви и т. д., согласно четырехчастным наставлениям] способствует не отречению, не рассеянию, не успокоению, не прекращению, не направлению знаний, не просветлению, не нирване, а лишь возрождению в мире Брахмы. Моя практика способствует полному отказу, рассеянию, прекращению, умиротворению, прямому знанию, просвещению и нирване — а именно, восьмеричному благородному пути.

Согласно Гомбричу, использование брахма-вихара в буддизме первоначально было связано с пробуждённым состоянием ума и конкретным отношением к другим существам, которое было равносильно «жизни с Брахмой» здесь и сейчас. Более поздняя традиция воспринимала эти описания слишком буквально, связывая их с космологией и понимая «жизнь с Брахмой» как перерождение в мире Брахмы . Согласно Гомбричу, «Будда учил, что доброта — то, что христиане склонны называть любовью — была путём к спасению» .

В Тевиджа-сутте ДН 13 Будде Шакьямуни был задан вопрос о пути соединения с Брахмой. Он ответил, что лично знает мир Брахмы и путь к нему, и объяснил медитативный метод достижения этого, используя аналогию резонанса раковины аштамангала :

Монах пребывает, пронизывая разумом, исполненным доброжелательностью, одну страну света, затем вторую, затем третью, затем четвёртую...
Подобно тому, Васеттха, как силач трубящий в раковину, без труда может быть услышан с четырёх стран света, так же точно, Васеттха, и освобождённый разумом, пребывающий в сострадании, он не пропускает там и не оставляет там ничего, что имеет измерение. Это, Васеттха, и есть путь к соединению с Брахмой.

Затем Будда говорит, что монах должен пребывать в слиянии всего мира с ментальными проекциями сострадания, сорадования и невозмутимости (ко всем живым существам).

В двух Метта суттах Ангуттара-никаи (АН 4.125, АН 4.126) Будда утверждает, что те, кто излучает четыре безмерных в этой жизни и умирает «не утратив это состояние», перерождаются в небесном царстве.

Кроме того, если такой человек является буддийским учеником ( пали sāvaka ) и таким образом осознает три характеристики пяти совокупностей , то после окончания своей небесной жизни он достигнет ниббаны . Даже если человек не является учеником, он всё равно переродится в божественном мире, после чего, однако, в зависимости от прошлых поступков, он может оказаться в аду, родиться в виде животного или голодного духа .

В другой сутте «Аггуттара-никая» в качестве образца любящей доброты проводится мирянка Самавати . В буддийской традиции есть рассказ о том, как стрела, выпущенная в неё, была отражена благодаря её духовной силе .

Висуддхимагга

Четыре безмерных объясняются в трактате « Путь очищения » («Висуддхимагга»), написанном в V веке нашей эры учёным и комментатором Буддхагхошей .

Пещера Сокровищ (МДзод-Фуг)

«Пещера Сокровищ» ( тиб. མཛོད་ཕུག , Вайли mdzod phug ) — терма Бонпо, открытая Шенчен Лугой ( тиб. གཤེན་ཆེན་ཀླུ་དགའ , Вайли gshen-chen klu-dga' ) в начале XI века. Его сегмент описывает вызывание Бонпо четырёх безмерных . В исследованиях отмечена важность этой рукописи для изучения языка Чжан-Чжун .

Источники

Ранние буддийские тексты утверждают, что древние индийские мудрецы, наставлявшие следовать этим добродетелям, были предыдущими инкарнациями Будды. Уже после появления буддизма эти же добродетели упоминаются в таких индуистских текстах, как Йога-сутра Патанджали, стих 1.33 .

Три из четырёх безмерных, а именно майтри, каруна и упекша, встречаются в поздних индуистских Упанишадах , в то время как все четыре упоминаются с небольшими вариациями — такими как прамода вместо мудита — в джайнийской литературе . Древние индийские пратьекабуды , о которых говорится в ранних буддийских суттах, — те, кто достиг ниббаны до Будды, упоминаются в связи с четырьмя безмерными .

По словам Питера Харви, в буддийских писаниях признается, что практика медитации четырёх Брахмавихар «берёт начало не в буддийской традиции» . Будда никогда не утверждал, что «четыре безмерных» были его уникальными идеями, подобно «прекращению, успокоению, нирване».

Смещение ведических идей от ритуалов к добродетелям особенно заметно в ранних Упанишадах и неясно, в какой степени и как ранние ранние упанишадские традиции индуизма буддизм и джайнизм влияли друг на друга, в частности в плане таких идей как «четыре безмерных», медитация и брахмавихара .

В авторитетном джайнском писании, (англ.) (глава 7, сутра 11), упоминается о четырёх правильных чувствах: майтри, прамода, каруня, мадхйастха.

См. также

Примечания

  1. Jon Wetlesen. (англ.) // Journal of Buddhist Ethics. — 2002. — No. 9 . — ISSN . 21 июня 2020 года.
  2. Bhikkhu Bodhi. (англ.) . — 1st BPS Pariyatti. — Seattle: BPS Pariyatti Edition, 2000. — xxvi, 400 p. — ISBN 978-1-938754-20-3 . — ISBN 1-938754-20-4 .
  3. Андросов В. П. Упекша // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 724. — 1045 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036492-9 .
  4. Thanissaro Bhikkhu. (англ.) . www.accesstoinsight.org . Дата обращения: 21 июня 2020. 16 февраля 2020 года.
  5. Rhys Davids Thomas W., Stede William. The Pali-English Dictionary (англ.) . — Pali Text Society , 1921.
  6. Harvey, Peter. (англ.) . — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. — P. 104. — xx, 478 p. — ISBN 0-511-07741-6 . 25 мая 2022 года.
  7. Merv Fowler. Buddhism: Beliefs and Practices. — Sussex Academic Press, 1999. — P. 60–62. — ISBN 978-1-898723-66-0 .
  8. Peter Harvey. An Introduction to Buddhism: Teachings, History and Practices. — Cambridge University Press, 2012. — P. 154, 326. — ISBN 978-1-139-85126-8 .
  9. Peter Harvey. Buddhism. — Bloomsbury Academic, 2001. — ISBN 978-1-4411-4726-4 .
  10. , p. 84—85.
  11. , p. 62.
  12. (англ.) . www.theravada.ru . Дата обращения: 25 июня 2020. 30 июня 2019 года.
  13. , p. 112.
  14. Malalasekera, G. P. (англ.) . — London: Pali Text Society, 1974. — ISBN 0-7100-7945-1 . — ISBN 978-0-7100-7945-9 .
  15. Dr. Alexander Berzin. (англ.) . studybuddhism.com . Дата обращения: 25 июня 2020. 1 марта 2019 года.
  16. (англ.) . — Delhi: Saujanya Publications, 2004. — x, 738 pages p. — ISBN 81-86561-01-3 , 978-81-86561-01-0. 28 июня 2020 года.
  17. 1.33 // (англ.) . — Mineola, N.Y.: Dover Publications, 2003. — xli, 381 p. — ISBN 0-486-43200-9 . — ISBN 978-0-486-43200-7 .
  18. Martin G. Wiltshire. Ascetic Figures Before and in Early Buddhism: The Emergence of Gautama as the Buddha. — Walter de Gruyter, 1990. — P. 241–242. — ISBN 978-3-11-009896-9 .
  19. Martin G. Wiltshire. Ascetic Figures Before and in Early Buddhism: The Emergence of Gautama as the Buddha. — Walter de Gruyter, 1990. — P. 248–264. — ISBN 978-3-11-009896-9 .

Литература

Ссылки

  • — by (2005)
  • - by
  • by the Venerable .
Источник —

Same as Брахма-вихара