Interested Article - Витарка-вихара
- 2020-10-14
- 1
В буддизме витарка (санскрит (वितर्क); пали: vitakka ; тибет.: རྟོག་པ། , Вайли : rtog pa , : tokpa ), «прикладная мысль , (первоначальный) запрос », и вихара (санскрит (विचार) и пали; тибет.: དཔྱོད་པ།, Вайли : dpyod pa , : chöpa ), «исследование того, что было сосредоточено на vitakka » , являются качествами или элементами первой или джханы .
В палийском каноне витакка-вихара образует одно выражение, которое относится к направлению мысли или внимания на объект ( витарка ) и его исследование ( вихара ) , разложение его на функциональные компоненты», чтобы понять его [и] различить множество обуславливающих факторов, вовлечённых в феноменальное событие .
Более поздняя традиция комментариев Тхеравады, представленная Висуддхимаггой Буддхагхоши , интерпретирует витарку и вихару как начальное и устойчивое приложение внимания к объекту медитации, достигающее кульминации в успокоении ума. Согласно Фоксу и Бакнеллу, витарка-вихара может также относиться к «нормальному процессу дискурсивного мышления», который успокаивается посредством погружения во вторую джхану .
Этимология
Витарка ( санскрит : वितर्क) — «мысли» , «прикладная мысль» , «прикладное внимание» , «исследование» , «первоначальное исследование» , «первоначальное умственное приложение или первоначальное интеллектуальное исследовательское намерение» . Его корни:
- वि ви , приставка к глаголам и существительным, которые он выражает;
- तर्क тарка , «рассуждение, исследование» .
Витарка может относиться к умственной деятельности, проявляющейся как в нормальном сознании, так и на первой стадии дхьяны . Согласно Бусвелю и Лопесу, в целом это означает «мысль», «прикладная мысль» или «отвлечённые мысли» . Согласно бхикшу Бодхи, «в суттах слово виттака часто используется в широком значении мысли, но в Абхидхамме оно используется в точном техническом смысле для обозначения ментального фактора, который поднимает ум или направляет его к объекту ».
Вихара ( санскрит : विचार) — «исследование» , «последующее дискурсивное рассуждение и размышление, то есть исследование того, на чём была сосредоточена витакка » . Его корни:
- वि vi , приставка к глаголам и существительным, которые он выражает;
- चर् car , передвигаться, бродить, получать знания .
Витарка исследует вещи грубо, а вихара исследует вещи точно . Согласно , это
Ментальные факторы в медитации
Витарка и вихара — это два ( четасика ), присутствующих во время первой дхьяны (пали: джхана ) и отсутствующих в более высоких джханах . Согласно Шенкману, «предполагаются два различных значения […] одно указывает на умственную деятельность, такую как мышление, размышление и т. д., а другое относится к умственной деятельности по соединению и поддержанию внимания на объект медитации» .
Исследование
Согласно , витарка-вихара — это аналитическое исследование, форма праджни . Это «включает сосредоточение внимания на [чём-то], а затем разбиение этого на функциональные компоненты», чтобы понять это, «различение множества обуславливающих факторов, причастных к феноменальному событию» .
Согласно Полаку, в Палийском каноне витарка и вихара в основном связаны с размышлениями о чувственных впечатлениях, которые порождают дальнейшие эгоистические мысли и действия . Успокоение этого мышления соответствует буддийской практике отстранения от чувств и правильного усилия, кульминацией которой является невозмутимость и внимательность в практике дхьяны .
Ульрих Тимме Краг объясняет витарку (проницательность) и вихара (дискурсивность), как они понимаются в , таким образом: проницательность — это «познавательная операция, которая отвечает за установление того, что воспринимается органами чувств, путём первоначального присвоения этому имени», в то время как дискурсивность — это «последующая концептуальная операция по решению, желателен ли воспринимаемый чувственный объект и какой образ действий можно предпринять по отношению к нему» .
Согласно Чайсену, «Самадхи с общим рассмотрением и конкретным означает избавление от недобродетельных дхарм , таких как жадное желание и ненависть, пребывать в радости и удовольствии, вызванных невозникновением, и войти в первую медитацию и полностью пребывать в состоянии покоя в этом» .
Комментаторская традиция
Согласно Стюарту-Фоксу, Абхидхамма отделила витарку от вихара , а экаггата (однонаправленность) была добавлена к описанию первой джханы , чтобы дать равное количество пяти препятствий и пяти противоядий . Традиция комментариев рассматривает качества первой джханы как противоядия от пяти помех, и экаггата , возможно, была добавлена к первой джхане , чтобы дать ровно пять противоядий от пяти помех .
Первоначально просто относившиеся к мысли, которая присутствует в начале дхьяны , термины витарка и вихара были переосмыслены развивающейся Абхидхармой и комментаторской традицией. В тхераваде витарка является одним из ментальных факторов, постигающих качество объекта. Это «начальное приложение внимания» или ума к его объекту , в то время как вихара — это постоянное приложение ума к объекту . Витарка рассматривается в традиции Тхеравады как противоядие от (лени и апатии), одного из пяти препятствий .
