Чистые пруды
- 1 year ago
- 0
- 0
Шуддхаваса ( пали Suddhāvāsa , тиб. , Вайли gtsang-ma'i gnas lnga ) — в буддийской космологии наивысший мир сферы форм , называемый «Чистой обителью». Это мир неподвержен циклическому существованию, он сохраняется, когда вся вселенная исчезает. Согласно буддийской космологии по прошествии 64 махакальп все живые существа восходят в Шуддхаваса, а затем нисходят из этого мира. Вознесение всех живых существ в Шуддхаваса может считаться наступлением совершенного, но не вечного духовного мира .
Чистые обители отличаются от других миров сферы форм (рупадхату) тем, что их населяют только анагамины , находящиеся на пути к достижению архатства, а не существа, рождение которых обусловлено обычными заслугами . Эти анагамины делятся на 24 класса . Анагамины достигают просветления непосредственно в Чистых обителях, не перерождаясь более в низших мирах. Таким образом, каждый обитатель этого мира, шуддхаваса дэва, является защитником буддизма. В этом мире пребывает , который вскоре после просветления Будды Гаутамы обратился к нему с просьбой учить существ Дхарме (Брахма Аячана сутта СН 6.1) . Поскольку шуддхаваса-дэва никогда не перерождаются за пределами Чистых обителей, здесь никогда не появляется бодхисаттва , поскольку перед достижением просветления бодхисатва должен переродиться в мире людей .
Если будды нет долгое время, эти миры могут оставаться пустыми, поскольку подъём сюда с низших планов возможен только благодаря учению Будды . В Палийском каноне есть несколько упоминаний об этом мире. Говорится, что перед появлением будды, обитатели Шуддхавасы вставляют в Веды знание о признаках Великого Существа и под видом браминов обучают ему людей, называя такое знание буддхамантой . Так люди обретают способность распознать Великое Существо. Обитатели Шуддхавасы знают, сколько будд родится в каждой кальпе , наблюдая за количеством лотосов , которые появляются на месте Бодхи , когда земля постепенно всплывает после разрушения мира. Именно брахмы Шуддхаваса посылают четыре предзнаменования, которые приводят к великому отречению бодхисатвы в его последней мирской жизни .
Продолжительность жизни анагаминов-брахм в чистых обителях очень велика, и многие из них становятся свидетелями того, как в мире появляется и исчезает Дхамма по мере прихода в мир очередного будды . В Махападана сутте ДН 14 говорится, что Будда Гаутама посещал Чистые обители .
В Принстонском словаре буддизма говорится, что «небеса сферы тонкой материальности (рупадхату) состоят из шестнадцати (школа сарвастивада ), семнадцати (школа саутрантика ) или восемнадцати уровней (школа тхеравада /стхавираникая)… Последние пять небес в совокупности обозначаются как пять чистых обителей, а божества, обитающие там, называются Шуддхаваса дэвами» .
Пять миров Шуддхаваса: