Анкудинов, Алексей Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Тимофе́й Деме́нтьевич Анкуди́нов (Акинди́нов), по другим данным, Демидович, носивший « полуимя » Тимо́шка Анкуди́нов (не ранее 1617, Вологда — 1654, Москва ) — международный авантюрист , поэт и самозванец , выдававший себя за царевича Ивана Шуйского — мифического сына царя Василия IV Шуйского . Казнён через четвертование .
Уроженец города Вологды , сызмальства отличался выдающимися способностями и был рано отдан в обучение своим отцом, зажиточным стрельцом , торговавшим тканями . Утверждение шлезвиг-гольштейнского дипломата Адама Олеария о том, что его приметил местный архиепископ Нектарий , взяв к себе на службу келейником , богато одарив и даже женив на собственной внучке , следует признать ошибочным, так как указанный Нектарий умер в 1626 году, когда Тимошка был ещё очень мал. Вероятно, Олеарий перепутал Нектария с его преемником Варлаамом , занимавшем свою кафедру до января 1645 года.
Ведя в Вологде разгульную жизнь, Тимошка быстро промотал имущество семьи и вынужден был уехать в столицу, где по протекции своего приятеля по архиепископской канцелярии дьяка Ивана Патрикеева устроился писцом к воеводе князю Я. К. Черкасскому . Служил сначала в московском приказе Новой Чети, где подружился с подьячим Константином Конюховым, затем в других приказах. По свидетельству Олеария, отличался не только воровскими наклонностями, но и был склонен к мужеложству , что послужило одной из причин ссоры с женой .
Запутавшись в делах и будучи вновь уличён в растрате денежных средств, осенью 1643 года сжёг свой дом (вместе с собственной женой, собиравшейся его выдать ) и, похитив значительную сумму казённых денег, бежал за границу со своим приятелем Конюховым, выдавшим себя за его слугу. Через Тулу и Новгород-Северский попал в Польшу , где в Кракове получил аудиенцию у Владислава IV Вазы , назвавшись «Иваном Каразейским, воеводой Вологодским и наместником Великопермским» . Не получив от осторожного короля ожидаемой помощи, в 1646 году через Галицию , Молдавию и Валахию достиг Константинополя , где нашёл убежище у великого визиря Невесинли Салих-паши , ранее приютившего у себя другого самозванца Ивана Вергунёнка , выдававшего себя за сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек . Однако назвавший себя «сыном Василия Шуйского» Анкудинов быстро потерял доверие и здесь, а после настойчивого требования русских послов Телепнева и Кузовлева выдать самозванца он был вовсе удалён от двора, лишившись содержания.
На протяжении нескольких следующих лет ( 1646 — 1653 ) Тимошка ездил по Европе , сначала под именем «князя Великопермского», затем под именем «князя Иоанна Шуйского» (Ioannes Suiensis), всюду рассказывая о своём «происхождении» и прося материальной и политической поддержки. В частности, в 1647 году он оказался в Венеции , в 1648 году в Риме , а в 1649 году на Украине . Отличаясь большой сообразительностью и артистизмом мошенника , Анкудинов ловко вводил в заблуждение многих вельмож и государей, однако, не имея на руках никаких подлинных документов, вскорости лишался с их стороны какой-либо помощи. В разное время ему удалось заручиться поддержкой таких различных и порой откровенно враждебных друг другу людей, как Богдан Хмельницкий , турецкий султан Ибрагим I , шведская королева Кристина , риксканцлер Швеции Аксель Оксеншерна , римский папа Иннокентий X , бывший митрополит Коринфский и Эласонский Иоасаф, не считая польских магнатов и представителей сербского духовенства. Предлагая им в случае поддержки своего воцарения на Москве различные территориальные и иные уступки, он издавал собственные указы, для которых изобрёл особый формуляр и печать .
Во время своих странствий Тимошка даже принял ислам или иудаизм (впоследствии обнаружилось, что он был обрезан ), в Риме сделался католиком , и ещё несколько раз после того менял веру.
В конце концов, при значительном содействии английского дипломата Ивана Гебдона , Тимошка Анкудинов был выдан шлезвиг-гольштейнским герцогом Фридрихом III русскому правительству Алексея Михайловича , изобличён как самозванец и казнён в Москве четвертованием . Предан был анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I .
Будучи нестрогих моральных правил, Анкудинов, вне всякого сомнения, был неплохо образован и отличался литературными способностями. Один из первых русских поэтов , он сочинял силлабические вирши публицистического содержания, в которых всячески обличается московское правительство и воспеваются государи, приютившие его. Названия их говорят сами за себя: « Декларация московскому посольству », « Похвала турецкому султану », « На нынешнюю московскую власть », « На Филарета митрополита ». Его указы и частные письма написаны достаточно изящным по тому времени литературным языком .
Неординарная личность Анкудинова, жизнь и деятельность которого недостаточно освещена в исторических документах, довольно рано привлекла к себе внимание как историков и писателей, так сторонников различных конспиративных теорий. В частности, обращалось внимание на его познания в астрологии , свободное владение греческим и латынью . Сам по себе факт выдачи замуж Вологодским архиепископом , происходившим из детей боярских , своей родной внучки за безродного стрелецкого сына издавна вызывал сомнения в «простонародном» происхождении самозванца, являвшегося, возможно, незаконнорождённым отпрыском некой знатной семьи . Обращалось внимание и на противоречивое отношение к Тимошке преследовавших его за границей царских властей, то настойчиво требовавших его выдачи, то предлагавших ему некие выгодные для него условия помилования и возвращения. Высказывалась даже гипотеза о существовании одновременно двух самозванцев или наличия у Анкудинова родного брата и т. п. .
Адам Олеарий . «Описание путешествия в Московию» (1647):
«Во время пытки ему была представлена родная его мать — ныне монахиня; она, горько плача, жаловалась на его несчастье и увещевала его отказаться от своего безумия, признать истину и умолять царя о милости. Тимошка печально смотрел на неё, но представился, будто не узнаёт её… Хотя и приводили к нему для очной ставки многих прежних его добрых знакомых и друзей, бывших одновременно с ним писцами, хотя все они увещевали его признать правду, всё-таки он на все их речи, так как достаточно уже был уличён, отвечал молчанием. Его осмотрели и нашли, что он был обрезан. Его увели с места пытки и на другое утро опять привели сюда и допрашивали о некоторых пунктах. Он, однако, ни на один не желал ответить. Тогда его с пытки перевели на большую площадь перед Кремлём, прочли о его преступлениях и объявили приговор о нём: его велено было изрубить в куски. Его сейчас же раздели, разложили на земле, отрубили топором сначала правую руку ниже локтя, затем левую ногу ниже колена, потом левую руку и правую ногу и мгновенно затем голову; казнь он перенёс, не выражая страданий. Отрубленные куски тела были насажены на пять поставленных стоймя кольев и стояли так до следующего дня; туловище же осталось на земле между кольями и ночью было съедено собаками. На следующее утро оставшиеся кости туловища слугами палача были собраны, отрубленные куски вместе с кольями сложены в сани и всё это за городом брошено в яму для падали…»
В хронологическом порядке