Нормальный процесс дискурсивного мышления
По словам Родерика С. Бакнелла, « витакка-вихара , фактор, который особенно характеризует первую джхану, вероятно, является не чем иным, как нормальным процессом дискурсивного мышления, знакомым, но обычно незамечаемым потоком ментальных образов и вербализации» .
Мартин Стюарт-Фокс объясняет, ссылаясь на Риса Дэвидса и Стеде, что когда витарка-вихара упоминаются в тандеме, они представляют собой одно выражение, «охватывающее все разновидности мышления, включая устойчивое и сосредоточенное мышление. Именно в этом включающем смысле мысли медитатор подавляет посредством концентрации, когда он достигает единства ума и, таким образом, переходит от первой ко второй джхане » .
Йогачара
Термин « манас » в йогачаре означает как «намеренность» или «эгоцентричное мышление» , так и «различающее мышление» ( викальпа ). Процесс медитации направлен на «не-мышление», останавливая оба этих познавательных процесса .
Витарка Мудра
Витарка мудра , « мудра обсуждения», выражает витарку, соединяя вместе кончики большого и указательного пальцев, а остальные пальцы держит прямыми. Эта мудра имеет множество вариантов в буддизме Махаяны и также известна как IAST : Prajñāliṅganabhinaya и Вьякхьяна мудра («мудра объяснения»).
См. также
Заметки
- Стюарт-Фокс далее отмечает, что витарка , будучи дискурсивным мышлением, мало что может сделать в качестве противоядия от лени и апатии, отражая несоответствия, внесенные схоластикой .
-
Бакнелл относится к:
* Мартин Стюарт-Фокс, «Джхана и буддийская схоластика», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 12.2 (1989): 79-110
* Пол Гриффитс, «Буддийская джхана: критическое исследование», Религия 13 (1983): 55-68.
См. также ,
Примечания
- ↑ , p. 39.
- ↑ , p. 48.
- ↑ , p. 2413.
- ↑ , p. 89.
- ↑ , p. 983.
- , p. 89, 116.
- ↑ .
- ↑ , p. Kindle Locations 1030-1033.
- ↑ , p. 30.
- ↑ .
- ↑ , p. 116.
- ↑ , p. 82.
- , p. 375-376.
- ↑ , p. 56-57.
- Visuddhimagga (IV, 88)
- Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit, от 10 ноября 2018 на Wayback Machine
- V.S.Apte. . — Digital Dictionaries Of South Asia. — P. 1422. . Дата обращения: 11 ноября 2022. Архивировано из 19 января 2016 года.
- ↑ .
- ↑ , p. 333.
- ↑ .
- .
- Ulrich Timme Kragh (editor), The Foundation for Yoga Practitioners : The Buddhist Yogācārabhūmi Treatise and Its Adaptation in India, East Asia, and Tibet, Volume 1 Harvard University, Department of South Asian studies, 2013, p. 72.
- .
- , p. 85-87.
- ↑ .
- , p. 56-57.
- ↑ .
- , p. 138-140.
Источники
- Arbel, Keren (2017), , Routledge, doi : , ISBN 9781317383994
- Berzin, Alexander (2006),
- Bhikkhu Bodhi (2003), A Comprehensive Manual of Abhidhamma , Pariyatti Publishing
-
Bucknell, Roderick S. (Winter 1993), "Reinterpreting the Jhanas",
Journal of the International Association of Buddhist Studies
,
16
(2)
{{ citation }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (дата и год) ( ссылка ) - Buswell; Lopez (2013), The Princeton Dictionary of Buddhism , Princeton University Press
- Chen, Naichen (2017), The Great Prajna Paramita Sutra, Volume 1 , Wheatmark
- Guenther, Herbert V.; Kawamura, Leslie S. (1975), Mind in Buddhist Psychology: A Translation of Ye-shes rgyal-mtshan's "The Necklace of Clear Understanding" (Kindle ed.), Dharma Publishing
- Kalupahana, David J. (1992), The Principles of Buddhist Psychology , Delhi: ri Satguru Publications
- Kewon, Damien (2004), A Dictionary of Buddhism , Oxford University Press
- Kunsang, Erik Pema (2004), Gateway to Knowledge, Vol. 1 , North Atlantic Books
- Lusthaus, Dan (2002), Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch'eng Wei-shih Lun , Routledge
- Polak, Grzegorz (2011), Reexamining Jhana: Towards a Critical Reconstruction of Early Buddhist Soteriology , UMCS
-
Rhys-Davids, T.W.; Stede, William, eds. (1921–25),
, Pali Text Society)
{{ citation }}
: Проверьте значение даты:|year=
( справка ) -
Sangpo, Gelong Lodro; Dhammajoti, Bhikkhu K.L. (2012), Motilal Banarsidass
{{ citation }}
:|title=
пропущен или пуст ( справка ) - Shankman, Richard (2008), The Experience of Samadhi , Shambhala Publications
- Wayman, Alex (1997), "Introduction", Calming the Mind and Discerning the Real: Buddhist Meditation and the Middle View, from the Lam Rim Chen Mo Tson-kha-pa , Motilal Banarsidass Publishers
Ссылки
Традиция тхеравады:
- 2020-10-14
- 1